Арбитражный суд: РЖД ограничил конкуренцию при организации перевозок скоропортящихся грузов

15 апреля 2015 года Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области, рассмотрев новые обстоятельства дела, вновь признал законными решение и предписание Санкт-Петербургского УФАС России.

 

Из истории вопроса. В июне 2013 года Санкт-Петербургского УФАС России признало ОАО «РЖД» нарушившим п. 8 и п. 9 ч. 1 ст. 10  Закон  о защите конкуренции. Было установлено, что ОАО «РЖД» создало неравные условия для организаций, занимающихся перевозкой скоропортящихся грузов в ускоренных рефрижераторных поездах со станций Санкт-Петербургского узла Октябрьской железной дороги.

 

Нарушению предшествовали следующие действия перевозчика. В переходный и летний период 2012 года были сокращены предельные сроки доставки скоропортящихся грузов  в вагонах-термосах в поездах общесетевого графика, что позволяло осуществлять перевозки  только на расстояния не более 2000 км от Санкт-Петербурга. Для перевозки на расстояния свыше 2000 км необходимо было получить возможность отправок грузов по введенной ОАО «РЖД» альтернативной схеме перевозок в ускоренных рефрижераторных поездах (УРП).

 

Право подготовки формирования составов для отправки в УРП по станциям Среднерогатская и Предпортовая перевозчиком было предоставлено одному из грузоотправителей - ООО «Петербургская логистическая компания» (ООО «ПЛК»).

 

При попытке другого грузоотправителя - ООО «ДС-Транс», собственными силами создать  необходимые условия для формирования составов по технологии УРП на станции Предпортовая телеграммой Октябрьской железной дороги (филиала ОАО «РЖД») указанная станция была преждевременно закрыта для отправки УРП.

 

Таким образом, ОАО «РЖД» необоснованно лишило ООО «ДС-Транс» возможности выхода на рынок перевозок по технологии УРП, фактически предоставив преимущество конкуренту- компании ООО «ПЛК», и тем самым нарушило Закон о защите конкуренции.

 

Железнодорожному монополисту было выдано предписание, согласно которому, он должен был разместить на сайте в открытом доступе перечень условий, которые необходимо выполнить грузоотправителям для возможности перевозки грузов по технологии ускоренных рефрижераторных поездов.

 

Решение и предписание Санкт-Петербургского УФАС России были обжалованы в суде. Первая и вторая инстанции подтвердили их законность. Третья кассационная инстанция передала дело на новое рассмотрение, посчитав, что не были исследованы некоторые обстоятельства, на которые РЖД указывало при рассмотрении дела как в УФАС, так и в судах первой и апелляционной инстанций.

 

В итоге, рассмотрев дело повторно, суд первой инстанции в очередной раз признал обоснованность выводов антимонопольного органа.