Разъяснения Санкт-Петербургского УФАС России по вопросу значительного подорожания проезда в электричках.

Санкт-Петербургское УФАС России на основании устных и письменных обращений граждан по вопросу значительного подорожания с 1 января 2010 года стоимости проезда в электричках на территории Санкт-Петербурга, исходя из установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на железнодорожные перевозки пассажиров в пригородном сообщении, провело проверку соответствия действий ОАО «Северо-Западная пригородная пассажирская компания» требованиям антимонопольного законодательства и доводит до сведения граждан следующее.

ОАО «Северо-Западная пригородная пассажирская компания», осуществляющее в настоящее время на территории Санкт-Петербурга железнодорожные перевозки пассажиров в пригородном сообщении, Федеральной службой по тарифам включено в Реестр субъектов естественных монополий на транспорте и является субъектом естественной монополии, что в соответствии с ч.5 ст.5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции») определяет его доминирующее положение.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является ущемление интересов других лиц, в том числе установление монопольно высокой цены товара, нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

В соответствии с абз. 4 п. 6 «Положения об участии органов исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий», утвержденного постановлением Правительства РФ от 10.12.2008 №950 (далее – Положение), государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ. Согласно п. 9 Положения, контроль за установлением органом регулирования тарифов возложен на Федеральную службу по тарифам.

В 2009 г. стоимость абонементных льготных билетов и билетов выходного дня в поездах пригородного сообщения на территории Санкт-Петербурга устанавливалась в пределах тарифов на разовую поездку в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 11.12.2008 №1537, при этом стоимость разовой поездки составляла: в пределах 1-й и 2-й зоны -20 руб., за пределами 2-й зоны – 14 руб. за зону.

В соответствии с п. 3.8. ст. 3 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 13.09.2005 № 1346 полномочиями по установлению тарифов на перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении и по осуществлению контроля за деятельностью естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении с 12 мая 2009г. наделен Комитет по тарифам Санкт-Петербурга. 

Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 14.12.2009 № 230-р «Об установлении тарифов на железнодорожные перевозку пассажиров в пригородном сообщении на территории Санкт-Петербурга на 2010 год» установлен «посадочный тариф на проезд пассажиров в поездах пригородного сообщения на территории Санкт-Петербурга за первые 20 километров вне зависимости от дальности поездки» в размере 30 руб. и «за каждый последующий километр после 20-го» в размере 1,50 руб. 

Согласно Правилам перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденных приказом МПС России от 26 июля 2002 г. №30 (далее – Правила перевозок), порядок продажи и стоимость абонементных билетов устанавливается железной дорогой. В соответствии с абзацем 1 пункта 147 Правил перевозок стоимость абонементного билета рассчитывается железной дорогой по тарифу, применяемому на соответствующем участке пригородного сообщения (покилометровый, общий), исходя из следующего количества поездок: месячный билет – 50 поездок, сезонный – 200 поездок, полугодовой – 300 поездок и годовой – 600 поездок. Исчисление стоимости абонементных билетов на участках применения зонного тарифа производится по ставкам покилометрового тарифа.

Анализ показателей и расчета стоимости сезонного (на 4 месяца) абонементного билета по направлению Петергоф – Санкт-Петербург свидетельствует об установлении ОАО «Северо-Западная пригородная пассажирская компания» (далее – железная дорога) стоимости абонементных билета в пределах тарифов, установленных органом регулирования субъекта Российской Федерации – г.Санкт-Петербург. Например, согласно установленным в 2010 году тарифам стоимость сезонного абонементного билета на проезд железнодорожным транспортом пригородного сообщения от Петергофа до Санкт-Петербурга, определяемая в соответствии с абз.1 п.147 Правил перевозок, составляет 8700 руб. (43.5 руб. x 200 поездок). При этом фактически установленная стоимость – 7950 руб. что составляет 91.4% от максимально допустимой стоимости месячного абонементного билета.

Учитывая изложенное, Санкт-Петербургское УФАС России не имеет оснований для применения мер антимонопольного реагирования, поскольку в соответствии с пунктом 2 статьи 6 ФЗ «О защите конкуренции», не признается монопольно высокой цена товара, определенная органом регулирования естественной монополии, и установление железной дорогой стоимости абонементных билетов соответствует нормативным правовым актам, регламентирующим порядок ценообразования на пригородные железнодорожные перевозки.

Санкт-Петербургское УФАС России рекомендует гражданам по вопросам ценообразования на услуги пассажирских железнодорожных перевозок обращаться в Комитет по тарифам Санкт-Петербурга (адрес: 190000, г. Санкт-Петербург, Вознесенский пр., д. 16) и/или в Федеральную службу по тарифам (адрес: 109074, г. Москва, Китайгородский пр., д. 7).