Итоги работы Санкт-Петербургского УФАС России в первом полугодии 2016 года
Сегодня, 20 июля 2016 года, в пресс-центре ТАСС состоялась пресс-конференция руководства управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу: «Итоги работы Санкт-Петербургского УФАС в первом полугодии 2015. Цифры, факты, комментарии, тенденции».
В пресс-конференции приняли участие:
- руководитель Санкт-Петербургского УФАС России Вадим Владимиров;
- заместитель руководителя Петр Яковлев (курирует сферу госзакупок, закупок отдельными видами юрлиц, торги органов власти);
- заместитель руководителя Вячеслав Тукаев (курирует отдел контроля органов власти, отдел антимонопольного контроля хозсубъектов и рекламы);
- врио заместителя руководителя Юлия Лютак (курирует сферу контроля гособоронзаказа).
Основные тезисы, которые были озвучены на мероприятии:
Антимонопольный контроль
Контроль естественных монополий
В первом полугодии 2016 г. по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. количество заявлений выросло на 40%. В основном жалобы касаются нарушения сроков технологического подключения к электросетям.
Крупные штрафы наложенные на ПАО «Ленэнерго»: 49 млн и 57 млн руб. обжалуются в суде. Штраф в 57 млн руб. арбитражным судом первой инстанции снижен до 28 млн руб.
С начала 2016 г. сокращена процедура рассмотрения жалоб от физических лиц по поводу нарушения правил технического присоединения. Рассмотрение ведется сразу в рамках Кодекса об административных правонарушениях, минуя ст.10 Закона о защите конкуренции.
Тенденции:
Санкт-Петербургское УФАС России признало однотипные нарушения в действиях ЗАО «Деревообрабатывающий завод №1», ООО «УК Аксиома сервис», ООО «Атон», ООО «ДЦ Сампсониевский». Организации, занимая доминирующее положение на рынке оказания услуг по водоснабжению и водоотведению, взимали с контрагентов плату за услуги сверх тарифа, который устанавливается Комитетом по тарифам и тем самым нарушили ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции.
В настоящее время управлением возбуждены еще два дела по аналогичным обстоятельствам в отношении организаций: ООО «Комбинат химико-пищевой ароматики» и АО «ГОЗ Обуховский завод».
Напомним, что решение, вынесенное Санкт-Петербургским УФАС в отношении ООО «Энергэс» по схожим обстоятельствам, признано законным и обоснованным судами трех инстанций http://spb.fas.gov.ru/news/9861 .
Недобросовестная конкуренция
С начала года выдано 19 предупреждений. Возбуждено 18 дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства.
14 июля 2016 года в Санкт-Петербургское УФАС России поступила жалоба ООО Маркетинговая компания «Григорьев Борис и партнеры». Организация обжалует действия Комитета по развитию туризма и ООО «Студия Артемия Лебедева» при закупке за символическую цену элементов графического дизайна туристического логотипа Петербурга.
По мнению заявителя в действиях Комитета и «Студии Лебедева» содержатся признаки нарушения ст.14, 15, 16 Закона о защите конкуренции.
Динамика потребительских цен за период январь-июль 2016
Управлением проводится ежемесячный, а по ряду социальных продуктов и еженедельный, мониторинг отпускных цен в оптовом и розничном сегменте рынка.
Динамика розничных цен за январь-июль 2016 г.:
- яйца куриные подешевели на 17%. Такое снижение розничной цены обусловлено проведением временных акций, направленных на привлечение внимания потребителей;
- на мясо (говядину, свинину), куру и сахар цены снизились в среднем на 5%;
- от 1% до 7% выросли цены на баранину, масло сливочное, молоко, чай, соль, муку, хлеб пшеничный, пшено, рис и вермишель;
- на 21% выросли цены на рыбу мороженную;
- на 8 % подорожало масло подсолнечное;
- на 7% подорожал хлеб ржаной;
- гречка подорожала на 15%.
