Санкт-Петербургское УФАС России. Итоги 2013 года.

Санкт-Петербургское УФАС России.  Итоги 2013 года.
18 марта 2014 года
 
1.Антимонопольный контроль 
1.1. Злоупотреблений хозяйствующих субъектов доминирующим положением (нарушение ст. 10) 
 
По причине увеличения случаев необоснованного сокращения или прекращения поставки энергоресурсов на рынке водоснабжения и теплоснабжения количество выявленных  Санкт-Петербургским УФАС России нарушений увеличилось на 21%:
2012 год – 28 нарушений;
2013 год – 34 нарушения.
 
Всего выдано – 15 предупреждений. Наибольшее количество предупреждений в сфере электроэнергетики – 13 предупреждений.
 
Наиболее интересные дела.
Признана незаконной необоснованно монопольно высокая цена, установленная ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» 
25 июля 2013 года Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области, рассмотрев дело № А56-18774/2013, отказал в удовлетворении требований ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по делу № К12-46/12.
 Из материалов дела:
Дело о нарушении антимонопольного законодательства было возбуждено Санкт-Петербургским УФАС России по заявлению ООО «НИИПРИИ «Региональная инжтехнология» в связи с действиями ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга».
Заявитель указал на незаконное установление платы по сверке расположения водопроводных и канализационных сетей, находящихся в хозяйственном ведении ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» на представленной топографической съемке, в связи с производством ООО «НИИПРИИ «Региональная инжтехнология» топогеодезических изысканий.
Проанализировав необходимые документы, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России усмотрела в указанных действиях ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» злоупотребление доминирующим положением, выраженным в установлении, поддержании монопольно высокой цены товара.
Таким образом, в декабре 2012 года Санкт-Петербургское УФАС России признало нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» со стороны ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» и выдало предписание о прекращении нарушения.  
Не согласившись с Санкт-Петербургским УФАС России, ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» обратилось с исковым заявлением в арбитражный суд. На заседании 25 июля 2013 года суд первой инстанции признал правомерность решения и предписания Санкт-Петербургского УФАС России.
 
 
1.2. Пресечение недобросовестной конкуренции (ст. 14 закона «О защите конкуренции») 
 
В 2013 году количество выявленных нарушений по ст. 14 по сравнению с предыдущим периодом сократилось на 9%: 
2012 – 31 нарушение; 
2013 – 28 нарушений. 
 
Вероятной причиной уменьшения количества выявленных нарушений явилось увеличение количества прекращенных дел в связи с отсутствием факта нарушения. 
Количество принятых решений о прекращении производства по делу в связи с отсутствием факта нарушения увеличилось по сравнению с прошлым годом  в 2,2 раза
2012 – 7 дел; 
2013 – 15 дел. 
 
Наиболее интересные дела.
Использование олимпийской символики может расцениваться как недобросовестная конкуренция
Санкт-Петербургское УФАС России, рассмотрев дело № К05-102/13, возбужденное по факту незаконного использования олимпийской символики, признало в действиях ООО «Русская мода» факт недобросовестной конкуренции.
Дело о нарушении антимонопольного законодательства было возбуждено по заявлению АНО «Оргкомитет «Сочи 2014». В обращении было  указано о факте производства Петродворцовским часовым заводом «Ракета» часов лимитированной коллекции,  дизайн которых включает в себя изображения видов спорта (вместо циферблата) с центральной надписью «Ракета для Сочи». По мнению Оргкомитета, этот факт  создает ложное представление о причастности производителя к Олимпийскому движению.
Согласно Федеральному закону об олимпиаде изображение  олимпийских   видов   спорта   не   запрещается, однако использование словестных обозначений, схожих с охраняемым товарным знаком Сочи 2014 в наименовании товаров запрещено на период организации и проведения игр (с 05.07.2007 по 31.12.2016). Таким образом, само словосочетание «Ракета для Сочи» без разрешения Оргкомитета не может содержать наименование г. Сочи.
В итоге Санкт-Петербургским УФАС России признано нарушение ст. 14 Закона о защите конкуренции в отношении ООО «Русская мода», т.к. именно Общество являет заказчиком на производство часов и разработало их дизайн. Для устранения нарушений выдано предписание.
 
 
1.4. Выявление и пресечение актов и действий органов исполнительной власти, органов государственной власти, органов местного самоуправления ограничивающих конкуренцию на рынках (ст. 15 закона «О защите конкуренции») 
 
В 2013 году количество выявленных нарушений по ст. 15 по сравнению с 2012 годом увеличилось на 9% 
2012 – 22 нарушения; 
2013 – 24 нарушения. 
 
К числу наиболее характерных рынков, на которых хозяйствующие субъекты чаще всего подвергаются незаконным регулятивным действиям со стороны органов государственной власти Санкт-Петербурга и иных осуществляющих функции указанных органов или организаций относятся рынки:
- услуг по предоставлению в аренду объектов недвижимости (земельных участков); 
- услуг по оценке объектов недвижимости; 
- услуг по организации питания в образовательных учреждениях;
- пассажирских перевозок; 
- ремонтно-строительных работ;
- услуг по управлению многоквартирными домами.
 
 
2. Контроль соблюдения Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «О торговле» 
 
В 2013 году Санкт-Петербургским УФАС России проведено 4 проверки торговых сетей, работающих на территории Санкт-Петербурга, по результатам которых было возбуждено 4 дела по признакам нарушения 9 и 13 статьи Закона о торговле.
 
