Паркингам нашли место в историческом центре

Сфера деятельности: Контроль органов власти
Губернатор Георгий Полтавченко предложил создавать паркинги во флигелях зданий, расположенных в центральных кварталах города. Как говорят девелоперы — с технологической точки зрения такая идея вполне реализуема и, более того, может стоить даже дешевле, чем строительство подземной парковки. Но вот как разрешать социальный аспект этой программы — пока никто не знает.

 

Опрошенные эксперты считают предложение главы города вполне реалистичным и говорят, что заполнение объема исторического здания с сохранением его фасадов — это перспективная схема. Существуют европейские технологии — готовые автоматизированные решения, которые позволяют размещать многоуровневые парковки в любых зданиях, сохраняя стены и наружные фасады. Такие технологии, к примеру, есть в Скандинавии, и они довольно распространены.
 
В ГК "Размах" сообщают: "Анализ существующих условий для строительства паркингов в Петербурге, проведенный нами в марте-апреле 2011 года, однозначно доказал, что строительство подземных автостоянок в центре города обязательно столкнется с выявлением обстоятельств, не позволяющих реализовать проект на любом из его этапов. В частности, к неминуемому краху может привести наличие слабых грунтов, высоких грунтовых вод и плывунов, обнаружение залегания старых фундаментов, слабые основания соседних зданий, необходимость проведения специальных мероприятий по защите подземной парковки от обводнения, невозможность соблюдения санитарно-защитных зон существующей застройки. Нельзя не принимать во внимание существующий печальный опыт строительства подземного паркинга отеля "Невский палас" (что привело к необходимости проводить реконструкцию всего квартала), подземных переходов рядом с домом N6 по Конногвардейскому бульвару и костелом святой Екатерины на Невском проспекте (что привело к осадкам зданий".
 
"Встраивание механических паркингов в существующие здания имеет также преимущества, обусловленные экономическими показателями: если на весь процесс переоборудования / реконструкции / строительства подземной автостоянки площадью 540 кв. м на 144 машино-места с момента проведения изыскательских работ до ввода готового объекта в эксплуатацию потребуется около 36 месяцев и 110 млн рублей инвестиций, то в случае надземной автоматической парковки, соответствующей тем же параметрам, потребуется 21 месяц и 40 млн рублей", — добавляют в "Размахе".
 
Однако, говорят эксперты, прежде чем переоборудовать флигель под паркинг, его нужно расселить. А что такое флигели зданий в кварталах исторического центра? Именно там преимущественно располагаются знаменитые петербургские коммуналки. Квартиры в зданиях, выходящих фасадами на улицы, были расселены еще в 1990-е годы — рентабельность таких операций была невероятно высокой. Жилье же во дворах стоит гораздо меньше, и ни один инвестор за такой проект не возьмется. ЗАО "Знаменское", расселявшее несколько домов на углу Невского проспекта и улицы Восстания (их впоследствии выкупил "Стокманн" под торговый центр), потратило на этот процесс почти десять лет. А паркинговые проекты окупаются еще хуже, чем торговые.
 
Город может реализовывать паркинговую программу на бюджетные деньги, ведь проблему действительно надо решать. Но при выселении жильцов коммуналок из центра города на окраины администрация может получить такой социальный взрыв, что недовольство жителей "хрущевок" программой реновации покажется ей цветочками. Далеко не всем жизнь в отдельной квартире на окраине может оказаться милее жизни в старой комнатушке.
 
Тем не менее сейчас, как говорят в комитете по строительству, город готовит программу комплексного решения паркингового вопроса. Примечательно, что прежняя программа по строительству парковок была принята менее года назад.
 
Правительство Валентины Матвиенко объявило конкурс на застройку 462 земельных участков многоэтажными паркингами в начале 2011 года. Условия аукциона, одобренные постановлением городского правительства 30 декабря 2010 года, вызвали недовольство у широкого круга горожан.
 
В УФАС по Петербургу обратилось сразу несколько общественных организаций (среди них "Движение гражданских инициатив", "Охтинская дуга", "Живой город", профсоюз владельцев гаражей "Рубеж", региональное отделение движения автомобилистов "Тигр"), а также ООО "Максидом" и ЗАО "Теком". Эти же структуры обратились в арбитражный суд Петербурга и Ленинградской области. Поводом для недовольства всех перечисленных заявителей стало объединение 462 земельных участков в единый лот, что, по мнению несогласных, приводит к нарушению конкуренции и продаже городской земли за копейки (стоимость годовой аренды 3,8 млн кв. м составляла, по условиям аукциона, 16,5 млн рублей). Всего, по словам руководства петербургского УФАС, в ведомство по этому тендеру поступило рекордное количество жалоб — около 100.
 
В конце концов Смольный "отложил" скандальный конкурс на строительство многоэтажных паркингов в Санкт-Петербурге до конца этого года. Как объяснили тогда власти, программа возведения стоянок является "сырой", а многие районы (по условиям конкурса, многоярусные парковки должны были появиться в 16 районах города) "подошли к выделению мест под паркинги формально". Городское правительство получило указание к концу года представить обновленную программу, которая должна быть "абсолютно корректна по всем пунктам, юридически обоснована, привязана к трассам и жилым домам". Адресный перечень предполагаемых участков для застройки должен быть скорректирован таким образом, чтобы строительство паркингов в первую очередь велось на пустующих территориях. Не исключено, что разрабатываемая сейчас в Смольном программа развития паркингов есть продолжение той, скандальной.
 
Прежняя руководительница города обещала, что в течение 5-7 лет в городе должно появиться паркингов на 700 тыс. машино-мест для хранения личного автотранспорта. Девелоперы же пока говорят, что наличие парковки увеличивает сроки окупаемости проекта, так как требует дополнительных инвестиций.
 
По оценке Николая Казанского, генерального директора "Colliers International Санкт-Петербург", себестоимость строительства подземного паркинга составляет $2-3 тыс. за кв. м, многоуровневого — $0,5-1 тыс. за кв. м.
 
Пока реализованных проектов с подземными паркингами крайне мало. "Автоматизированный паркинг, первый в городе, есть в Bolloev Center, он позволяет оптимизировать количество мест в крытом паркинге. Среди заявленных проектов можно выделить проект Quattro Corti , где предусмотрен автоматизированный подземный двухуровневый паркинг на 120 машино-мест. Трехуровневый подземный паркинг европейского класса на 550 мест построен в торгово-офисном комплексе "Стокманн Невский Центр", — говорит Николай Казанский.