В овощном сегменте рынка рост потребительских цен более интенсивный. На стоимость овощей в течение года влияет сезонность продукции, в связи с этим рост цен в июле по отношению к январю 2016 г.:
- на капусту белокочанную составил 43%; картофель - 36%; лук - 20%; морковь - 51%; яблоки - 19%.
Однако уже в июле 2016 г. по отношению к июню 2016г.:
- капуста и картофель подорожали на 5-6 %; лук репчатый и морковь подешевели на 1-2%.
Повышение розничной стоимости на некоторые социально значимые продукты в торговых сетях Санкт-Петербурга, связано с механизмом ценообразования производителей, оптовых организаций, который формируется исходя из спроса на товары, общего повышения себестоимости производства продуктов, сезонных изменений цен на отдельные виды товаров, а так же общей ситуации на рынке продовольственных товаров.
Рост курса доллара, высокая ценовая волатильность сырьевых рынков, а также привязка к мировым ценам оказали существенное влияние на рост цен в 2015 – начале 2016 г. Кроме того, на увеличение отпускных цен влияет и рост процентных ставок по кредитам, которые вынужденно привлекаются для закупок необходимых объемов сырья с целью обеспечения стабильности поставок указанной выше продукции.
4 июля 2016 года Президент России подписал поправки в Закон о торговле. Согласно изменениям, выплаты, взимаемые ритейлерами с поставщиков, будут ограничены 5% от цены закупки. Причем в эту сумму будут входить бонусы за объем закупки, рекламные, логистические, маркетинговые и другие услуги. По законодательству, действующему в настоящее время, только премии за объем закупки могут достигать 10%, остальные пункты не ограничены.
Например, антимонопольным органом ранее было установлено, что ООО «Лента» и ЗАО «ТД «Перекресток» навязывали поставщикам товаров заключение договоров на оказание маркетинговых услуг. Организации выплачивали за продвижение товаров в среднем около трети от своего товарооборота (15-30%), что в результате отразилось и на конечной стоимости продуктов.
ООО «Лента» оштрафовано на 2 млн руб.http://spb.fas.gov.ru/news/9633 , ЗАО “ТД Перекресток” на 3 млн руб. http://spb.fas.gov.ru/news/9681.
В настоящее время решения и постановления о наложении штрафов оспариваются ритейлерами в судах.
Контроль за соблюдением Закона о рекламе
С начала 2016 г. возбуждено 16 дел.
Больше всего граждане жалуются на недостоверную рекламу и распространение рекламных СМС-сообщений по сетям электросвязи. Например, гражданин не смог отписаться от смс-рассылки школы «Алибра» http://spb.fas.gov.ru/news/9905
Контроль в сфере государственного оборонного заказа (ГОЗ)
Во втором полугодии 2015 рассмотрено 13 жалоб (из них 7 на действия заказчика при осуществлении закупки, 6 – о рассмотрении информации для включения в РНП)
В первом полугодии 2016 – 52 жалобы (из них 39 на действия заказчика при осуществлении закупки, 13 – о рассмотрении информации для включения в РНП). В основном это жалобы на необоснованное отклонение по мнению заявителя первых частей заявок.
Основные нарушения заказчиков:
- утверждение документации, несоответствующей требованиям законодательства (наибольшее количество подобных нарушений допускают структуры ФСИН и МВД);
- отказ от открытия специального счета;
- нарушение условий государственных контрактов, договоров, касающихся сроков выполнения работ, оказания услуг (наибольшее количество выявленных нарушений у ОАО «Пелла»).
Проведено 9 проверок, из них 7 – самостоятельных, 2 – в составе ЦА ФАС России.
Наложено в 2015 году штрафов на 250 тыс. рублей (28 – на должностных лиц, один в размере 100 тыс.руб – на юр. лицо), собрано 90 тыс. рублей.
В 2016 году наложено 84 штрафа на сумму 1 млн. 873 тыс. руб., собрано 645 тыс. руб.
В связи с поступлением жалоб подрядчиков по договорам, заключенным с АО «Кронштадский морской завод» во исполнение государственного контракта с Министерством обороны Российской Федерации на ремонт крейсера 1-ранга «Аврора», принято решение о проведении поверки заключения и исполнения указанного государственного контракта и договоров по нему.
