Недобросовестная конкуренция, контроль законодательства о рекламе. Контрольные мероприятия во время проведения Кубка Конфедераций FIFA 2017 и Чемпионата мира по футболу FIFA 2018
Контроль законодательства во время проведения Кубка Конфедераций FIFA 2017 и Чемпионата мира по футболу FIFA 2018
Особенности защиты и реализации имущественных прав FIFA, связанных с осуществлением мероприятий, в частности, требования к размещению и распространению рекламы установлены главой 8 Федерального закона от 7 июня 2013 г. N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Незаконное использование символики Кубка Конфедераций FIFA 2017 и последующего за ним Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 может повлечь за собой нарушение законодательства РФ.
В частности, согласно действующему законодательству, недобросовестной конкуренцией может быть признано:
- незаконное использование символики соревнований при продаже товаров либо выполнении работ и оказании услуг;
- изменение символики;
- использование обозначений тождественных или сходных до степени смешения с символикой спортивных соревнований;
- осуществление любых видов маркетинга посредством использования символики без разрешения организатора мероприятия.
Кроме этого, распространение рекламы в период проведения указанных спортивных соревнований разрешено только при условии заключения соответствующего договора или письменного согласия FIFA (уполномоченной организацией FIFA).
Реклама товаров коммерческих партнеров FIFA - производителей вина, пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, допускается с соблюдением некоторых правил. В частности, она должна содержать исключительно наименование производимой ими продукции или наименование самого производителя (юридического лица). При этом распространение данной рекламы должно осуществляться исключительно в местах проведения мероприятий.
За нарушения Закона о рекламе или Закона о защите конкуренции предусмотрена административная ответственность для юридических лиц от 100 000 до 500 000 рублей, а по некоторым статьям в виде оборотного штрафа.
Со списком партнеров и лицензиатов, образцами оргигинальной продукции и товарными знаками ФИФА можно ознакомиться в прикрепленных к материалу файлах.
Пресечение недобросовестной конкуренции
В 2016 году вступили в силу изменения в Закон о защите конкуренции, т.н. «четвертый антимонопольный пакет».
Расширен институт предупреждения. Поэтому прежде, чем возбудить дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства, Санкт-Петербургское УФАС обязано выдать предупреждение об устранении признаков нарушений.
Для сравнения:
- в 2015 году было возбуждено 57 дел и признано 46 нарушений.
- в 2016 году возбуждено почти на 40% дел меньше, признано 16 нарушений. Выдано 41 предупреждение, из которых исполнено 95%.
С начала 2017 года выдано 11 предупреждений 60 % исполнено
ФАС России по итогам 2016 года признало прецедентным дело, возбужденное Санкт-Петербургским УФАС в отношении ООО «Редмонд», которое зарегистрировало исключительное право на использование товарного знака «Multicook» (мультиповар) и направляло торговым организациям письма с требованием изъять из оборота все мультиварки «Polaris» с обозначением «Multicook» (нарушение ч.2 ст.14 Закона о защите конкуренции). На основании принятого управлением решения, Роспатент аннулировал у ООО «Редмонд» свидетельство о регистрации товарного знака «Multicook».
Штрафы за недобросовестную конкуренцию
В 2016 г. – девять штрафов на общую сумму 1 350 000 рублей.
С начала 2017 г. – назначено пять штрафов на общую сумму 290 тыс. руб.
110 000 руб. штраф на разработчика макета упаковки масла «Баба Валя» за нарушение ст. 14 Закона о защите конкуренции.
ООО «Традиция» ввела в оборот упаковку масла «Баба Валя» сходную до степени смешения с упаковкой масла «Валио».
В ходе рассмотрения дела ООО «Традиция» самостоятельно изменила упаковку масла «Баба Валя», что не освободило организацию от ответственности.
Контроль за соблюдением Закона о рекламе
2016 год – возбуждено 40 дел. Назначен 31 штраф на общую сумму 1,7 млн. руб.
С начала 2017 года – возбуждено 25 дел. Назначено штрафов на 520 000 руб.
В 2016 поступило более 500 жалоб на незаконную СМС рассылку, но на запросы управления заявители не представляют доказательства получения указанной в заявлении СМС рассылки, поэтому было возбуждено всего 4 дела.
В 2016 году в Санкт-Петербургское УФАС России поступило более 100 заявлений граждан на незаконную, по их мнению, рекламу микрофинансовых организаций (МФО). Но граждане зачастую жалуются не на рекламу, а на вывески. Поэтому по заявлениям возбуждено только 3 дела.
В 2016 г. - 25% дел это незаконная реклама медсредств.
С начала 2017 больше всего дел возбуждено по нарушениям в сфере дистанционной продажи.
Реклама доставки продуктов питания требует наименования
В конце апреля 2017 года Санкт-Петербургское УФАС России возбудило дела в отношении сервисов доставки пиццы.
В ходе осуществления надзора за соблюдением законодательства о рекламе в сети Интернет уполномоченным сотрудником антимонопольного органа была выявлена реклама доставки пиццы ollis.ru, rumyancev.ru, «2 Берега». Рекламораспространителями являются ООО «Орбита», ООО «Румянцев», ООО «Апрель» соответственно.
В рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (ст. 8 Закона о рекламе).
Необходимая информация в рекламных объявлениях отсутствовала, следовательно, есть признаки нарушения закона.
Рассмотрение дел назначено на 10,11 и 15 мая соответственно.
Реклама строящегося жилья. Изменения с января 2017 года.
С 1 января 2017 года вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 03.07.2016 N 304-ФЗ, в ч. 7 и 8 ст. 28 Закона о рекламе.
В частности, в рекламе о долевом участии в строительстве рекламодатели обязаны, помимо сведений о месте размещения проектной декларации, указывать фирменное наименование (наименование) застройщика либо его коммерческое обозначение.
При этом рекламодатели вправе по своему усмотрению выбрать, какие сведения о застройщике (наименование или коммерческое обозначение) будут указаны в рекламе, а также вправе указать коммерческое обозначение, индивидуализирующее объект (группу объектов) капитального строительства (в случае строительства многоквартирных домов - наименование жилого комплекса).
Также должны быть выполнены следующие условия:
- в проектной декларации должно быть указано коммерческое обозначение, индивидуализирующее застройщика, или индивидуализирующее объекты капитального строительства (например, в случае строительства многоквартирных домов - наименование жилого комплекса);
- проектная декларация своевременно опубликована застройщиком в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов".
Реклама о долевом участии в строительстве, распространенная без обязательных сведений о месте размещения проектной декларации и застройщике, с 1 января 2017 года будет нарушать требования Закона о рекламе.
Несмотря на то, что управление всеми способами доносило до рекламодателей и рекламораспространителей информацию о новшествах в законодательстве уже с начала 2017 года в ходе мониторинга интернета уже зафиксированы признаки нарушений Закона о рекламе в рекламе строящегося жилья. В ближайшее время будут возбуждены дела в отношении четырех застройщиков.