Реклама микрофинансовых организаций

Столь распространенные микрофинансовые организации, которые выдают «быстрые деньги», могут быть привлечены к ответственности за нарушения законодательства о рекламе. Автор статьи, исходя из практики Санкт-Петербургского УФАС, рассказывает, в каких именно случаях реклама организаций, выдающих микрокредиты, считается незаконной и каков порядок обращения в антимонопольный орган с письменными заявлениями о подобных нарушениях.

 

У каждой станции метро, во всех людных местах мы обязательно увидим вывески «До зарплаты», «Твои деньги», «Росденьги», «Заначка», «Деньга», зазывающие в микрофинансовые организации.

Микрофинансовая организация (далее также – МФО) – это юридическое лицо, которое осуществляет микрофинансовую деятельность и сведения о котором внесены в государственный реестр микрофинансовых организаций (далее – реестр)[1].

Многие ли пользуются их услугами?

В Москве и Санкт-Петербурге доля взрослых, бравших кредиты (займы) в МФО, составляет 1,6% в год. Это примерно 80 тыс. человек. В городах-миллионниках – 3,9%, в иных городах – 2,8%. Больше всего займов брали сельские жители – 4,5%.

Займами в подобных организациях чаще пользуются люди с плохим материальным положением (по собственным оценкам, «не всегда хватает денег даже на еду») – с доходом менее 3000 руб. в месяц на человека.

Нередко в МФО обращаются субъекты малого и среднего предпринимательства. В Северо-Западном федеральном округе 20,3% из них получали деньги под проценты.

Самая незащищенная часть населения – это пенсионеры, временно неработающие или безработные граждане, люди с низкими доходами, которые фактически не могут разумно оценить свои экономические возможности, чтобы вернуть заемные средства.

В условиях широкой доступности информации, в том числе касающейся финансовой грамотности, многие все-таки идут в микрофинансовые организации, забывая, что деньги придется отдавать с процентами, на первый взгляд небольшими – 1% в день, 2% и т. д. Но если взимается 1% в день, то за год набегает 365%. Это простая арифметика, и все же и физические, и юридические лица оформляют кредиты и займы на кабальных условиях, не понимая последствий таких сделок.

На решение граждан и организаций об обращении в МФО влияет в том числе реклама подобных услуг.

 

Незаконное размещение рекламных конструкций 

В Санкт-Петербургское УФАС довольно часто поступают обращения граждан на незаконную, по их мнению, рекламу МФО. При этом бóльшая часть обращений не относится к рекламе, поскольку это вывески, которые размещаются над входом в помещение такой организации.

Незаконно установленные рекламные конструкции, объекты для размещения информации (например, щиты), консольные и настенные вывески, световые коробы, кронштейны не относятся к рекламе. Эту деятельность контролирует Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Городская реклама и информация» (далее – ГКУ).

Если выявлены подобные конструкции, их владельцу выносится предписания о демонтаже.

В случае если владелец не исполнил предписание в течение месяца со дня его получения, рекламная конструкция может быть принудительно демонтирована в соответствии с требованиями ст. 19 Закона о рекламе[2].

ГКУ направляет материалы в Центр организации применения административного законодательства Главного управления МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области для привлечения владельца к административной ответственности.

По факту нарушения владелец может быть привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 18 Закона Санкт-Петербурга от 31 мая 2010 г. № 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге».

Незаконное размещение рекламы МФО на фасадах многоквартирных домов относится к общему имуществу дома.

Согласно ст. 39 ЖК РФ и Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме[3]обязанность по надлежащему содержанию такого имущества возлагается на собственников помещений.

В соответствии с п. 3.4.64 Положения об администрации района[4]контроль за соблюдением законодательства о благоустройстве относится к компетенции администраций районов Санкт-Петербурга.

 

Практика УФАС 

Вернемся к рекламе микрофинансовых организаций.

Реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке[5].

МФО не чуждаются распространения рекламы своих услуг и с помощью SMS.

Так, Санкт-Петербургское УФАС в 2016 г. рассмотрело дело, когда МФО распространяла таким образом рекламу следующего содержания: «Мы вам верим! И денег дадим! 70 000 р. За звонок! Деньги будут 88005554464». В этом тексте антимонопольный орган усмотрел нарушение Закона о рекламе, так как отсутствовала существенная информация об условиях предоставления кредита. В частности, организация выдавала кредит только людям, достигшим 21 года, с определенным материальным положением (нарушение ч. 7 ст. 5 Закона), не было и наименования юридического лица, которое оказывает финансовые услуги (нарушение ч. 1 ст. 28). Компания была привлечена к административной ответственности.

Недавно Комиссия Санкт-Петербургского УФАС признала нарушение ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе в действиях другой МФО, которая разместила на фасаде дома рекламу микрозаймов «Заначка. Магазин денег. Деньги наличными на любой срок». Причем была рассмотрена именно реклама, а не рекламная конструкция на фасаде дома. Размещение рекламной конструкции, как уже отмечалось, контролируется администрацией районов.

В сентябре 2016 г. был выявлен факт незаконной рекламы ООО «Сити Трейд», размещенной в газете. Речь идет о рекламе займов под заголовком «Куда вложить сбережения под большие проценты?..». Санкт-Петербургское УФАС установило, что у организации нет права на привлечение денежных средств населения, в том числе посредством заключения договоров займа. В реестре информации о наличии у этого Общества статуса микрофинансовой организации не содержится. Обществу было предписано снять ненадлежащую рекламу во всех источниках ее распространения.

 

Ликбез для жалобы 

Упорство, с каким некоторые МФО продолжают нарушать закон, лишний раз свидетельствует о недобросовестности этих кредитных институтов.

Обнаружив ненадлежащую, по вашему мнению, рекламу микрофинансовых организаций, вы вправе обратиться с письменным заявлением в антимонопольный орган[6].

К сожалению, в большинстве случаев в обращениях отсутствует информация, необходимая для установления признаков нарушения Закона о рекламе.

В заявлении обязательно должно быть указано: 

  • фамилия, имя, отчество и адрес места жительства заявителя;
  • наименование организации, в действиях которой заявитель видит признаки нарушения законодательства, и место осуществления его деятельности;
  • существо предполагаемого нарушения законодательства о рекламе. 

Требуется описать факты, свидетельствующие о наличии признаков нарушения, сообщить о способе, времени и месте размещения рекламы с указанием точного адреса.

Кроме того, к заявлению должно быть приложено изображение рекламы с фотофиксацией прилегающей территории и иные документы, имеющие значение для рассмотрения обращения. Вся текстовая и изобразительная информация должна быть читаема, в противном случае антимонопольный орган не сможет сделать вывод о наличии или отсутствии признаков нарушения.

Если не представлены необходимые документы, информация, позволяющие сделать обоснованный вывод о наличии либо отсутствии признаков нарушения Закона о рекламе, антимонопольный орган вправе отказать в рассмотрении заявления.

 

Вячеслав Тукаев,

заместитель руководителя

Санкт-Петербургского УФАС России