Примеры дел, возбужденных по признакам нарушения статьи 13 Закона о торговле
По заявлению ООО «ТД Алтайская крупа»  возбуждено два дела по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 13 Закона о торговле в отношении ООО «Лента» и ООО «Любавушка Ритейл Груп» (торговая сеть «Полушка»), выразившимся в  создании препятствий доступа на рынок розничной торговли продовольственными товарами Санкт-Петербурга в качестве поставщика ООО «ТД Алтайская крупа».
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России признала ООО «Лента» и ООО «Любавушка Ритейл Груп» нарушившим закон «О торговле» и выдала организациям предписания об устранении нарушения.
 ООО «Любавушка Ритейл Груп» обжаловала решение и предписание в арбитражном суде. В настоящее время дело находится на рассмотрении во 2-ой судебной инстанции.
ООО «Лента» согласилось с решением и предписанием Санкт-Петербургского УФАС. В настоящее время антимонопольный орган проверяет исполнение выданного торговой сети  предписания.
В начале апреля Санкт-Петербургское УФАС России рассмотрит  дела о наложении административных штрафов на торговые сети. В соответствии с ч.1 ст.14.10 КоАП РФ нарушителям грозит штраф от 2-х до 5-ти миллионов рублей.
 
3. Контроль рекламной деятельности 
 
В 2013 году возбуждено 43 дела по признакам нарушения закона «О рекламе».
 
Наиболее интересные дела.
Из истории вопроса. В конце 2012 года, в ходе проведения мониторинга соблюдения законодательства о рекламе, сотрудниками Санкт-Петербургского УФАС России было установлено, что на фасаде зданий на улице Чернышевского расположены вывески пивного бара  «Beer House», указывающие на месторасположение бара на улице Чайковского. А непосредственно в месте расположения бара присутствует вывески с изображением торговых марок производителей пива, таких как  Velvet, Guiness, Carlsberg, Krusovice и других.
Основным видом деятельности  ООО «Лидер-II» является продажа пива, таким образом, вывески «Beer House», установленные на фасадах зданий, вне места реализации алкогольной продукции, попадают под определение рекламы. Так же, под определение рекламы попадают и торговые марки производителей пива, индивидуализирующие товар, реклама которого запрещена. Ответственность за нарушение закона «О рекламе» несет рекламораспространитель, которым является ООО «Лидер-II».
 Комиссия антимонопольного органа установила в действиях ООО «Лидер-II» нарушение п. 5 ч. 2 ст.21 закона «О рекламе» и предписала демонтировать рекламные конструкции. В соответствии с ч.1 ст.14.3 КоАП РФ организации был назначен административный штраф в размере 250 тысяч рублей, правомерность наложения которого ООО «Лидер-II» обжаловало в двух судебных инстанциях.
 Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленобласти и 13 арбитражный апелляционный суд признали законность наложения штрафа на ООО «Лидер-II». 
Справка: Пункт 5 части 2 статьи 21 закона «О рекламе» запрещает рекламу алкогольной продукции с использованием рекламных конструкций, монтируемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий.
 
 5. Контроль размещения заказов (Федеральный закон № 94-ФЗ)
 
В 2013 году в Санкт-Петербургское УФАС России поступило 4307 жалобы, что на 38% больше чем в 2012 году. Более 60% жалоб признаны обоснованными. Около 10% решений обжалуется в судах. Проведено 178 проверок. 
 
 
Из всех выявленных при рассмотрении жалоб нарушений большая часть приходится на установление ненадлежащих требований к содержанию и составу заявки на участие в торгах, необоснованный отказ в допуске к участию в торгах, запросе котировок.
 
Например:
В декабре 2013 года были объявлены совместные торги на оказание услуг по предоставлению автотранспорта с водителем в лечебно­профилактические учреждения здравоохранения Фрунзенского района Санкт-Петербурга в 2014 году. В соответствии со Спецификацией были установлены требования к топливу, качеству стекол в автомобилях, давлению в шинах. Вместе с тем предметом аукциона является оказание услуг по предоставлению автотранспорта с водителем, а не автомобильное топливо и/или стекло. Следовательно, описание особенностей технического устройства используемых автомобилей не относится к предмету вышеуказанного аукциона. Данные торги были аннулированы в связи с нарушением ст. 41.6 94-ФЗ.
 
 
Большое количество жалоб было подано на закупки, в документации которых использовалось написание числовых значений прописью, а также содержались запутанные, «непрозрачные», допускающие неоднозначность толкования инструкций по заполнению заявок и описания требований к товарам. Причём жалобы подавались как на содержание конкурсной  документации, так и на необоснованные отказы в допуске к конкурсам на основании указанной документации.
 
6. Штрафы.
Всего в 2013 году нарушителями было оплачено штрафов на общую сумму более 25, 5 млн. руб.
Из них: 
- более 7 млн. рублей оплатили нарушители закона «О размещении заказов» (94-ФЗ);
- за нарушение законодательства о рекламе оплачено более 1,5 млн. руб.;
- самый большой штраф в размере 8 млн. руб. за «гречневый» сговор оплачен торговой сетью «Пятерочка» (ООО «Агроторг»).