• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Интервью. Не доверяй, а поверяй!

В новом  выпуске проекта газеты Metro "УФАС уполномочен заявить..." руководитель Санкт-Петербургского УФАС России  Вадим Владимиров расскажет, почему не стоит доверять абсолютно всей информации, которая появляется в наших почтовых ящиках.

– Вадим Валерьевич, я с завидной регулярностью получаю фиктивные извещения, которые обязывают меня срочно проверить счетчики: газовые, воды, электроэнергии. Они выглядят как официальные сообщения коммунальных служб. Рука уже тянется к телефону, чтобы позвонить, договориться о визите, но вдруг я вспоминаю, что счетчик на воду мне меняли только в прошлом году. Что же, каждый год надо счетчики менять, поверять и проверять? И что это такое поверка, без нее никак?

 

– Поверка индивидуальных приборов учета нужна для того, чтобы убедиться в том, что счетчик соответствует установленным техническим требованиям, работает правильно и не искажает показания. Порядок поверки регламентирован правилами по метрологии.

 

Если говорить о водосчетчиках, то счетчик на горячую воду проходит поверку раз в четыре года, а на холодную – раз в шесть лет.

Первоначальной поверкой считается момент, когда на ваш счетчик устанавливается пломба. Новые счетчики выходят с завода уже поверенными. Датой поверки считается дата выпуска, которая отображается в его паспорте.

 

– А если у меня нет паспорта на счетчик?

 

– Да такая ситуация может сложиться, если, например, вы приобрели квартиру с уже установленными счетчиками и прежний владелец не оставил вам никакой информации о них. В этом случае по счетчикам воды все сведения вы можете узнать в ТСЖ (ЖКС) или УК, по счетчикам газа в газоснабжающей организации, по счетчикам электроэнергии в электроснабжающей компании. Какие компании осуществляют газоснабжение и электроснабжение в вашем доме  можно узнать из квитанций на оплату этих услуг.

 

– А если не поверить счетчик мне отключат воду?

 

– Нет, ничего отключать не будут, и штрафов никаких не будет. Просто при отсутствии поверки расчет платы за коммунальную услугу будет производиться не по фактическому потреблению, а по нормативам, что получается гораздо дороже.

 

– Хорошо, допустим, сейчас мне поверка не нужна, куда мне нужно будет обращаться через два-три года, когда подойдет необходимый срок?

 

 Услуги по поверке проводятся специализированными аккредитованными организациями. На территории Санкт-Петербурга их порядка десяти. Вы можете выбрать любую из них.

 

– Выбираю, поверяю и при поверке обнаружены сбои в работе счетчика. Что делать в этом случае?

 

– Вам будет необходимо заменить счетчик. Самостоятельно или это сделает специализированная организация – выбор ваш. Но следует помнить, что опломбировать ваш новый счетчик на воду имеет право только ТСЖ (ЖКС) или УК, на газ – газоснабжающая, на свет – электроснабжающая организации.

Обязанность организовывать периодическую поверку счетчиков лежит на каждом потребителе коммунальных услуг. Поэтому я бы рекомендовал не откладывать в долгий ящик и проверить сроки установки ваших индивидуальных приборов учета прямо сейчас.

 

И, пожалуйста, объясните вашим родителям и пожилым соседям, что не надо приглашать в квартиру для поверки первую попавшуюся компанию, листовку которой вы нашли в почтовом ящике.

 

И я говорю это не просто так. Один из наших подписчиков в соцсетях рассказал печальную историю, когда лже-поверяльщицы счетчиков ограбили одинокую петербурженку. Пока одна делала вид, что снимает показания счетчика,  другая вынесла все накопления пенсионерки.

 

– Вы говорите, что не нужно обращаться в первую попавшуюся организацию, которая присылает такие извещения. Значит ли это, что они нарушают закон?

 

– Да, такие действия могут содержать признаки нарушения Закона "О защите конкуренции". Мы считаем, что определенные фразы и словосочетания из этих объявлений могут создать у потребителей ложное впечатление о том, что организация, которая разбрасывает листовки – единственная в городе, к которой можно обратиться за оказанием этой услуги.

Например, ООО "Единый центр информационных систем ЖКХ", пишет: "обращаем ваше внимание на утвержденный график проведения коллективной проверки приборов учета воды в вашем доме".

 

Кто им дал право говорить, что есть какой-то и кем-то утвержденный график еще и для всего дома? Никто. Эта организация не имеет никакого особого статуса, и она не является единственной уполномоченной на поверку приборов учета воды. Мы считаем, что такая фраза вводит потребителей в заблуждение.

 

Поэтому антимонопольный орган выдал этому ООО предупреждение об устранении признаков нарушения законодательства. Если оно не будет выполнено, то мы обязаны возбудить дело о нарушении закона "О защите конкуренции", и в случае установления нарушения на компанию будет наложен штраф в размере от 100 тыс. до 500 тыс. руб.

 

– Значит, такого рода объявления распространяются для того, чтобы оказать психологическое давление и таким нехитрым образом привлечь клиентов.

 

– Да, моментально звонить по указанным телефонам ни в коем случае не надо, т.к. добросовестные организации, проводящие поверку и замену приборов учета, думаю, не промышляют незаконными способами навязывания своих услуг.

 

Какие бы подписи, печати, ссылки на законы не были в этих извещениях, вы должны расценивать их только как напоминание о том, что надо проверить дату установки счетчика или дату последней его поверки.

 

– Спасибо, Вадим Валерьевич, за понятное разъяснение наших прав и обязанностей! Надеюсь, после этого интервью наши граждане будут более информированными и бдительными.