"Алекс Фитнес" не потянул рассылку

Управление Федеральной антимонопольной службы по Петербургу оштрафовало сеть фитнес-клубов "Алекс Фитнес" за незаконную SMS-рассылку на 110 тыс. рублей. Эксперты говорят, что подобные случаи чрезвычайно редки, поскольку найти конечного заказчика рассылки практически невозможно из-за использования последними серых схем при заключении договора с контент-провайдером.

Вчера УФАС распространило информацию о том, что в соответствии с ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ Санкт-Петербургское УФАС России назначило ООО "Алекс Фитнес" административный штраф в размере 110 тыс. рублей за нарушение закона о рекламе.

К антимонопольщикам обратилась жительница Петербурга, которая в ноябре 2013 года получила рекламное SMS-сообщение с информацией об акциях в клубах "Алекс Фитнес".

В сообщении УФАС говорится о том, что в ходе изучения материалов дела было установлено, что это сообщение поступило из SMS-центра, который принадлежит Тамбовскому филиалу ОАО "Ростелеком". "Ростелеком Тамбов" пояснил, что подобные SMS-сообщения генерирует ООО "СМС Трафик", которое и производит SMS-рассылку через номера, принадлежащие их филиалу. В свою очередь, ООО "СМС Трафик" указало, что рекламораспространителем и отправителем SMS-сообщений являлось ООО "Алекс Фитнес", с которым у него заключен договор оказания услуг по предоставлению доступа к адресной базе и системе передачи данных.

В договоре говорилось о том, что ООО "Алекс Фитнес" было обязано получить от абонента письменное согласие на получение рекламных сообщений, однако жительница Петербурга сообщила, что согласия не давала.

Антон Карасев, руководитель департамента общественных связей федерального холдинга "Алекс Фитнес", сказал, что руководство компании сожалеет по поводу случившегося. "Данный эпизод произошел в конце прошлого года, когда SMS-информирование от имени компании осуществлялось сторонним контрагентом по его же базам данных. В настоящий момент наша политика в области SMS-уведомлений претерпела существенные изменения. Рассылки осуществляются строго по собственной базе и среди абонентов, подтвердивших заранее свое согласие на получение данной информации. Если клиент по каким-то причинам захочет отказаться от рассылки, то он может сделать это в любой удобный момент на официальном сайте компании, заполнив соответствующую форму. Мы признаем свою вину и принимаем штрафные санкции в пользу государства, наложенные УФАС", — сообщил господин Карасев.

Как пояснили корреспонденту "Ъ" в УФАС, в орган поступает очень много жалоб от граждан на спам, но довести дело до конца получается редко, так как сложно распутать цепочку, чтобы выйти на первоначальную компанию, в пользу которой происходит рассылка.

Это же подтверждают и эксперты рынка. В частности, по словам генерального директора аналитического агентства "Рустелеком" Юрия Брюквина, подобные случае — единичны. "Чтобы контролирующие органы вышли на конечную компанию, она должна совершить целый ряд ошибок. Основной ошибкой стало то, что "Алекс Фитнес" заключил договор с контент-провайдером, который осуществлял рассылку. Зачастую все это делается с помощью серых схем: компания-заказчик заключает договор с провайдером через фирму-однодневку, возможно, даже зарегистрированную где-нибудь в Чечне, и в договоре прописано, что база рассылки оформлена должным образом, получены все согласия от абонентов, но на деле найти эту фирму не представляется возможным. Именно поэтому подобные случаи так редки", — заключает господин Брюквин.

Юлия Чаюн