• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Комиссия ФАС России: Тинькофф Банк не смог доказать свою невиновность по подозрению в недобросовестной конкуренции

26 октября 2015 года Комиссия ФАС России, в состав которой на паритетной основе входили представители Банка России, признала АО «Тинькофф Банк» нарушившим часть 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции (недобросовестная конкуренция).
 

Напомним, что дело было возбуждено Санкт-Петербургским УФАС России на основании жалоб граждан в связи с принятием банком решения о снижении с 1 июля текущего года процентной ставки, начисляемой на пополнения срочных вкладов, по уже заключенным с гражданами договорам. Впоследствии дело для рассмотрения по подведомственности было передано в центральный аппарат Службы.
 

В своих жалобах и последующих пояснениях по делу вкладчики отмечали привлекательность заявлявшихся АО «Тинькофф Банк» на момент заключения договоров условий вкладов, которые, в том числе, позволяли им при открытии вклада фиксировать процентную ставку по нему на весь срок и получать согласованную с банком доходность также и на суммы пополнения вклада. Как сообщили вкладчики, зная о возможном снижении доходности пополнений, они бы не выбрали АО «Тинькофф Банк» для заключения договора вклада, а обратились в этих целях в другую кредитную организацию.


Изучив представленные в материалы дела документы и сведения, Комиссия ФАС России пришла к выводу, что своими действиями АО «Тинькофф Банк» действительно ухудшило потребительские свойства вкладов по сравнению с первоначально заявленными, не выявив при этом обстоятельств, которые могли свидетельствовать для вкладчиков при заключении договоров о наличии такой возможности.

 

Комиссия ФАС России также посчитала, что действия банка по заключению с гражданами договоров вклада на привлекательных условиях и последующему ухудшению его потребительских свойств были направлены на получение преимуществ на рынке и могли причинить его конкурентам убытки в виде недополученных доходов от размещения во вклады денежных средств. Кроме того, подобная практика не соответствует законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости.


В связи с тем, что выявленное нарушение не было устранено АО «Тинькофф Банк» в добровольном порядке, Комиссия ФАС России приняла решение выдать банку соответствующее предписание.

 

Комментируя принятое по делу решение, заместитель начальника Управления контроля финансовых рынков ФАС России Лилия Беляева сообщила: «Комиссия установила, что в конце 2014 года банком были предприняты определенные меры по регулированию спроса на свои услуги и привлечение к ним внимания, как и в общем-то и многими другими участниками рынка вкладов. Однако, как подтверждают вкладчики, такие меры не достигли бы необходимого банку результата при осведомленности вкладчиков о его последующем поведении и спрос на рынке сложился бы иначе - в пользу других его участников».


 

Справка:

Согласно статье 15 Гражданского кодекса под убытками понимаются, в том числе, недополученные доходы, которые лицо, чье право нарушено, получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).


 

Согласно части 1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции» не допускается недобросовестная конкуренция. Под недобросовестной конкуренцией в соответствии со статьей 4 ФЗ «О защите конкуренции» понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.


 

В соответствии с частью 1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях недобросовестная конкуренция, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.3 и частью 2 статьи 14.33 данного кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.