• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Национальный план развития конкуренции. Итоги 2017: пресечение недобросовестной конкуренции, контроль органов власти, контроль соблюдения закона о рекламе.

 Национальный план по развитию конкуренции

Пресечение недобросовестной конкуренции. Контроль органов власти. Контроль соблюдения закона о рекламе

 

 

Национальный план развития конкуренции в

Российской Федерации на 2018 - 2020 годы.

 

Утвержден  указом Президента РФ от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции.

 

Цели государственной политики:

- Повышение удовлетворенности потребителей;

- Повышение экономической эффективности и конкурентоспособности;

- Стабильный рост и развитие многоукладной экономики.

 

До 2020 года:

-  снижение количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов власти не менее чем в два раза;

-  увеличение доли госзакупок, участниками которых являются только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации, не менее чем в два раза по сравнению с 2017 годом;

-  обеспечение во всех отраслях экономики, за исключением сфер естественных монополий, присутствия не менее трех хозсубъектов, один из которых должен относиться к частному бизнесу.



Определены приоритетные отрасли для развития конкуренции, в  частности:

В области здравоохранения снижение цен на лекарства и медицинские изделия. Улучшение их доступности для граждан.

В сфере дорожного строительства сокращение доли закупок, признанных несостоявшимися, с 30% в 2017 г. не менее чем на 5% в год.  

В сфере телекоммуникаций должен быть устранен внутрироссийский роуминг. Ликвидирована необоснованная разница в тарифах на услуги сотовой связи при поездках по России.

 

Руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ должны:

до 1 января 2019 г. внести изменения в положения об органах исполнительной власти субъекта РФ, предусматривающих приоритет целей и задач по содействию развитию конкуренции;

до 1 марта 2019 г. принять меры, направленные на создание и организацию системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

 

Итоги работы Санкт-Петербургского УФАС за 2017 г. в сфере пресечения недобросовестной конкуренции, контроля органов власти и соблюдения закона о рекламе
 

Пресечение недобросовестной конкуренции

(нарушение ст. 14  Закона о защите конкуренции)

 

Общее количество возбужденных дел в 2017 г. – 24 (для сравнения в 2015 г. таких дел было 46).  

 

Уменьшение количества дел связано с введением в 2016 году института предупреждения.

 

В 2017 г. было выдано 43 предупреждения из них 42 исполнено. Если предупреждение не выполняется, то возбуждается антимонопольное дело.

 

Такое дело было возбуждено в отношении индивидуального предпринимателя, который распространял извещения о необходимости поверки счетчиков воды и указывал в них информацию, создающую у потребителя впечатление о безальтернативном способе поверки такого счетчика  http://spb.fas.gov.ru/news/10482

 

К наиболее интересным делам в сфере пресечения недобросовестной конкуренции можно отнести:

  • ПАО «Группа ЛСР»  обнаружила организацию с наименованием сходным до степени смешения со своим -  ООО «ЛСР Северо-Запад».  Являясь конкурентами на рынке строительства недвижимости эта организация использовали аббревиатуру, зарекомендовавшей себя с 2006  ПАО «Группа ЛСР», что является нарушением ст.14.4. http://spb.fas.gov.ru/news/10431
  • ПАО «Петербургский мельничный комбинат» производитель муки «Предпортовая» пожаловался на сходство упаковки муки, производимой ОАО «Петрофаск». В ходе рассмотрения дела было установлено, что потребитель при покупке муки действительно может спутать две упаковки. В действиях ответчика было признано нарушение ч.2 ст.14.6 Закона о защите конкуренции. ОАО «Петрофаск» внес изменения в дизайн http://spb.fas.gov.ru/news/10291
  • В конце 2017 года возбуждено дело в отношении “ФАС-онлайн” http://spb.fas.gov.ru/news/10435 Организация, не имеющая отношение к Федеральной антимонопольной службе решила воспользоваться ее аббревиатурой (признаки нарушения ст. 14.4 закона о защите конкуренции). Решение по этому делу будет вынесено в середине апреля.

 

 

Контроль органов власти

(ст. 15 Закона о защите конкуренции)

 

Количество выявленных нарушений Закона о защите конкуренции органами власти Петербурга выросло: в 2016 г. – 54; в 2017 г.– 89 нарушений.

 

В 2017 г. выдано 68 предупреждений из которых на сегодня: 54 исполнено; 9 обжалуются в судах; а по остальным  возбуждены антимонопольные дела.

 

Знаковые дела в сфере контроля органов власти:

Верховный суд признал недействующей статью петербургского Закона о ГУПах, которая наделяла эти учреждения исключительными полномочиями на конкурентных рынках http://spb.fas.gov.ru/news/10377

 

По итогам рассмотрения, возбужденного в отношении Правительства города и Управления соцпитания дела городское законодательство  в сфере социального питания, приведено в соответствии с Законом о контрактной системе (44-ФЗ) http://spb.fas.gov.ru/news/10458.

 

Городской центр размещения рекламы (ГЦРР) по договору поручения и доверенностям на протяжении многих лет незаконно выполнял функции Комитета имущественных отношений (КИО) - осуществлял контроль за размещением объектов наружной рекламы, на возмездной основе заключал договоры от имени Петербурга на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, а также представлял интересы КИО в суде за  (нарушение ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции).  Решение и предписание антимонопольного органа были поддержаны судами всех трех инстанций. На данный момент предписание выполнено: действие договора поручения прекращено и выдача доверенностей КИО ГЦРР отменена. http://spb.fas.gov.ru/news/10501

 

В начале марта 2018 года Санкт-Петербургское УФАС установило, что КИО в марте 2017 года без проведения торгов заключил контракт с СПб ГУП «Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости»  (ГУИОН) на предоставление информации, необходимой для расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Санкт-Петербурга, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена.  Согласно результатам анализа и оценки состояния конкурентной среды, указанные услуги могли предоставить и другие организации, имеющие в штате необходимых специалистов, техническую возможность, а также все необходимые допуски и лицензии. В связи с этим непроведение торгов лишило потенциальных желающих возможности принять участие в конкурентной борьбе за право оказывать соответствующие услуги, что привело к ограничению конкуренции (нарушение ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции). http://spb.fas.gov.ru/news/10514

 

 

 

Контроль за соблюдением Закона о рекламе

 

В 2017 г. возбуждено  46 дел (в 2016 - 43 дела).

 

Наибольшее количество дел (28%) возбуждены по заявлениям на незаконную смс-рассылку.

 

ПАО КБ «Восточный» без согласия абонентов распространял смс о новых банковских услугах  и был оштрафован на 220 тыс. руб. http://spb.fas.gov.ru/news/10488

 

Сумма назначенных штрафов за нарушения Закона о рекламе в 2017 году составила – 1 424 000 руб. из них оплачено 936 000 руб.

 

С начала 2018 года Санкт-Петербургское УФАС России регистрирует возросший поток жалоб от граждан на рекламу, распространяемую в жилых домах (на лестничных клетках, в подъездах, лифтах).

 

Обращаем внимание журналистов и граждан, что контроль за порядком распространения такой рекламы не входит в компетенцию антимонопольного органа. В случае, если вы недовольны, тем, что ваш подъезд заклеен рекламными объявлениями, то вам необходимо обращаться в вашу Управляющую компанию.