Юридическая фантастика или помогут ли юристы роботы контролировать закупки

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

30 мая 2017 года руководитель Санкт-Петербургского УФАС России Вадим Владимиров принял участие в конференции, посвященной первым итогам работы государственных и муниципальных унитарных предприятий в рамках 44-ФЗ.

 

Свой доклад руководитель управления начал с  информации ФАС России, которая в своих отчетах отмечает, что благодаря великому и могучему русскому языку, антимонопольной службе известно огромное количество различных способов проведения торгов по 223-ФЗ, например, «закрытые конкурентные переговоры», которые сводились к одному – ГУПы и МУПы заключали договоры с единственным поставщиком. По словам руководителя Федеральной антимонопольной службы Игоря Артемьева, число наименований этих псевдоторгов доходило до трёх тысяч.

 

«Поэтому был сделан решительный шаг по переходу к конкурентным процедурам. ГУПы и МУПы с 1 января 2017 года перешли на Закон о контрактной системе (44-ФЗ) со всеми его плюсами и минусами», - заявил Вадим Владимиров.

 

При этом он заметил, что с учетом упомянутых поправок закупочная деятельность ГУПов и МУПов в рамках проведения аукционов или конкурсов претерпела некоторые изменения. Если раньше заказчики сами устанавливали для себя и перечень случаев для проведения закупок у единственного поставщика, и предельные суммы, на которые указанные договоры могут быть заключены, то сейчас условия проведения таких закупок,  регламентированные ст.93 Закона о контрактной системе.

 

На заказчиков возлагается дополнительный ряд обязанностей, который осложняет проведение  ГУПами и МУПами закупок у единственного поставщика, например: запрещено самостоятельно определять для себя перечень случаев, позволяющих заключать договор без проведения какой-либо конкурентной процедуры; обязанность информировать о планируемом договоре с единственным участником путем размещения соответствующей информации на сайте zakupki.gov.ru, а также, в ряде случаев, уведомлять антимонопольный орган о заключенном договоре и обосновывать невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика.

 

В  2016 и 2017 годах количество опубликованных на официальном сайте закупок у единственного поставщика таких крупных организаций, как ГУП «Петербургский метрополитен», ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» и ГУП «Горэлектротранс» сократилось. Однако говорить о каких-либо итогах Вадим Владимиров считает преждевременно, т.к. из-за технического сбоя планы закупок на 2017 год стали размещаться только с апреля.

 

Что касается контроля за ходом проведения торгов, то руководитель антимонопольного органа заверил, что ГУПы и МУПы будут оцениваться по тем же правилам, которые действуют сейчас для государственных заказчиков: «Никаких проблем по правовой оценке торгов мы не видим. Остается и проблема  профессиональных жалобщиков, о которых знаем мы и правоохранительные органы, но, к сожалению, методов борьбы с ними у нас пока нет».

 

Как один из вариантов решения этой проблемы Вадим Владимиров предложил, чтобы жалобы рассматривались в автоматическом режиме, роботами-юристами. «Эту идею мы обсуждали на Петербургском международном юридическом форуме. Причем не важно подавалась вообще жалоба или нет, если закупочная документация нарушает Закона о контрактной системе – сразу автоматически выдается предписание. Настоящая Фемида с завязанными глазами решает всё так, как должно решаться по закону, без всякого рода субъективного вмешательства человеческого фактора», – резюмировал руководитель антимонопольного органа.