• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Недобросовестная конкуренция, контроль законодательства о рекламе. Контрольные мероприятия во время проведения Кубка Конфедераций FIFA 2017 и Чемпионата мира по футболу FIFA 2018

Контроль законодательства во время проведения Кубка Конфедераций FIFA 2017 и Чемпионата мира по футболу FIFA 2018

 

Особенности защиты и реализации имущественных прав FIFA, связанных с осуществлением мероприятий, в частности, требования к размещению и распространению рекламы установлены главой 8 Федерального закона от 7 июня 2013 г. N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

 

Незаконное использование символики Кубка Конфедераций FIFA 2017 и последующего за ним Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 может повлечь за собой нарушение законодательства РФ.

 

В частности, согласно действующему законодательству, недобросовестной конкуренцией может быть признано:

  • незаконное использование символики соревнований при продаже товаров либо выполнении работ и оказании услуг;
  • изменение символики;
  • использование обозначений тождественных или сходных до степени смешения с символикой спортивных соревнований;
  • осуществление любых видов маркетинга посредством использования символики без разрешения организатора мероприятия.

 

Кроме этого, распространение рекламы в период проведения указанных спортивных соревнований разрешено только при условии заключения соответствующего договора или письменного согласия FIFA (уполномоченной организацией FIFA).

 

Реклама товаров коммерческих партнеров FIFA - производителей вина, пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, допускается с соблюдением некоторых правил. В частности, она должна содержать исключительно наименование производимой ими продукции или наименование самого производителя (юридического лица). При этом распространение данной рекламы должно осуществляться исключительно в местах проведения мероприятий.

 

За нарушения Закона о рекламе или Закона о защите конкуренции предусмотрена административная ответственность для юридических лиц от 100 000 до 500 000 рублей, а по некоторым статьям в виде оборотного штрафа.

Со списком партнеров и лицензиатов, образцами оргигинальной продукции и товарными знаками ФИФА можно ознакомиться в прикрепленных к материалу  файлах.

 

Пресечение недобросовестной конкуренции

 

В 2016 году вступили в силу изменения в Закон о защите конкуренции, т.н. «четвертый антимонопольный пакет».

 

Расширен институт предупреждения. Поэтому прежде, чем возбудить дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства, Санкт-Петербургское УФАС обязано выдать предупреждение об устранении признаков нарушений.

 

Для сравнения:

- в 2015 году было возбуждено 57 дел и признано 46 нарушений.

- в 2016 году возбуждено почти на 40% дел меньше, признано 16 нарушений. Выдано 41 предупреждение, из которых  исполнено  95%.

 

С начала 2017 года выдано 11 предупреждений 60 % исполнено  

 

ФАС России по итогам 2016 года признало прецедентным дело, возбужденное Санкт-Петербургским УФАС в отношении ООО «Редмонд», которое зарегистрировало исключительное право на  использование товарного знака «Multicook» (мультиповар) и направляло торговым организациям письма с требованием изъять из оборота все мультиварки «Polaris»  с обозначением «Multicook» (нарушение ч.2 ст.14 Закона о защите конкуренции). На основании принятого управлением решения, Роспатент аннулировал у ООО «Редмонд» свидетельство о регистрации товарного знака «Multicook».

 

 

Штрафы за недобросовестную конкуренцию

 

В 2016 г. – девять  штрафов на общую сумму 1 350 000 рублей.

С начала 2017 г. – назначено пять штрафов на общую сумму 290 тыс. руб.

 

110 000 руб. штраф на разработчика макета упаковки масла «Баба Валя» за нарушение ст. 14 Закона о защите конкуренции.

 

ООО «Традиция» ввела в оборот упаковку масла «Баба Валя» сходную до степени смешения с упаковкой масла «Валио».

 

В ходе рассмотрения дела ООО «Традиция» самостоятельно изменила упаковку масла «Баба Валя», что не освободило организацию от ответственности.

 

 

Контроль за соблюдением Закона о рекламе

 

2016 годвозбуждено 40 дел. Назначен 31 штраф на общую сумму 1,7 млн. руб.

 

С начала 2017 года – возбуждено 25 дел. Назначено штрафов на 520 000 руб.

 

В 2016 поступило более 500 жалоб на незаконную СМС рассылку, но на запросы управления заявители не представляют доказательства получения указанной в заявлении СМС рассылки, поэтому было возбуждено всего 4 дела.

 

В 2016 году в Санкт-Петербургское УФАС России поступило более 100 заявлений граждан на незаконную, по их мнению, рекламу микрофинансовых организаций (МФО). Но граждане зачастую жалуются не на рекламу, а на вывески. Поэтому по заявлениям возбуждено только 3 дела.

 

 В 2016 г. - 25% дел это незаконная реклама медсредств.

 

С начала 2017 больше всего  дел возбуждено по нарушениям в сфере дистанционной продажи.

 

Реклама доставки продуктов питания требует наименования

В конце апреля 2017 года Санкт-Петербургское УФАС России возбудило дела в отношении сервисов доставки пиццы.

В ходе осуществления надзора за соблюдением законодательства о рекламе в сети Интернет уполномоченным сотрудником антимонопольного органа была выявлена реклама доставки пиццы ollis.ru, rumyancev.ru, «2 Берега». Рекламораспространителями являются  ООО «Орбита», ООО «Румянцев», ООО «Апрель» соответственно.

В рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (ст. 8 Закона о рекламе).

Необходимая информация в рекламных объявлениях отсутствовала, следовательно, есть признаки нарушения закона.

Рассмотрение дел назначено на 10,11 и 15 мая соответственно.

 

Реклама строящегося жилья. Изменения с января 2017 года.

 

С 1 января 2017 года вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 03.07.2016 N 304-ФЗ, в ч. 7 и 8 ст. 28 Закона о рекламе.

 

В частности, в рекламе о долевом участии в строительстве рекламодатели обязаны, помимо сведений о месте размещения проектной декларации, указывать фирменное наименование (наименование) застройщика либо его коммерческое обозначение.

 

При этом рекламодатели вправе по своему усмотрению выбрать, какие сведения о застройщике (наименование или коммерческое обозначение) будут указаны в рекламе, а также вправе указать коммерческое обозначение, индивидуализирующее объект (группу объектов) капитального строительства (в случае строительства многоквартирных домов - наименование жилого комплекса).

 

Также должны быть выполнены следующие условия:

- в проектной декларации должно быть указано коммерческое обозначение, индивидуализирующее застройщика, или индивидуализирующее объекты капитального строительства (например, в случае строительства многоквартирных домов - наименование жилого комплекса);

 - проектная декларация своевременно опубликована застройщиком в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов".

 

Реклама о долевом участии в строительстве, распространенная без обязательных сведений о месте размещения проектной декларации и застройщике, с 1 января 2017 года будет нарушать требования Закона о рекламе.

 

Несмотря на то, что управление всеми способами доносило до рекламодателей и рекламораспространителей информацию о новшествах в законодательстве уже с начала 2017 года в ходе мониторинга интернета уже зафиксированы  признаки нарушений Закона о рекламе в рекламе строящегося жилья. В ближайшее время будут возбуждены дела в отношении четырех застройщиков.

 

Файлы для скачивания

Актуальный список партнеров и лицензиатов ФИФА
Тип файла: pdf
Размер файла: 0.68 МБ
Образцы оригинальной продукции ФИФА
Тип файла: pdf
Размер файла: 0.68 МБ
Перечень зарегистрированных товарных знаков ФИФА
Тип файла: pdf
Размер файла: 4.09 МБ