В Петербурге ждут топливный кризис

Первой тревогу забила "Петербургская топливная компания". Как рассказал первый заместитель генерального директора ЗАО "ПТК" Леонид Чурилов, если раньше "Сургутнефтегаз" продавал компании фиксированный объем бензина с Киришского НПЗ по заранее оговоренной цене, то теперь все топливо продается только через Санкт-Петербургскую международную товарно-сырьевую биржу.

Сейчас, по оценкам участников рынка, Киришский НПЗ поставляет около 70% топлива в регион. Стоимость литра бензина на бирже на 4-5 рублей дороже, чем по прямым договорам поставки, и приобрести его может покупатель из любого региона страны. В итоге компания "ПТК", которая реализует более 70 тонн топлива в месяц, не может гарантировать его поставку 6 тыс. компаний, с которыми у нее заключены договора по фиксированной цене. Значительная часть из них -  госструктуры (скорая помощь, пожарные части, ГУП "Пассажиравтотранс" и др.).

"Обычно до 20 числа каждого месяца мы подтверждаем нашим партнерам договора поставки. Сегодня мы этого сделать не можем, поскольку не знаем, сколько бензина и по какой цене мы сможем купить", - говорит Леонид Чурилов.  Как рассказал президент Нефтяного клуба СПб Олег Ашихмин, аналогичная ситуация сложилась и у других независимых операторов АЗС. По его словам, сейчас на биржу приходит более 300 заявок от покупателей, а предложений – не более 50.

Если учесть, что в регионе реализуется около 300 тонн бензина в месяц, то убытки независимых операторов при отказе от прямых договоров составят около 600 млн рублей в месяц. Естественно все это отразиться на розничной стоимости бензина. Пока предположить, насколько подорожает бензин, никто не решается.

По аналогичной схеме развивался топливный кризис в Алтайском крае весной этого года. Когда независимым операторам АЗС предложили покупать бензин по завышенным ценам на бирже, они предпочли закрыться. Предприниматели не видели смысла продавать дорогой бензин по соседству с АЗС топливных гигантов, которые получали бензин по обычным ценам. После закрытия половины заправок региона, сети АЗС добывающих компаний, на которые ринулись все автомобилисты, не смогли обеспечить их бензином.

В Северо-Западном регионе через биржу продают свое сырье только "Сургутнефтегаз" и "ТНК-ВР" (10%). Как рассказали в ОАО "Лукойл", компания не собирается отказываться от поставки топлива по прямым договорам до тех пор, пока в Петербурге нормально не заработает нефтяная биржа. Однако в компании отметили, что, в первую очередь, обеспечивают топливом свои заправки.

Руководитель регионального управления ФАС Олег Коломийченко заверил, что дефицита бензина ждать не стоит, но подтвердил, что у антимонопольной службы есть претензии к работе Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевую бирже.

"ФАС сейчас ведет проверку работы биржи, результаты которой должны быть объявлены до конца этого месяца", - заявил он. По мнению Олега Коломийченко, все игроки рынка будут в равном положении лишь тогда, когда вертикально-интегрированным компаниям запретят иметь собственные сети АЗС. Эта инициатива на прошлой неделе прозвучала на совещании с участием представителей топливного рынка в полпредстве по СЗФО.

Сейчас, согласно постановлению правительства РФ, такие компании обязаны продавать на бирже только 15% от добываемого топлива. Это приводит к тому, что "Сургутнефтегаз", "Лукойла", "Роснефти", "ТНК-ВР", "Газпромнефть" и др. могут и дальше продавать топливо по прямым договорам с низкими ценами своим розничным сетям, а топливо, предназначающееся для независимых операторов, выставлять на торги.

В ОАО "Сургутнефтегаз" подтвердили, что практически все топливо продают через топливную биржу (даже дочерним структурам, как заверили в компании) и заверили, что никаких предпосылок для возникновения топливного кризиса  в Северо-Западном регионе нет.

По мнению Павла Строкова, директор по маркетингу и развитию ООО "ИЦ "Кортес", сам по себе процесс выхода на биржу не должен сказываться на стоимости топлива и создавать его дефицит на рынке. "Все зависит от того какими партиями и как компания выставляет топливо на торги. А эти решения уже принимает сам "Сургутнефтегаз", - уверен эксперт. Он отметил, что сейчас идет постепенный рост цен на АЗС региона, но в ноябре-декабре серьезно может увеличиться лишь стоимость дизельного топлива.

Независимыми операторами на рынке Северо-западного региона являются "Петербургская топливная компания", "Фаэтон", "Несте", "Шелл", "Линос" и ряд небольших игроков. Их доля на рынке составляет около 50%.