Интервью. Преференции через призму антимонопольного законодательства

Совместный проект Санкт-Петербургского УФАС России и газеты Metro «УФАС уполномочен заявить...» продолжает свою работу. Сегодня заместитель руководителя управления Вячеслав Тукаев расскажет всё о том, что такое преференции, как их можно получить и почему компаниям иногда антимонопольный орган отказывает.

 

Вячеслав Александрович, не так давно мы узнали, что более шестидесяти аптек одной известной сети незаконно владеют городским имуществом. Причина – просроченная преференция. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.

Ситуация сложилась следующая. Весной мы провели плановую проверку работы АО «Петербургские аптеки» и выяснили, что аптечная сеть пользуется, а в некоторых случаях даже владеет городской недвижимостью, которую получила в аренду или в собственность без проведения торгов и без нашего согласия  на получение преференции.

Да, преференция раньше у аптек была, но срок её действия истёк в 2014 году. Прошло три года. Новых заявок на предоставление преференции не было, торгов не проводились, поэтому сейчас городское имущество, в том числе и  в самом центре города, используется незаконно, потому что оно получено без предварительных отборочных процедур.  В этом и состоит нарушение. И допускает это нарушение Комитет имущественных отношений.

 

И что вы предпринимаете? Кто и как должен исправить ситуацию?

Ситуацию должен исправить Комитет. Мы выдали ему сначала предупреждение, но оно не было исполнено. Поэтому сейчас мы возбудили антимонопольное дело.

 

А вообще, что такое преференция? Эта тема не столь обсуждаема, она редко появляется в новостной ленте антимонопольной службы. Кто может её получить?   

Если честно, согласование преференций работа ежедневная и, можно сказать, рутинная. Именно поэтому мы так мало о ней пишем и говорим. Но это не значит, что мы уделяем ей меньше внимания. Отнюдь. Наши решения строятся на анализе большого объема документов. Только в третьем квартале этого года из 22-х полученных нами заявлений – вынесено 15 решений о согласовании преференции.

Преференция – это предоставление органами власти отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности. В абсолютном большинстве в Санкт-Петербурге преференция означает передачу государственного имущества в аренду на льготных условиях.

 

Значит, все преференции выдаёт Комитет имущественных отношений?

Это КИО, Росимущество и другие органы власти, наделенные правом распоряжаться  государственным имуществом. Но в любом случае, получение согласования на преференцию в нашем управлении необходимо.

Например, организация обратилась за преференцией в КИО и уже обязанность  комитета  обратиться к нам за согласованием.

 

Давайте для простоты представим, что я индивидуальный предприниматель, у меня небольшой магазин, но большие амбиции - я хочу получить в аренду помещение на Невском проспекте. Я понимаю, что аренда для молодого предпринимателя там неподъёмная, плюс мне совершенно не хочется торговаться за это место ещё с кем-то. Значит, я могу просто обратиться в КИО, они направят запрос вам, и вы всё согласуете?

Если бы было все так просто! Помещение по преференции можно получить не любое, какое захотелось, а только то, которое внесено в программу по поддержке малого и среднего предпринимательства (МСП).

Еще на сайте  КИО есть специальный перечень, куда тоже могут быть занесены эти площади. В нем указаны объекты, которые город готов предоставить субъектам МСП. По нему предприниматели могут выбрать место в интересующем его районе и затем подать заявку на предоставление недвижимости в аренду. И мы как антимонопольный орган при проверке заявлений также обращаемся к этому перечню и смотрим, есть ли этот адрес в базе, т.е. открыт ли он для всех желающих, были ли ещё заявки и т.д.

Главный принцип – информация должна быть доступна, открыта, чтобы любой предприниматель мог обратиться за получением преференции. Иначе, если предоставляется помещение, адрес которого не значится ни в каких списках, возникает вопрос – откуда организация о нём узнала? Это может привести к нарушению другой статьи Закона о защите конкуренции – давать доступ к информации в приоритетном порядке госорганам запрещено.

 

А пример можете привести какой-нибудь?

Конечно. Мы отказали в предоставлении преференции на аренду части здания казарм Семеновского и Егерского полков на Загородном проспекте под бизнес-инкубатор, и дома, где жил Николай Гумилев на набережной Макарова под магазин хоккейного экипировочного оборудования.

Было установлено, что сведения об этих зданиях, отсутствуют в перечне имущества Санкт-Петербурга, предназначенного для предоставления в аренду субъектам МСП. Следовательно, не все организации были осведомлены о возможности аренды  этих помещений по преференции, т.е. без торгов.

