Итоги работы Санкт-Петербургского УФАС России в первом полугодии 2016 года

Сегодня, 20 июля 2016 года, в пресс-центре ТАСС состоялась пресс-конференция руководства управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу: «Итоги работы Санкт-Петербургского УФАС в первом полугодии 2015. Цифры, факты, комментарии, тенденции». 

 

В пресс-конференции приняли участие:

- руководитель Санкт-Петербургского УФАС России Вадим Владимиров;

- заместитель руководителя Петр Яковлев (курирует сферу госзакупок, закупок отдельными видами юрлиц, торги органов власти);

- заместитель руководителя  Вячеслав Тукаев (курирует отдел контроля органов власти, отдел антимонопольного контроля хозсубъектов и рекламы);

- врио заместителя руководителя Юлия Лютак (курирует сферу контроля гособоронзаказа).

 

Основные тезисы, которые были озвучены на мероприятии:

 

Антимонопольный контроль

Контроль естественных монополий

В первом полугодии 2016 г. по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. количество заявлений выросло на  40%. В основном жалобы касаются нарушения сроков технологического подключения к электросетям.

Крупные штрафы наложенные на ПАО «Ленэнерго»: 49 млн и 57 млн руб. обжалуются в суде. Штраф в 57 млн руб. арбитражным судом первой инстанции снижен до 28 млн руб.

С начала 2016 г. сокращена процедура рассмотрения жалоб от физических лиц по поводу нарушения правил технического присоединения. Рассмотрение ведется сразу в рамках Кодекса об административных правонарушениях, минуя ст.10 Закона о защите конкуренции.

 

Тенденции:

Санкт-Петербургское УФАС России признало однотипные нарушения в действиях ЗАО «Деревообрабатывающий завод №1»,  ООО «УК Аксиома сервис», ООО «Атон», ООО «ДЦ Сампсониевский». Организации, занимая доминирующее положение на рынке оказания услуг  по водоснабжению и водоотведению, взимали с контрагентов плату за услуги сверх тарифа, который устанавливается Комитетом по тарифам и тем самым нарушили ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции.

 

В настоящее время управлением возбуждены еще два дела по аналогичным обстоятельствам в отношении организаций: ООО «Комбинат химико-пищевой ароматики» и АО «ГОЗ Обуховский завод».

 

Напомним, что решение, вынесенное Санкт-Петербургским УФАС в отношении ООО «Энергэс» по схожим обстоятельствам, признано законным и обоснованным судами трех инстанций http://spb.fas.gov.ru/news/9861 .

 

Недобросовестная конкуренция

С начала года выдано 19 предупреждений. Возбуждено 18 дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства.

 

14 июля 2016 года в Санкт-Петербургское УФАС России поступила жалоба  ООО Маркетинговая компания «Григорьев Борис и партнеры». Организация обжалует действия Комитета по развитию туризма и ООО «Студия Артемия Лебедева» при закупке за символическую цену элементов графического дизайна туристического логотипа Петербурга.

По мнению заявителя в действиях Комитета и «Студии Лебедева» содержатся признаки нарушения ст.14, 15, 16 Закона о защите конкуренции.

 

Динамика потребительских цен за период январь-июль 2016

Управлением проводится ежемесячный, а по ряду социальных продуктов и еженедельный, мониторинг отпускных цен в оптовом и розничном сегменте рынка.

 

Динамика розничных цен за январь-июль 2016 г.:

- яйца куриные подешевели на 17%. Такое снижение розничной цены обусловлено проведением временных акций, направленных на привлечение внимания потребителей;

- на мясо (говядину, свинину), куру и сахар цены снизились  в среднем на 5%;

- от 1% до 7% выросли цены на  баранину, масло сливочное, молоко, чай, соль, муку, хлеб пшеничный, пшено, рис и вермишель;

- на 21% выросли цены на рыбу мороженную;

-  на 8 % подорожало масло подсолнечное;

- на 7% подорожал хлеб ржаной;

- гречка подорожала на 15%.

