ФАС: После каждого этапа реализации Национального плана нужно оценивать не только количественные, но и качественные показатели

Антимонопольная служба продолжает работу над новым Национальным планом развития конкуренции на 2021-2025 годы

Состоялось совместное заседание научно-методического совета образовательных организаций и кафедр конкурентного права и антимонопольного регулирования ФАС России и Комиссии по конкурентному праву и совершенствованию антимонопольного законодательства Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России».

В приветственном слове замглавы ФАС России Сергей Пузыревский отметил, что при разработке нового Национального плана развития конкуренции необходимо учитывать особенности, связанные с введением ограничений в результате пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19.

«Также нужно обратить внимание на цифровизацию и онлайн-обращение товаров, которые предполагают использование соответствующей инфраструктуры, площадок, которые начинают оказывать влияние на традиционный товарный рынок. В связи с этим принятие пятого «антимонопольного пакета» становится в разы актуальнее», - отметил Сергей Пузыревский.

Он напомнил, что в 2020 году завершается трехлетний период первого Национального плана развития конкуренции, и скоро предстоит подводить его итоги.

«Что касается Нацплана на следующий период, важно чтобы он был утвержден вовремя, несмотря на то, что идут серьезные дискуссии по его отдельным положениям, нам необходимо актуализировать комплекс мероприятий, которые должны продвигаться в сфере конкуренции», - добавил заместитель руководителя ведомства.

Начальник Правового управления ФАС России Артем Молчанов в своем выступлении рассказал о достижении показателей и основных мероприятиях первого Национального плана развития конкуренции.

В частности, во всех отраслях экономики обеспечено присутствие не менее 3 хозяйствующих субъектов, не менее чем 1 из которых относится к частному бизнесу, за исключением сфер деятельности субъектов естественных монополий и организаций оборонно-промышленного комплекса.

Еще один важный результат: по сравнению с 2017 годом в 1,3 раза сократилось количество нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов власти. Кроме того, было достигнуто 18 из 38 ожидаемых результатов развития конкуренции.

 

5q8a9997

Антимонопольная служба продолжает работу над новым Национальным планом развития конкуренции на 2021-2025 годы

Состоялось совместное заседание научно-методического совета образовательных организаций и кафедр конкурентного права и антимонопольного регулирования ФАС России и Комиссии по конкурентному праву и совершенствованию антимонопольного законодательства Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России».

В приветственном слове замглавы ФАС России Сергей Пузыревский отметил, что при разработке нового Национального плана развития конкуренции необходимо учитывать особенности, связанные с введением ограничений в результате пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19.

«Также нужно обратить внимание на цифровизацию и онлайн-обращение товаров, которые предполагают использование соответствующей инфраструктуры, площадок, которые начинают оказывать влияние на традиционный товарный рынок. В связи с этим принятие пятого «антимонопольного пакета» становится в разы актуальнее», - отметил Сергей Пузыревский.

Он напомнил, что в 2020 году завершается трехлетний период первого Национального плана развития конкуренции, и скоро предстоит подводить его итоги.

«Что касается Нацплана на следующий период, важно чтобы он был утвержден вовремя, несмотря на то, что идут серьезные дискуссии по его отдельным положениям, нам необходимо актуализировать комплекс мероприятий, которые должны продвигаться в сфере конкуренции», - добавил заместитель руководителя ведомства.

Начальник Правового управления ФАС России Артем Молчанов в своем выступлении рассказал о достижении показателей и основных мероприятиях первого Национального плана развития конкуренции.

В частности, во всех отраслях экономики обеспечено присутствие не менее 3 хозяйствующих субъектов, не менее чем 1 из которых относится к частному бизнесу, за исключением сфер деятельности субъектов естественных монополий и организаций оборонно-промышленного комплекса.

Еще один важный результат: по сравнению с 2017 годом в 1,3 раза сократилось количество нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов власти. Кроме того, было достигнуто 18 из 38 ожидаемых результатов развития конкуренции.

В Правительство РФ внесен пятый «цифровой» антимонопольный пакет, законопроект о реформировании правового регулирования естественных монополий, законопроект об основах государственного регулирования цен (тарифов).