Контроль закупок отдельными видами юридических лиц и органами власти, проводимых в рамках 223-ФЗ
В первом полугодии 2016 г. поступило на 197 больше жалоб, чем в аналогичном периоде 2015г. (459 жалоб в этом году и 262 - в прошлом.)
Систематически нарушения допускает ОАО «Средне-Невский судостроительный завод», ГУП «ТЭК СПб», ООО «Балтийский завод-судостроение», «Цирк на Фонтанке» (http://spb.fas.gov.ru/news/9793, http://spb.fas.gov.ru/news/9812)
Наиболее распространенное нарушение: объединение в один лот разных работ. Например, ГУП «ТЭК СПб» объединяло проектно-изыскательские и строительно-монтажные работы, а ООО “Теплоэнерго” - разработку проектной документации и строительство объектов теплоснабжения (http://spb.fas.gov.ru/news/9900 ).
Наложено штрафов всего 1 млн 962 тыс. руб. Собрано 938 тыс. руб.
Контроль закупок, проводимых в рамках Закона о контрактной системе (44-ФЗ)
Аналитический центр при Правительстве РФ представил рейтинг эффективности региональных закупок.
В общем рейтинге эффективности по закупкам региональным и муниципальным Санкт-Петербург:
- в 2015 году занимает третье место. Северную столицу обогнали только Калужская и Ярославская области;
- в I квартале 2016 года занимает шестое. Первая пятерка: Липецкая, Калужская, Ярославская, Кировская, Тамбовская области.
В соответствии с данными, отраженными в рейтинге конкурентности - закупки, совершаемые конкурентным способом, в процентах от общей стоимости - Петербург занимает первое место:
- в 2015 году - 95,68%;
- в I квартале 2016 года - 90,52%.
По индексу экономности, который отражает относительный объем снижения и увеличения стоимости контрактов от начальной (максимальной) стоимости как региональной, так и муниципальной закупки, Санкт-Петербург:
- в 2015 году на втором месте с процентом экономии 20,97%. На первом республика Крым;
- в I квартале 2016 года республика Крым остается на первом месте. Северная Столица на втором с процентом экономии 24,89%.
За первое полугодие 2016 г. поступило 3241 жалоб, что сравнимо выше с аналогичным периодом 2015 г. (2644 жалоб).
Признано обоснованными – 863 жалобы.
Признано необосновнными – 1753 жалобы.
Возвращено и отозвано заявителями – 625 жалоб.
Основной объем жалоб приходится на регионалов - 2435 жалобы (федералы (536), муниципалы (270).
Самыми распространенными нарушениями являются следующие:
- при описании объекта закупки заказчик указывает нестандартные показатели товара и одновременно требует соответствие этого товара ГОСТ (нарушение п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе).
Например, в техзадании заказчик установил требование к модулю упругости при растяжении профиля поворотного - 1800 МПа. И одновременно заказчик требует, чтобы он соответствовал ГОСТу, в котором показатель составляет не менее 2100 МПа.
- отсутствие надлежащей инструкции по заполнению заявки в аукционе (нарушение п. 2 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе);
- установление заказчиком ненадлежащего порядка оценки конкурсных заявок по критерию «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» (нарушение п.9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе).
Также были обсуждены вопросы:
- По рейтингу, составленному Аналитическим центром при правительстве РФ, - Петербург это город эффективных госзакупок. Как видит ситуацию антимонопольный орган? Ошибки и хитрости госзаказчиков.
- Логотип Санкт-Петербурга от «Студии Артемия Лебедева»: поступила жалоба от рекламно-маркетингового агентства. Будет ли возбуждено дело?
- Сколько продлится проверка предприятий ритуальных услуг? Что ищет в крематории и моргах антимонопольный орган?
Полную видео-версию пресс-конференции можно посмотреть на нашем YouTube-канале: https://www.youtube.com/watch?v=bK4TMP-aoE0&feature=youtu.be