Обсценная лексика и паблицитный капитал

8 июня 2016 года в Санкт-Петербургском УФАС России состоялось заседание городского  Общественного совета по рекламе.

Первым на повестке дня был вопрос о неэтичной, по мнению петербурженки, рекламы шоу «Фавориты Луны». На первых секундах  одного из рекламных роликов этого шоу, по утверждению гражданки «присутствует изображение, которое несет аморальный смысл, т.к. демонстрируется обнаженное тело». После нескольких просмотров этого ролика эксперты общественного совета по рекламе решили, что в ролике обнаженного тела нет и на танцовщице одет костюм телесного цвета.

В то же время члены Совета рекомендовали рекламодателям и рекламораспространителям в случае, если рекламируется продукт 18+, не включать в рекламу этих мероприятий изображения, которые могут вызвать двойственное толкование. «Смешно говорить – вам туда нельзя - и в то же время показывать кусочек того, что нельзя», - сформулировал один из членов совета.

Реклама, «содержащая элементы сравнения курицы и женщины», которая, по мнению заявительницы «является аморальной, портящей вид города» - стала следующим вопросом на повестке дня. Эксперты единодушно решили, что ничего аморального и оскорбительного в этой рекламе нет. Женская часть совета по рекламе так же единодушно их поддержала: «Курочка, птичка, рыбонька – можно отнести к уменьшительно-ласкательным существительным. И тем более, когда они обращены к продукту питания, в них не может быть ничего обидного».

А вот реклама агентства недвижимости «Александра» с использованием обсценной лексики была осуждена всеми членами Общественного совета. Далее этот вопрос уже будет рассматривать Санкт-Петербургское УФАС в рамках возбужденного дела о нарушении Закона о рекламе. «Такой рекламе не место на улицах нашего города! К рассмотрению этого вопроса мы подойдем со всей строгостью закона», - подчеркнул руководитель управления Вадим Владимиров.

Бурную дискуссию вызвала реклама группы «Ария», при виде которой на остановке общественного транспорта 11-летняя дочь петербурженки была напугана.  Заявительница полагает, что «данные афиши могли травмировать психику несовешеннолетних». Насколько подобные изображения могут травмировать психику детей? На этот вопрос члены общественного совета в рамках заседания не ответили. В то же время во избежание повторения подобных ситуаций было решено запросить экспертную оценку у детских психологов.

Для обсуждения ситуации с логотипом Санкт-Петербурга, который разработан студией Артемия Лебедева и за один рубль подарен городскому Комитету по туризму, были приглашены члены северо-западного отделения Ассоциации Коммуникационных агентств России (АКАР).

Представители АКАР в очередной раз высказали недоумение и возмущение отсутствием публичного обсуждения и кулуарным принятием логотипа городскими властями: «Множество агентств города и страны согласились бы разработать лого Петербурга за один рубль, а некоторые, может быть, даже бы и приплатили. На подобных заказах зарабатывают не деньги, а паблицитный капитал».

Затем разговор зашел о наличии признаков недобросовестной конкуренции в действиях студии Лебедева: «Это попытка получить рыночные преимущества перед конкурентами за счет бесплатного сотрудничества с городом», - отметил один из членов совета.

«В настоящее время в Санкт-Петербургском УФАС заявлений от конкурентов студии Лебедева – нет, но в случае, если они поступят, мы, прислушиваясь к мнению общественного совета, обязательно возбудим дело. И будем уже рассматривать эту ситуацию через «увеличительное стекло» антимонопольного законодательства», - образно резюмировал руководитель Санкт-Петербургского УФАС России Вадим Владимиров.