Арбитражный суд рассмотрит Закон Санкт-Петербурга «О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства и реконструкции» на соответствие антимонопольному законодательству

Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области принял заявление Санкт-Петербургского УФАС России о признании недействующими отдельных положений  Закона Санкт-Петербурга от 17.06.2004 № 282-43 «О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства и реконструкции» (далее - Закон СПб № 282-43) к производству.

 

Предварительное судебное заседание арбитражного суда первой инстанции назначено на  25 декабря 2012 г.

 

При исполнении государственной функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе при рассмотрении дел о нарушениях антимонопольного законодательства, связанных с предоставлением государственного имущества (объектов нежилого фонда, земельных участков) для строительства и реконструкции Санкт-Петербургское УФАС России выявило несоответствие Закона СПб № 282-43.

 

Санкт-Петербургское УФАС России полагает, что пункт 4 статьи 2, пункты 1, 2, 4 части 2 статьи 5, пункт 1 части 3 статьи 5, пункт 2 статьи 6  Закона СПб № 282-43 не соответствуют нормам Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федерального закона от 25.02.99 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».

 

Выявленные несоответствия Закона СПб № 282-43 федеральному законодательству нарушают права и законные интересы субъектов инвестиционной деятельности в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности - инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений.

 

 

Справка:

В обосновании позиции Санкт-Петербургское УФАС России представило следующие доводы.

Согласно части 1 статьи 17.1 Федерального закона о защите конкуренции предоставление государственного имущества может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов (торгов). Случаи предоставления государственного имущества без проведения торгов установлены пунктами 1-13 части 1 статьи 17.1, а также статьей 19 Федерального закона о защите конкуренции».

Предоставление объектов недвижимости в целях строительства и реконструкции без проведения торгов обеспечивает им более выгодные условия деятельности, что, в силу пункта 20 статьи 4 Федерального закона о защите конкуренции, квалифицируется как предоставление государственной преференции. Порядок предоставления государственной преференции установлен главой 5 Федерального закона о защите конкуренции, несоблюдение которого является нарушением антимонопольного законодательства.

 

Вместе с тем, в статье 5 Закона СПб № 282-43 поименованы не указанные в Федеральном законе о защите конкуренции случаи предоставления государственного имущества без проведения торгов.

Так, пункты 1, 2, 4 части 2 статьи 5 Закона СПб № 282-43 предусматривают возможность предоставления зданий, строений, сооружений и объектов незавершенного строительства целевым назначением (без проведения торгов) в зависимости от назначения объекта (общежитие), его технического состояния (аварийный), а также в зависимости от области инвестиционной деятельности (культура, наука, здравоохранение, экология, образование, физическая культура и спорт, развитие гостиничной и туристической инфраструктуры), что противоречит Федеральному закону о защите конкуренции, который аналогичных норм не содержит.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Закона СПб № 282-43 допускается предоставление объектов недвижимости (земельных участков, зданий, строений, сооружений, объектов незавершенного строительства) целевым назначением (без проведения торгов) стратегическим инвесторам.

Предоставление объектов недвижимости без проведения торгов стратегическим инвесторам противоречит Федеральному закону от 25.02.99 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», статьи 6, 15 которого гарантируют всем инвесторам равные права на осуществление инвестиционной деятельности. В этой связи пунктом 1 части 2 статьи 11 указанного закона предусмотрено принятие антимонопольных мер, в случае создания неравных прав инвесторам.

Также, предоставление земельных участков без проведения торгов стратегическим инвесторам противоречит Земельному кодексу Российской Федерации, согласно статье 30 которого критерием предоставления земельного участка без проведения торгов является сформированность земельного участка и наличие предварительного согласования места размещения объекта, а не статус лица, выступающего инвестором.

Не предусмотренное федеральным законодательством деление инвесторов на потенциальных и стратегических введено пунктами 3 и 4 статьи 2 Закона СПб № 282-43. Такое деление инвесторов, наряду с нормами пункта 1 части 3 статьи 5 Закона СПб № 282-43 может создать инвесторам, имеющим различный статус (стратегические / потенциальные) неравные условия как доступа к объектам недвижимости Санкт-Петербурга в целях осуществления инвестиционной деятельности, так и при осуществлении ими инвестиционной деятельности, что запрещено частью 1 статьи 15 Федерального закона о защите конкуренции.

 

Закон СПб № 282-43 устанавливает порядок предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства и реконструкции, адресованный неопределенному кругу лиц и рассчитанный на неоднократное применение.

Применительно к изложенным обстоятельствам, Санкт-Петербургским УФАС России, действующим в пределах своей компетенции, установлено, что п.1, п.2, п.4 части 2, п.1 части 3 (в части слов «стратегическими инвесторами») статьи 5 Закона СПб № 282-43 содержат нарушение ч.1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами – инвесторами путем введения деления инвесторов на стратегических и потенциальных, а также в установлении случаев, не предусмотренных федеральным законодательством, предоставления объектов недвижимости для строительства и реконструкции без проведения торгов, что приводит к недопущению конкуренции за право доступа к объектам недвижимости, находящимся в собственности Санкт-Петербурга в целях осуществления инвестиционной деятельности (строительства и реконструкции).

Аналогичная позиция изложена Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу в Экспертных заключениях по результатам проведения правовой экспертизы Закона Санкт-Петербурга от 17.06.2004 №282-43 «О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства и реконструкции» от 27.06.2012 №ПЭ-69-з и от 08.11.2012 № ПЭ-116-з.