Арбитражный суд г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области принимает решения по искам еще до назначения судебных заседаний

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Арбитражно-процессуальный кодекс, как документ, определяющий ведение всех судебных процессов, содержит в себе много скрытых возможностей. Одна из них – вынесение судом определения об обеспечительных мерах. Подобный акт,  в понимании законодательства, всегда направлен на сохранение баланса интересов противоборствующих в суде сторон, то есть, по сути, должен устанавливать запрет на действия одной из сторон, совершение которых может привести к невозможности исполнения основного судебного решения.

Подобные обеспечительные меры выносятся, в частности, и по арбитражным делам, в которых участвуют, с одной стороны, заказчики, осваивающие бюджетные деньги (зачастую довольно быстро и эффективно), с другой – Санкт-Петербургское УФАС России, как контролирующий орган, действия которого направлены,  в первую очередь, на предотвращение коррупции при размещении заказов.

Законодатели, разрабатывая нормативно-правовой акт о размещении заказов, руководствовались необходимостью установления единого порядка размещения заказов. Но, видимо, из каждого правила бывают исключения.

Так, в завершении 2012 г. в номинации «Самый равный из всех равных госзаказчиков Санкт-Петербурга» по версии Арбитражного суда Санкт-Петербурга победил ФГБОУ ВПО «Национально минерально-сырьевой университет «Горный», которому любой ценой за 15 дней необходимо было потратить 143,5 млн. рублей на приобретение 6372 единиц эксклюзивной мебели, изготовленной по конкретным размерам из массива новозеландской сосны класса А. Данному желанию не могли помешать даже многочисленные нарушения при размещении этого заказа, выявленные Санкт-Петербургским УФАС России.

Выданное Санкт-Петербургским УФАС России предписание о приведении аукционной документации в соответствие с законодательством было обжаловано в суде (дело № А56-75255/2012). Одновременно Горный университет обратился в суд с ходатайством о принятии обеспечительных мер до рассмотрения дела в судебном порядке, в части приостановления действия предписания Санкт-Петербургского УФАС России.

И, о, чудо! Арбитражный суд Санкт-Петербурга не просто приостановил действие предписания до судебного решения, но и вовсе отменил его действие в определении об обеспечительных мерах. Таким образом, суд позволил заключить контракт Горному университету по максимальной цене с «нужным» подрядчиком, тем самым, лишив какого-либо смысла дальнейшие судебные разбирательства.

Действительно, зачем нужны торги, если Горный университет, а также, по-видимому, и Арбитражный суд Санкт-Петербурга знают как самым «эффективным» способом потратить миллионы рублей налогоплательщиков? Зачем искать подрядчика, который сделает и лучше, и дешевле? Это совершенно «неэффективное» занятие!

Примечательно, что определение о принятии искового заявления Горного университета к производству фактически было составлено Арбитражным судом Санкт-Петербурга за 3 дня после его написания. И контракт был заключен раньше, чем Санкт-Петербургское УФАС России узнало об обжаловании решения и предписания с суде.

Такое решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга не только противоречит логике, но и пункту 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда РФ № 83 от 13.08.2004 г., который четко указывает  на недопустимость приостановления решений контролирующих органов, если есть основания полагать, что это может нарушить баланс интересов сторон арбитражного процесса, а также повлечь за собой утрату возможности исполнения оспариваемого решения при отказе в удовлетворении требования заявителя  по существу спора.

Еще год назад подобные действия Арбитражного суда могли повергнуть в шок. Однако в последнее время участились случаи предоставления возможности распорядителям бюджетных средств заключать договора с «нужными» подрядчиками по «необходимой» цене, минуя все законы и исключая возможность отстаивания общественных интересов Санкт-Петербургским УФАС России в суде. Так, например, еще в одном деле с участием Комитета по информатизации и связи скорость принятия определений о принятии заявления к производству и об обеспечительных  мерах бьет все рекорды.