Усиление государственного монополизма – негативная тенденция в экономике России

Проблемам и перспективам развития антимонопольного регулирования посвятил свой доклад заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) Сергей Пузыревский, выступая в Санкт-Петербурге на научно-практической конференции «Правовые и экономические вопросы оценки состояния конкуренции на товарных рынках»

 

Сергей Пузыревский отметил, что в России имеются негативные для конкуренции тенденции, а именно - усиление государственного монополизма. Сокращается частный сектор в экономике, увеличивается доля контролируемых государством компаний и государственных корпораций, происходит монополизация целых отраслей экономики, растет количество унитарных предприятий и дискриминируется частный бизнес.

 

Для решения этой проблемы ФАС России разработала закон о ликвидации ГУПов и МУПов.

 

«В конце 2019 года Президент России подписал закон, согласно которому большинство государственных и муниципальных унитарных предприятий должны быть преобразованы в другие формы собственности: или акционированы или реорганизованы в другие, более прозрачные формы собственности с участием государства - учреждения», - сказал Сергей Пузыревский.

 

«Это большая реформа, рассчитанная до 2025 года. Но уже с 8 января этого года законом запрещено создавать новые унитарные предприятия на конкурентных рынках. Надо обеспечить конституционный принцип равенства всех форм собственности в России», - уточнил замруководителя ФАС России.

 

В законе обговорены исключения: унитарные предприятия сохранятся в районах крайнего Севера, в сферах деятельности естественных монополий и в сфере культуры.

 

Вторая проблема, которая беспокоит ФАС России, и которую озвучил Сергей Пузыревский – это неэффективность государственного регулирования субъектов естественных монополий.

 

«Закон о естественных монополиях устарел и не отвечает современным реалиям. Субъекты естественных монополий подвержены самому жесткому государственному регулированию. Если такой подход применяется к конкурентным рынкам, то значит, развитие таких рынков сдерживается искусственно», - полагает замруководителя ФАС России.

 

В антимонопольной службе считают, что естественными монополиями можно назвать только те организации, которые обладают сетевыми активами (например, электросетевой комплекс или газовая труба).

 

«Порты, аэропорты, услуги почтовой связи не должны подпадать под новое определение субъекта естественных монополий. Значит, эти рынки можно реформировать и развивать», - полагает Сергей Пузыревский.

 

Третья проблема - это неэффективность государственного регулирования тарифов. В антимонопольном органе считают, что отраслевое тарифное регулирование приводит к дискриминации как между отдельными хозяйствующими субъектами, так и между отраслями, поскольку сейчас большинство тарифных решений индивидуальны, какие-то отрасли более зарегулированы, какие-то менее.

 

Законопроект об основах государственного регулирования цен, подготовленный ФАС России, устанавливает единые методы и правила такого регулирования, порядок принятия тарифных решений и утверждения инвестиционных программ, финансируемых из тарифных источников, а также порядок взаимодействия федерального и региональных тарифных регуляторов также внесен в Правительство РФ.

 

Сергей Пузыревский затронул также проблему иммунитетов для применения антимонопольного законодательства к объектам интеллектуальной собственности.

 

«Мы не говорим, что антимонопольное законодательство позволит у кого-то эту собственность отнять. Регулируя деятельность Газпрома, мы же не забираем его собственность. То же самое относится и к объектам интеллектуальной собственности. Надо работать по правилам. А сейчас нам говорят: ваши правила на нас не распространяются», - рассказал замруководителя антимонопольного ведомства.

 

По его мнению, это заблуждение играет на руку иностранным правообладателям, которые этим пользуются, чтобы завоевать российский рынок. ФАС России продолжит убеждать и органы власти, и бизнес в том, что нормы антимонопольного законодательства должны применяться и к объектам интеллектуальной собственности, как это происходит во всем мире.