Банк «Гагаринский» до отзыва лицензии недобросовестно конкурировал при привлечении денежных средств физических лиц во вклады

24 февраля 2016 года Комиссия ФАС России, в состав которой на паритетной основе входили представители Банка России, признала КБ «Гагаринский» (АО) нарушившим статью 14.8 ФЗ «О защите конкуренции» (недобросовестная конкуренция).

 

Дело было возбуждено Санкт-Петербургским УФАС России на основании обращения вкладчика, в котором сообщалось о введении банком комиссионного вознаграждения за операции пополнения ранее открытых пополняемых срочных вкладов. Впоследствии дело было передано по подведомственности на рассмотрение в Центральный аппарат Службы.

 

Изучив представленные документы, Комиссия ФАС России установила, что в результате введения КБ «Гагаринский» (АО) указанного вознаграждения потребительские свойства вкладов граждан были ухудшены, поскольку доходность дополнительно размещаемых в них средств существенно снизилась по сравнению с обещанной банком при заключении договоров вкладов.

 

В связи с тем, что договоры вкладов на момент их заключения с гражданами не содержали условия о платности операций их пополнения, Комиссия ФАС России также пришла к выводу, что своими действиями КБ «Гагаринский» (АО) нарушил, в том числе, статью 29 ФЗ «О банках и банковской деятельности».

 

В ходе рассмотрения дела КБ «Гагаринский» (АО) заявлял, что плата за пополнение действующих вкладов была им введена для исполнения предписания Банка России, на основании которого КБ «Гагаринский» (АО) был обязан ограничить совершение операций привлечения во вклады денежных средств граждан определенными остатками на счетах.

 

Тем не менее, материалы дела свидетельствовали, что целью введения данной платы было именно получение преимуществ при привлечении средств граждан во вклады, поскольку, несмотря на наличие предписания Банка России, КБ «Гагаринский» (АО), тем не менее, планировал заключать новые договоры вкладов по пониженным ставкам. Кроме того, Комиссии ФАС России посчитали, что совершенные банком действия в принципе нельзя рассматривать как способ исполнения выданного ему предписания.

 

Учитывая изложенное, а также то, что действия КБ «Гагаринский» (АО) могли причинить его конкурентам убытки в виде упущенной выгоды, эти действия банка были признаны актом недобросовестной конкуренции.

 

В связи с тем, что у КБ «Гагаринский» (АО) в период рассмотрения дела была отозвана лицензия и банковская деятельность им была прекращена, соответствующего предписания ответчику не выдавалось.

 

Комментируя результаты рассмотрения дела, заместитель начальника Управления контроля финансовых рынков ФАС России Лилия Беляева отметила: «Рассмотренное дело имеет принципиальную важность и отличия от всех аналогичных дел, завершенных ранее. До этого служба не сталкивалась с ситуацией, при которой банки, тем или иным образом препятствовавшие пополнению более доходных вкладов, были ограничены в привлечении средств во вклады на основании предписаний Банка России. Выводы, сделанные при рассмотрении дела совместно с Банком России, должны стать сигналом для остальных участников рынка о необходимости использования более добросовестного подхода при выборе способов выполнения требований регулятора».

 

Справка:

Статьей 14.8 ФЗ «О защите конкуренции» не допускаются иные формы недобросовестной конкуренции наряду с предусмотренными статьями 14.1-14.7 указанного закона.
Под недобросовестной конкуренцией в соответствии с пунктом 9 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» любые действия хозяйствующих субъектов, которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
В соответствии со статьей 14.33 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации недобросовестная конкуренция влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.  
Согласно части 3 статьи 40 Закона о защите конкуренции при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства кредитными организациями, организациями - операторами платежных систем, операторами услуг платежной инфраструктуры при осуществлении ими деятельности в соответствии с ФЗ «О национальной платежной системе», а также иными финансовыми организациями, поднадзорными Центральному банку Российской Федерации, в состав комиссии включаются представители Центрального банка Российской Федерации, которые составляют половину членов комиссии.