Не конкуренты

ФАС выявила нарушения антимонопольного законодательства крупными компаниями Петербурга

В начале осени этого года ожидают принятия поправок в законодательство о защите конкуренции. Если будет утвержден так называемый четвертый антимонопольный пакет, граждане смогут защищать свои интересы, подавая индивидуальные заявления насчет соблюдения законодательства о защите прав потребителей, и этими нарушениями будут заниматься другие контролирующие органы, а Федеральная антимонопольная служба сосредоточится на "более интересных делах".

За последнее время такие дела наметились в области энергетики, пассажирских перевозок, работы в портах. Так, например, управление ФАС по Ленинградской области возбудило в отношении ФГУП "Росморпорт" дело по признакам нарушения закона о защите конкуренции в порту Усть-Луга.

Как сообщил заместитель руководителя управления ФАС по Ленобласти Глеб Конов, на организацию поступила жалоба от частной компании, оказывающей услуги лоцманской проводки судам, заходящим в том числе в Усть-Лугу. Бизнесмены утверждали, что в порту уклоняются от оформления пропусков.

- В данном случае "Росморпорт" прекратил выдачу временных пропусков на проход лоцманов и автотранспорта и оставил только разовые. Это ограничило возможности компании оперативно отрабатывать поступившие заявки от судовладельцев и агентов судов и вовремя оказывать услуги в акватории порта, - сказал он.

Участники рынка считают, что порты Петербурга и Ленобласти - это территории, где закон о конкуренции не исполняется. Тогда представители ФАС говорили, что бизнесмены просто не сообщают в органы о дискриминации, жалоб мало, поэтому в этом направлении и нет активности. Теперь создан прецедент, и в ближайшие дни будет слушаться дело.

В портах Петербурга и Ленобласти закон о конкуренции не исполняется, считают эксперты

В поле зрения городской ФАС недавно попали и два транспортных ГУП - "Горэлектротранс" и "Пассажиравтотранс". По словам замглавы УФАС по Петербургу Петра Яковлева, все дело в ситуации с госзаказом, и на "Пассажиравтотрансе" происходят "какие-то странные вещи", например, конкурс на страхование гражданской ответственности отменяли четыре раза. По мнению заместителя главы УФАС, чтобы наконец получить желаемого победителя в конкурсе.

По словам Яковлева, УФАС добивается справедливости, как может, проводит и будет проводить проверки и выносить предписания, но, видимо, необходимо некое единое положение о проведении закупок. Антимонопольная служба вменяет "Пассажиравтотрансу" то, что договор на право оказания услуг ОСАГО был заключен с нарушением нескольких норм закона о конкуренции.

Так, например, договор со страховщиком был подписан раньше, чем опубликовали извещение о конкурсе и провели заседание на право оказания услуг, за что в прессе предприятие окрестили "экстрасенсом". В ГУП же объясняют причину срочностью: необходимо было скорее выбрать страховую компанию, так как не могут же ездить пассажиры без страховки.

По итогам конкурса победителем была необоснованно признана, по мнению ведомства, одна страховая компания, помимо которой в конкурсе участвовали еще три компании, одна из которых и подала жалобу. Как сообщает региональное управление ФАС, представитель организатора торгов не смог пояснить комиссии антимонопольщиков, на каком основании в качестве единственного исполнителя было выбрано именно это страховое общество.

Антимонопольщики подчеркнули, что семь процентов жалоб на "Горэлектротранс" оказались обоснованными, а на "Пассажиравтотранс" - 75 процентов. При этом второе ГУП сейчас обжалует решения УФАС и подчеркивает, что в прошлом году большинство решений антимонопольного органа были признаны судом недействительными.

Также руководители ФАС - на этот раз областной - рассказали о прецеденте, который создали в сфере жилищного хозяйства, когда в одном из районов области отказались передать документы на управление домом управляющей компании, выигравшей в конкурсе. Формулировка "отказались" есть и в претензиях УФАС к монополистам от энергетики - некоторые ресурсоснабжающие организации области отказывались выдавать компаниям договор о подключении к сетям.

- Вообще, жители продолжают вести неравный бой с сетевыми структурами, - рассказал Глеб Конов, - возбуждено 12 дел в отношении областных сетевых компаний, надеемся, что будет исполнение предписаний. Например, одна из этих компаний навязывала населению услугу по коммерческим расценкам, цена превышала сумму за льготное подключение, а граждане просто не знали, что у них есть возможность подключиться при меньших затратах.