ФАС Северо-Западного округа: действующая система аттестации оценщиков противоречит федеральному законодательству

11 марта 2013 г. Федеральный арбитражный  суд  Северо-Западного  округа,   рассмотрев   дело № А56-51148/2012, признал распоряжение губернатора Санкт-Петербурга от 01.08.1996 №113-р «О порядке оценки недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности, и прав на него» (далее - распоряжение №113-р) несоответствующим положениям Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и Федерального закона от 29.07.1998 №135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", имеющим большую юридическую силу, и недействующим с момента вступления в законную силу решения суда.

 


Из материалов дела:

В августе 2012 г. Санкт-Петербургское УФАС России обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании распоряжения №113-р несоответствующим положениям Федеральных законов «О защите конкуренции» и «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», имеющим большую юридическую силу, и недействующим с момента вступления в законную силу решения суда.

 

Оспариваемым нормативным актом введена действующая до настоящего времени обязательная аттестация оценщиков в Санкт-Петербурге, которую осуществляет Совет по аттестации оценщиков, созданный при КУГИ. Таким образом, данная система аттестации противоречит Закону "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", которым не предусмотрена аттестация оценщиков органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

 

Также приложением №1 к распоряжению № 113-р установлен Порядок аттестации лиц, в соответствии с которым на ГУП «ГУИОН» возложены полномочия по приему заявлений оценщиков для прохождения аттестации. Кроме этого, ГУП «ГУИОН» устанавливает порядок выбора оценщика, привлекает аттестованных оценщиков для оценки объектов недвижимости, определяет оценщика и заключает с ним договор, осуществляет экспертизу результатов оценки, проведенной иными оценочными организациями (оценщиками).

При этом ГУП «ГУИОН» само осуществляет деятельность по оценке, т.к. является одним из участников рынка, но заказы на оценку ГУП «ГУИОН» может получать вне прохождения какого-либо порядка выбора оценщика.

Таким образом, распоряжение № 113-р создает преимущественные условия деятельности ГУП «ГУИОН» на рынке услуг по оценке объектов недвижимости.

 

В декабре 2012 г. в связи с отсутствием у субъекта Российской Федерации - Санкт-Петербурга прав и полномочий по аттестации оценщиков, а также в связи с тем, что введенным Порядком аттестации в нарушение статьи 15 Закона «О защите конкуренции» создаются условия, ограничивающие конкуренцию, Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области признал распоряжение №113-р недействующим.

 

11 марта 2013 г. Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа оставил без изменения решение первой инстанции, а кассационную жалобу Губернатора Санкт-Петербурга - без удовлетворения.