В овощном сегменте рынка рост потребительских цен более интенсивный. На стоимость овощей в течение года влияет сезонность продукции, в связи с этим рост цен в июле по отношению к январю 2016 г.:

- на капусту белокочанную составил 43%; картофель - 36%; лук - 20%; морковь - 51%; яблоки - 19%.

 

Однако уже в июле 2016 г. по отношению к июню 2016г.:

- капуста и картофель подорожали на 5-6 %; лук репчатый и морковь подешевели на 1-2%.

 

Повышение розничной стоимости на некоторые социально значимые продукты в торговых сетях Санкт-Петербурга, связано с механизмом ценообразования производителей, оптовых организаций, который  формируется исходя из спроса на товары, общего повышения себестоимости производства продуктов, сезонных изменений цен на отдельные виды товаров, а так же общей ситуации на рынке продовольственных товаров.

 

Рост курса доллара, высокая ценовая волатильность сырьевых рынков, а также привязка к мировым ценам оказали существенное влияние на рост цен в 2015 – начале 2016 г. Кроме того, на увеличение отпускных цен влияет и рост процентных ставок по кредитам, которые вынужденно привлекаются для закупок необходимых объемов сырья с целью обеспечения стабильности поставок указанной выше продукции.

 

4 июля 2016 года Президент России подписал поправки в Закон о торговле. Согласно изменениям, выплаты, взимаемые ритейлерами с поставщиков, будут ограничены 5% от цены закупки. Причем в эту сумму будут входить бонусы за объем закупки, рекламные, логистические, маркетинговые и другие услуги. По законодательству, действующему в настоящее время, только премии за объем закупки могут достигать 10%, остальные пункты не ограничены.

 

Например, антимонопольным органом ранее было установлено, что ООО «Лента» и ЗАО «ТД «Перекресток» навязывали поставщикам товаров заключение договоров на оказание маркетинговых услуг. Организации выплачивали за продвижение товаров в среднем около трети от своего товарооборота (15-30%), что в результате отразилось и на конечной стоимости продуктов.

 

ООО «Лента» оштрафовано на 2 млн руб.http://spb.fas.gov.ru/news/9633 , ЗАО “ТД Перекресток” на 3 млн руб. http://spb.fas.gov.ru/news/9681.

 

В настоящее время решения и постановления о наложении штрафов оспариваются ритейлерами в судах.


 

Контроль за соблюдением Закона о рекламе

С начала 2016 г. возбуждено 16 дел.

Больше всего граждане жалуются на недостоверную рекламу и распространение рекламных СМС-сообщений по сетям электросвязи. Например, гражданин не смог отписаться от смс-рассылки школы «Алибра» http://spb.fas.gov.ru/news/9905

 

Контроль в сфере государственного оборонного заказа (ГОЗ)

Во втором полугодии  2015 рассмотрено 13 жалоб (из них 7 на действия заказчика при осуществлении закупки, 6 – о рассмотрении информации для включения в РНП)

В первом полугодии 2016 – 52 жалобы (из них 39 на действия заказчика при осуществлении закупки, 13 – о рассмотрении информации для включения в РНП). В основном это жалобы на необоснованное отклонение по мнению заявителя первых частей заявок.

Основные нарушения заказчиков:

- утверждение документации, несоответствующей требованиям законодательства (наибольшее количество подобных нарушений допускают структуры ФСИН и МВД);

- отказ от открытия специального счета;

- нарушение условий государственных контрактов, договоров, касающихся сроков выполнения работ, оказания услуг (наибольшее количество выявленных нарушений у ОАО «Пелла»).

Проведено 9 проверок, из них 7 – самостоятельных, 2 – в составе ЦА ФАС России.

Наложено в 2015 году штрафов на 250 тыс. рублей (28 – на должностных лиц, один в размере 100 тыс.руб – на юр. лицо), собрано 90 тыс. рублей.

В 2016 году наложено 84 штрафа на сумму 1 млн. 873 тыс. руб., собрано 645 тыс. руб.

В связи с поступлением жалоб подрядчиков по договорам, заключенным с АО «Кронштадский морской завод» во исполнение государственного контракта с Министерством обороны Российской Федерации на ремонт крейсера 1-ранга «Аврора», принято решение о проведении поверки заключения и исполнения указанного государственного контракта и договоров по нему.