«Нацплан - это комплексный документ, 1 января 2019 года - это дата внесения всех законопроектов в Государственную Думу, однако часть из них еще находится на рассмотрении в Правительстве. Дискуссия над законопроектами требует более активного вмешательства экспертного сообщества», - отметил Артем Молчанов.

По словам спикера, региональный блок мероприятий реализован на 100%: все регионы утвердили ключевые показатели развития конкуренции, новые «дорожные карты», внесли изменения в положения органов исполнительной власти, приняли акты об организации антимонопольного комплаенса. 9 субъектов РФ уже утвердили планы по реформированию унитарных предприятий, в завершающей стадии разработки находятся планы еще в 38 регионах страны.

«Важно после каждого этапа реализации Национального плана оценивать не только количественные, но и качественные показатели. Чем шире будет оценочная работа не только со стороны ФАС, но и экспертного сообщества, тем более объективные результаты мы получим», - заявил спикер.

Заместитель начальника Правового управления ФАС России Оксана Кузнецова рассказала о подготовке проекта Национального плана развития конкуренции на 2021-2025 годы.

Документ разработан ФАС России на основании поручения Правительства Российской Федерации, прошел процедуру согласования с 45 федеральными органами власти, из которых 21 поддержал документ. В настоящее время проект внесен в Правительство Российской Федерации.

За последние три десятилетия в России уже накоплен определенный опыт разработки и реализации программных документов в сфере развития конкуренции, что позволило при подготовке нового Национального плана провести оценку результатов их внедрения, проанализировать факторы, препятствующие достижению всех заявленных целей.

«В частности, важную роль в достижении результатов играет своевременность выполнения мероприятий и их взаимоувязка. При подготовке проекта Национального плана стояла задача сформулировать его положения так, чтобы мероприятия нового Нацплана исходили из единой концепции, взаимодополняли друг друга и в комплексе имели ощутимый результат для экономики», - отметила Оксана Кузнецова.

Мероприятия проекта Национального плана условно можно разделить на три больших блока: поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, повышение эффективности управления государственным и муниципальным имуществом, в том числе путем вовлечения в хозяйственный оборот непрофильного неиспользуемого имущества, цифровизация антимонопольного и тарифного регулирования.

Также документом предусмотрен комплекс мероприятий по развитию биржевой торговли, отдельный пакет мер затрагивает регулирование сферы финансовых рынков, выделены также мероприятия в сфере международного сотрудничества.

Для решения поставленных задач проект Национального плана содержит ряд поручений федеральным, региональным и муниципальным органам власти.

В связи с необходимостью нивелировать последствия пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19, проект был дополнен антикризисными мерами, направленными на поддержку малого бизнеса, в частности в сфере торговли и рекламного дела, сформулированными, в том числе, по результатам обсуждения с представителями бизнес-сообщества.

Также с докладом выступил помощник руководителя ФАС России, главный научный сотрудник Института проблем развития науки Российской академии наук Сергей Максимов. Он рассказал о концепции «дорожной карты» развития конкуренции в сфере науки и образования.

В целом работа над проектом «дорожной карты» завершена, она должна обеспечить рост эффективности закупок научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (НИР и НИОКТР).

«Для работы над этим документом ФАС и РАН еще в ноябре 2019 года создали совместную рабочую группу. Одной из ключевых проблем развития науки и образования является фактическая невозможность непосредственного участия в госзакуках НИР и НИОКТР физических лиц и их временных коллективов, т.е. тех, кто собственно и осуществляет научную детальность (научные работники, преподаватели вузов, самозанятые граждане, в том числе, находящиеся на пенсии или в отставке). Это приводит к тому, что около 80-85% средств, выделяемых на выполнение НИР организациям – победителям закупок, возвращается в качестве налогов в бюджет и различные фонды, расходуется на бюрократические и хозяйственные нужды организаций.

Наряду с «организационным рабством» ученых и преподавателей крупным барьером для развития конкуренции в российской науке является монопольная зависимость всех российских научных и образовательных организаций от зарубежных реферативных баз данных, ставшая фактором деградации отечественной аспирантуры и докторантуры, научной периодики и монографической литературы, журналов. Эта зависимость от зарубежных монополий привела к вытеснению экспертной наукометрии борьбой за лучшие библиометрические показатели, что в большей степени отвечает интересам зарубежных бенефициаров, а не России», - отметил Сергей Максимов.