 

Наличие адреса в открытом доступе – это единственное, на что вы обращаете внимание при проверке заявления? Или нужно что-то ещё указать, какие-то акты, договоры, в общем, ещё какие-то документы представить?

К самому заявлению необходимо приложить ещё бухгалтерский баланс хозсубъекта, перечень лиц, входящих в одну группу лиц с ним, копии его учредительных документов, наименование видов товаров, произведенных или реализованных компанией. Но самое главное, когда преференция предоставляется мы должны понимать цель её предоставления.

 

Цель предоставления - это та самая поддержка малого и среднего предпринимательства, которая у всех на слуху? Я же, как мы помним, играю роль молодого предпринимателя.

Далеко не только она! Да – поддержка субъектов МСП - это, конечно самая распространённая тема. Например, в прошлом году из 111 заявлений 84 было рассмотрено в рамках поддержки МСП.

А вообще есть 14 целей предоставления преференций. Из экзотического – это обеспечение жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера. Остальные цели также абсолютно понятны и оправданы, но несмотря на это не пользуются такой популярностью.

Например, в том же 2016 году после поддержки МСП нам пришло 8 заявлений на охрану здоровья граждан, 5 – социальное обеспечение граждан. Развивать культуру, искусство и сохранить культурное наследие выразили желание только 2 организации. Развивать образование и проводить научные исследования и того меньше – только по одной.

 

То есть вызвался проводить опыты – будь добр построй коллайдер?

Как вариант, почему бы и нет.

Вот, кстати, про развитие и сохранение культурных ценностей пример вспомнил. В начале года управление не разрешило дать в аренду на 49 лет здания Невском проспекте ООО «Художественно-производственное предприятие «Софрино» Русской православной Церкви».

Проанализировав представленные документы, мы установили, что в течение двух предшествующих лет эта организация занималась торгово-закупочной деятельностью, производила и реализовывала разного рода продукцию. И даже в уставе предприятия отсутствовали виды деятельности, связанные с каким-либо развитием и сохранением культурных ценностей.

 

На 49 лет? Преференции даются на столь долгий срок?

Нет, 49 лет - это скорее исключение. В основном речь идет о 3-5-летней преференции. Хотя законодательство и не устанавливает временные рамки для предоставления преференций и их количество, но здравый смысл подразумевает, что преференция – это что-то, разовое, что даёт первый толчок к развитию. Поэтому, когда нам в пятый раз обращаются за преференцией для одной и той же организации в одном и том же месте, мы может отказать.

 

Хорошо, вернёмся к моему вымышленному магазину. КИО представил вам всю необходимую информацию обо мне: и документы, и по цели я подхожу, и адрес где надо в открытом доступе указан, и претендентов на место больше нет. Можно готовиться к заезду на новое место?

Вполне возможно. Но тут следует сказать, что даже если мы дадим согласие на предоставление преференции, мы обязательно установим ограничения. Например, абсолютно всем мы запрещаем сдавать в субаренду помещение, полученное по преференции. А иначе теряется весь её смысл. Мы разрешили вам открыть магазин, а вы решили сдавать это помещение в субаренду под кафе.

Такая ситуация была на самом деле. Мы дали разрешение компании использовать помещение на Гороховой ул. под магазин, а она, несмотря на ограничения, сдала его в субаренду другой компании, которая открыла там кафе. Причем, если для магазина арендная плата составляла около 14 000 руб. за кв. м в год, то для кафе эта стоимость возросла до 19 000 за кв. м в год.

 

Решили подзаработать.

Да, но это продлилось недолго. Мы выявили нарушение и обязали компанию вернуть помещение в госсобственность.

По этим же соображениям антимонопольный орган не разрешил КИО без проведения торгов заключать договоры с управляющими компаниями на аренду помещений  сельхозрынков. Получается, что договор предполагалось заключить с коммерческими организациями, которые самостоятельно не осуществляет торговую деятельность, а только предоставляет торговые места иным лицам.

Получается та же субаренда. А получение прав на имущество с последующим его предоставлением другим лицам, как мы уже с вами выяснили, невозможно.

 

Вячеслав Александрович, спасибо за разъяснения. Завеса тайны, связанная с преференцией, приоткрыта. 

Хотелось бы ещё дополнить. Антимонопольный орган всегда следит, не будет ли нарушена конкуренция в случае предоставления преференции. Всё-таки преференция – это исключение, а не правило.  

И она предоставляется только в тех случаях, когда позитивный эффект от предоставления преференции будет выше, чем эффект от конкуренции на каком-либо рынке.