• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Интервью. Красные карточки Санкт-Петербургского УФАС

Рубрика "УФАС уполномочен заявить" рассказывает об итогах антимонопольного контроля в период проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018. Корреспондент газеты Меtrо побеседовал с руководителем Санкт-Петербургского УФАС России Вадимом Владимировым.

Вадим Валерьевич, завершён период жёсткого контроля за соблюдением имущественных прав ФИФА. Предлагаю сегодня подвести итоги: что получилось, какие нарушения были зафиксированы?
– Да, как вы верно заметили, поправки, внесённые Федеральным законом от 23.04.2018 №91-ФЗ, действовали до 15 августа. Они помогли нам оперативно реагировать на заявления и показывать нарушителям красные карточки – возбуждать дела без выдачи предупреждения.

При этом с учётом плотного графика проведения чемпионата мы максимально сокращали сроки рассмотрения подобных дел. От момента поступления заявления до заседания укладывались в три рабочих дня.

Сколько всего нарушений выявлено в этом году? Я говорю "в этом году", потому что мы ещё помним, что в 2017-м у нас проходил Кубок конфедераций. Есть ли уже некая сравнительная статистика?
– Всего нами во время чемпионата было выявлено шесть нарушений правил добросовестной конкуренции. В прошлом году во время Кубка – одиннадцать.

Разница очевидна: нарушений меньше в два раза. Поэтому мы считаем, что в части пресечения недобросовестной конкуренции чемпионат мира в Санкт-Петербурге прошёл крайне успешно. Ведь это куда более серьёзный турнир, и можно сказать, что рекламодатели и рекламораспространители также более серьёзно, внимательно и добросовестно отнеслись к своей работе, чем в прошлом году.

Город дышал спортом, футболом. Даже самые равнодушные не оставались в стороне. И мы благодарны в первую очередь вам, журналистам, за то, что вы помогли донести до всех и каждого информацию о требованиях FIFA к использованию её символики. Конечно же, здесь стоит отметить и бизнес-сообщество, которое положительно отреагировало на все наши разъяснения. И праздник действительно удался!

Перечислите, пожалуйста, нарушителей.
– Громких имён не назову. Если в прошлом году это были известные рестораны "Евразия", "Карлс Джуниор", которые распространяли листовки возле стадиона "Санкт-Петербург Арена", и  "М.Видео", которое незаконно использовало символику Кубка на стендах в ТРЦ "Галерея", то нарушители этого года: ресторан "Белая лошадь", агентство недвижимости Engel&Volkers, сеть магазинов Stop Express, концертный клуб.

Они проводили рекламные акции, где использовали официальную символику чемпионата: это и волк Забивака, и просто словесные обозначения  "Мундиаль", "Чемпионат мира по футболу 2018", WORLD CUP, "RUSSIA 2018", FIFA WORLD CUP.

Нарушители оштрафованы?
– Пока нет. Но факты нарушений установлены, решения вынесены. Значит, и административные дела будут возбуждены в ближайшее время. Напомню, незаконное использование символики FIFA, т.е. нарушение ст.14.8 Закона "О защите конкуренции", согласно ст. 14.33 КоАП РФ, влечёт наложение  административного штрафа на юридических лиц от 100 000 до 500 000 рублей.

По России вам известны подобные случаи нарушений?
Из широко известных компаний, например, можно выделить "Уральские авиалинии". Они распространяли рекламу со слоганом "Летим на футбол" и списком городов проведения матчей чемпионата мира по футболу, создавая впечатление о связи с FIFA.

Ещё один яркий пример – это рекламная кампания одного из мобильных операторов. Центральный аппарат ФАС России выяснил, что никаких договоров, дающих право размещать такую рекламу и информацию, FIFA с компанией не заключала.

Поэтому такая подача рекламы могла повлечь отток потребительского спроса от услуг официального спонсора FIFA – ПАО "Ростелеком" – и, как следствие, уменьшение прибыли, на которую могла бы рассчитывать FIFA и её официальный спонсор. Или к необоснованному перераспределению спроса между операторами сотовой связи.

Есть такое понятие – "антимонопольный комплаенс". Это система предупредительных мер, которая должна быть внедрена не только в каждой крупной компании, но и в органах власти.

Организация проводит среди сотрудников разъяснительную работу, которая приводит к тому, что на всех этапах принятия управленческих решений минимизируются риски принятия решений, приводящих к нарушению антимонопольного законодательства. Но это тема другого большого, серьёзного и интересного разговора.

Спасибо! А мы надеемся и ждём, когда нарушений будет меньше. Тем более на примере чемпионата мира вы показали, что грамотная подготовка, своевременные разъяснения контролирующих органов и ответственный подход к делу бизнес-сообщества сделают своё дело!