• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Продуктовые сети Петербурга. Цифры и факты

Состояние конкуренции  на рынке розничной торговли продовольственными товарами в Санкт-Петербурге

Доля рынка тройки лидеров - X5 Retail Grop, «ОКей», «Лента» - в 2016 году составляет 47,45% (2015 - 49,9 %).

Если же рассматривать пятерку компаний, возглавляющих рейтинг: X5 Retail Grop, «О’Кей», «Лента», ТД «Интерторг», «Дикси», то их доля в 2016 составила 65,3% (2015 - 68,6%).

Несмотря на присоединение «Лентой» в декабре 2016 года супермаркетов «К-руока», это не оказало сильного влияния на структуру и концентрацию рынка. Суммирование доли «К-руоки» (1,4%) с долей «Ленты» за 2016 год увеличивает долю последней с 12,44% до 13,84% и выводит «Ленту» на второе место по доле на рынке вместо «О’Кея» (12,69%).

Из других обращающих на себя внимание данных можно отметить рост доли торговой сети «Магнит» до 4% в 2016 году и ее выход на шестое место (сразу после указанной пятерки лидеров) по доле на рынке в Петербурге.

Совокупная доля крупных торговых сетей на рынке  торговли продовольственными товарами  в 2016 году составила 87,82%. (2014 – 91,4%, 2015 – 90,75 %).

Доли основных хозяйствующих субъектов на рынке розничной торговли продовольственными товарами в Санкт-Петербурге в 2014-2016 гг. по показателю «объем всех реализованных продовольственных товаров за финансовый год»

Хозяйствующие субъекты

2014 г.,%

2015 г.,%

2016 г.,%

X5 Retail Group

21,14

21,56

22,32

ОКей

15,56

15,75

12,69

Лента

11,84

12,65

12,44

ТД Интерторг

13,21

11,77

10,34

Дикси

8,28

6,88

7,51

Тандер («Магнит»)

2,5

3,28

3,99

Любавушка («Полушка»)

4,1

4,1

3,66

METRO AG

2,5

2,32

2,32

Ашан

2,4

3,78

2,32

Призма

3,6

3,01

2,26

К-руока

1,4

1,36

1,4 (январь – ноябрь)

Лэнд

0,9

1,0

1,17

Верный

1,7

0,99

1,0

7 шагов (ТД «Прогресс»)

1,0

1,424

1,0

Реалъ

0,9

0,96

1,0

Нордик-Нева «Нетто»

1,3

1,3

0,8

Сезон

0,7

0,7

0,7

БигБокс «Ряды»  

-

0,04

0,5

Продоптторг «Пловдив»

0,3

0,3

0,4

Совокупная доля крупных торговых сетей

91,4

90,75

87,82

Мониторинг соблюдения торговыми сетями требований

антимонопольного законодательства и положений

Закона о торговле.

Всего проверено 28 торговых сетей.

По итогам проверки антимонопольным органом выявлено:

1.  На официальных сайтах отсутствует обязательная к размещению информация об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора, (признаки нарушения ч.1 ст.9 Закона о торговле (381-ФЗ)) у следующих торговых сетей:

- ООО  «Нордик-Нева» - сети «Нетто» и «Смарт»;

- ООО «Альянс Групп» - сеть «Первая Премия»;

- ООО «Бэст Прайс» - сеть «Fix Price»;

- ООО «Минута-Маркет»- сеть «Минута Маркет»;

- ООО «Петроторг» - сеть «Пловдив»;

- ООО «Северо-Западная Торговая Группа» - сеть «Лукошко»;

- ООО «Стопэкспресс» - сеть «Stopexpress»;

- ООО «Традиционная розница» - сеть «Естный»;

- ООО «ТС Риомаг» и ООО «Риомаркет» - сеть «Риомаг»;

- ООО «ТК Прогресс» - сеть «Семь шагов»

2. Превышение сроков оплаты товаров, срокам, установленным  законодательством (признаки нарушения ч. 7-8 ст. 9 Закона о торговле). В одном из договоров с поставщиками:

- ООО «РиоМаркет» (сеть «Риомаг») 14 дней вместо положенных по Закону восьми дней;

- ООО «Северо-Западная Торговая Группа» (сеть «Лукошко») 45 дней место положенных по Закону 40 дней;

- ООО «СТК - Северо-Запад» (сеть «Глобус Гурмэ») не позднее 10 рабочих дней вместо положенных по Закону восьми дней и не позднее 30 календарных дней вместо положенных по закону 25 дней;

- ООО «Традиционная розница» (сеть «Естный») в договоре с одним из поставщиков вообще отсутствует информация о сроках оплаты товаров.

Справка:

В силу ч. 7-8 ст. 9 Закона о торговле в случае, если между хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, и хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, заключается и исполняется (реализуется) договор поставки продовольственных товаров с условием оплаты таких товаров через определенное время после их передачи хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, срок оплаты таких товаров для установления данным договором определяется по следующим правилам:

1) продовольственные товары, на которые срок годности установлен менее чем десять дней, подлежат оплате в срок не позднее чем восемь рабочих дней со дня фактического получения таких товаров хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность;

2) продовольственные товары, на которые срок годности установлен от десяти до тридцати дней включительно, подлежат оплате в срок не позднее чем двадцать пять календарных дней со дня фактического получения таких товаров хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность;

3) продовольственные товары, на которые срок годности установлен свыше тридцати дней, а также алкогольная продукция, произведенная на территории Российской Федерации, подлежат оплате в срок не позднее чем сорок календарных дней со дня фактического получения таких товаров хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность.

3. Создание дискриминационных условий доступа в торговую сеть (признаки нарушений  п. 1 ч. 1 ст. 13 Закона о торговле)

ООО «Северо-Западная Торговая Группа» (сеть «Лукошко») в договорах с тремя поставщиками отсутствуют штрафные санкции за возможные нарушения условий договоров поставки, в договорах же с другими контрагентами установлены разные проценты штрафов за нарушение условий договоров поставки продукции. Такие действия со стороны торговой сети содержат признаки создания дискриминационных условий для поставщиков.

Справка:

Согласно положениям статьи 13 Закона о торговле хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, запрещается создавать дискриминационные условия, определяемые в соответствии с Федеральным законом «О защите конкуренции».

 

Динамика потребительских цен

Изменение цен на социально-значимые продукты питания в январе-мае 2017 в колеблется в среднем от 1% до 10%.

Больше всего подвержены колебанию цен – овощи, что обусловлено сезонностью этой продукции.

В мае 2017 подорожали: картофель на 22,5 %, капуста белокочанная на 33,5 %, морковь на 23,3 %, яблоки на 7,5 %. Подешевели: огурцы на 21,8 % и помидоры на 12,2%.

По результатам мониторинга цен на социально-значимые продукты питания нарушений антимонопольного законодательства и законодательства о торговой деятельности – не выявлено.

Жалобы от граждан на повышение цен на социально значимые продукты питания с начала 2017 года в Санкт-Петербургское УФАС не поступали.