 

Контроль закупок отдельными видами юридических лиц и органами власти, проводимых в рамках 223-ФЗ

В первом полугодии 2016 г. поступило на 197 больше жалоб, чем в аналогичном периоде 2015г. (459 жалоб в этом году и 262 - в прошлом.)

Систематически нарушения допускает  ОАО «Средне-Невский судостроительный завод», ГУП «ТЭК СПб», ООО «Балтийский завод-судостроение», «Цирк на Фонтанке» (http://spb.fas.gov.ru/news/9793, http://spb.fas.gov.ru/news/9812)

Наиболее распространенное нарушение: объединение в один лот  разных работ. Например, ГУП «ТЭК СПб» объединяло проектно-изыскательские и строительно-монтажные работы, а ООО “Теплоэнерго” - разработку проектной документации и строительство объектов теплоснабжения (http://spb.fas.gov.ru/news/9900 ).

Наложено штрафов всего 1 млн 962 тыс. руб. Собрано 938 тыс. руб.

 

Контроль закупок, проводимых в рамках Закона о контрактной системе (44-ФЗ)

Аналитический центр при Правительстве РФ представил рейтинг эффективности региональных закупок.

В общем рейтинге эффективности по закупкам региональным и муниципальным Санкт-Петербург:

- в 2015 году занимает третье место. Северную столицу обогнали только Калужская и Ярославская области;

- в I квартале 2016 года занимает шестое. Первая пятерка: Липецкая, Калужская, Ярославская, Кировская, Тамбовская области.

 

В соответствии с данными, отраженными в рейтинге конкурентности -  закупки, совершаемые конкурентным способом,  в процентах от общей стоимости - Петербург занимает первое место:

- в 2015 году - 95,68%;

- в I квартале 2016 года - 90,52%.

 

По индексу экономности, который отражает относительный объем снижения и увеличения стоимости контрактов от начальной (максимальной) стоимости как региональной, так и муниципальной закупки, Санкт-Петербург:

- в 2015 году на втором месте с процентом экономии 20,97%. На первом республика Крым;

- в I квартале 2016 года республика Крым остается на первом месте. Северная Столица на втором с процентом экономии 24,89%.

 

За первое полугодие 2016 г. поступило 3241 жалоб, что сравнимо выше с аналогичным периодом 2015 г. (2644 жалоб).

Признано обоснованными – 863 жалобы.

Признано необосновнными – 1753 жалобы.

Возвращено и отозвано заявителями – 625 жалоб.

Основной объем жалоб приходится на регионалов - 2435 жалобы (федералы (536), муниципалы (270).  

 

Самыми распространенными нарушениями являются следующие:

- при описании объекта закупки заказчик указывает нестандартные показатели товара и одновременно требует соответствие этого товара ГОСТ (нарушение п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе).

Например, в техзадании заказчик установил требование к модулю упругости при растяжении профиля поворотного - 1800 МПа. И одновременно заказчик требует, чтобы он соответствовал ГОСТу, в котором показатель составляет не менее 2100 МПа.

- отсутствие надлежащей инструкции по заполнению заявки в аукционе (нарушение п. 2 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе);

- установление заказчиком ненадлежащего порядка оценки конкурсных заявок по критерию «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» (нарушение п.9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе).

 

 

Также были обсуждены вопросы:

 

- По рейтингу, составленному Аналитическим центром при правительстве РФ, -  Петербург это город эффективных госзакупок. Как видит ситуацию антимонопольный орган? Ошибки и хитрости госзаказчиков.

 

- Логотип Санкт-Петербурга от «Студии Артемия Лебедева»: поступила жалоба от рекламно-маркетингового агентства. Будет ли возбуждено дело?

 

- Сколько продлится проверка предприятий ритуальных услуг? Что ищет в крематории и моргах антимонопольный орган?

 

 

Полную видео-версию пресс-конференции можно посмотреть на нашем YouTube-канале: https://www.youtube.com/watch?v=bK4TMP-aoE0&feature=youtu.be