• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Петербургские госзакупки. Предварительные итоги 2017 года

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

 

  1. Предварительная статистика по жалобам на госзакупки

 

На 15 декабря 2017 рассмотрено 5118 жалоб, что на 498 жалоб больше, чем в 2016 году.

 

Из них:

3808 жалоб на городских заказчиков, 952 на федеральных и 358 на муниципальных.

 

Выдано 1449 предписаний  об устранении нарушений. Не исполнено около 30 предписаний, которые в основном обжалуются в судах .

 

Проведено 311 проверок: 309 внеплановых,  2 плановых.

 

Назначено 366 административных штрафов на общую сумму 8 млн. 064 тыс. руб.

 

Больше всего назначено штрафов должностным лицам   СПб ГУП «Дирекция транспортного строительства» – 364 тыс.руб.

 

За первые три квартала 2017 года заявителями отозвано 352 жалобы. Для сравнения – за аналогичный период  2016 года отозвано 416 жалоб.

 

Подача жалобы на закупку, а затем ее отзыв может быть эффективным способом не только манипулирования заказчиком, но и стать основой для коррупции.

 

В 2018 году Санкт-Петербургское УФАС России решило проводить внеплановые проверки по всем отозванным жалобам.

 

 

  1. Наиболее значимые дела в сфере контроля госзакупок.

 

ЗакС СПб нарушил законодательство РФ при заключении контракта на перевозку депутатов

 

В действиях Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, которое без проведения торгов заключило контракт на перевозку депутатов с ГБАУ «Смольнинское» установлено нарушение Закона о контрактной системе (ч. 1, 5 ст. 24, п. 6 ч. 1 ст. 93,ч. 3 ст. 103 (п. 9 ч. 2 ст. 103)) и Закона о защите конкуренции (ч.1 ст.15). Контракт заключен на три года. Цена контракта 439 млн. руб.

 

ЗакС заключал этот контракт, опираясь на ст.7-1 городского Закона о ГУПах. В октябре этого года Верховный суд признал указанную статью недействующей.

 

В настоящее время в арбитражном суде СПб и ЛО  находится на рассмотрении иск Санкт-Петербургского УФАС России о признании недействительным контракта заключенного между ЗакСом и Смольнинским. Следующее судебное заседание назначено на 9:45 15 января 2018г.

 

Закупка мебели для Невской ратуши

 

В действиях Комитета по государственному заказу (КГЗ) и ГБУ «Дирекция по управлению объектами административного управления» при проведении конкурса на поставку мебели для Невской ратуши установлено нарушение п.2 ст.8 и п.9 ст.50 Закона о контрактной системе. Начальная (максимальная) цена контракта более 400 млн. руб. Заказчик требовал, чтобы у участника закупки были в наличии складские или производственно-складские помещения площадью не менее 30 тыс. кв.м. Причем при оценке заявок вес этого критерия составлял 18%.

Выдано предписание о внесении изменений в конкурсную документацию.

 

Предписание не исполнено. Контракт заключен с ЗАО «Первая мебельная фабрика». Сумма контракта более 392 млн руб.

 

Решение и предписание оспорено в Арбитражном суде СПб и ЛО (дело № А 56-89679/17). Такое в судах бывает редко, но очень быстро в рамках одного заседания суд признал их не действительными. В настоящее время управление обжалует это решение в апелляционной инстанции.

 

В отношении КГЗ и Дирекции в соответствии с ч.7 ст.19.5 КоАП РФ возбуждено административное дело. Должностных лиц, вина которых будет установлена в рамках расследования, ожидает штраф в размере 50 тыс. руб.

 

Обстоятельства непреодолимой силы на обустройстве велопарковок

 

СПб ГКУ "Городской центр управления парковками Санкт-Петербурга" (Центр управления парковками), ссылаясь на обстоятельства непреодолимой силы, в заключил без проведения торгов контракт на выполнение работ по размещению велодорожек с ООО “Промышленно-инвестиционная группа”. Цена контракта составила  более 110 млн. руб.

 

В ходе изучения материалов дела инспекция антимонопольного органа выявила, что  в июле 2017 года в Санкт-Петербурге режим чрезвычайного положения на территории города не вводился, т.е. обстоятельства непреодолимой силы отсутствовали. Значит, подрядчик на выполнение работ по оборудованию велодорожек должен был определяться на основании открытых конкурентных процедур.

 

В действиях Центра управления парковками установлено нарушение ст. 24, 93 Закона о контрактной системе.

 

На основании ч.2 ст.7.29 КоАП РФ заместитель директора Центра управления парковками, подписавший незаконный контракт, оштрафован на 50 тыс. руб. Штраф указанным должностными лицом оплачен в полном объеме.

 

  1. О разъяснениях президиума ФАС России по определению размера убытков, причиненных в результате нарушений антимонопольного законодательства

 

Нарушение антимонопольного законодательства одними лицами может привести к негативным последствиям для других лиц. Пострадавшее лицо вправе обратиться в суд с иском о взыскании убытков.

 

Иск о возмещении убытков, причиненных совершением антиконкурентного действия, может предъявить любое лицо.

 

Как в работают механизмы возмещения убытков? Ответ на этот вопрос дают подробные разъяснения Президиума ФАС России №6 и №11 (http://spb.fas.gov.ru/analytic/10429).

 

Наша пресс-конференция посвящена проблемам гозакупок. В разрезе возмещения убытков хотелось бы обратить внимание журналистов и бизнеса на судебное  дело А55-22501/2016. В качестве третьего лица в этом деле принимало участие  Самарское УФАС России.

 

Суть дела

Администрация города Сызрань неправомерно отклонила заявку участника аукциона ООО «Центр независимой экспертизы» (Центр). Самарское УФАС России выдало предписание о пересмотре заявок.

 

Через пять месяцев (с нарушением сроков) администрация его исполнила, признала заявителя победителем. В связи с укороченными сроками – исполнить контракт уже было невозможно.

 

Центр обратился в суд  с исковым заявлением к администрации  Сызрани о взыскании убытков в размере 724 992 руб. 26 коп. Суд вынес решение о взыскании указанной суммы. Три судебные инстанции подтвердили правоту заявителя.