Valio борется с "двойником"

До конца сентября петербургскому УФАС предстоит разобраться, нарушает ли дизайн упаковки масла "Баба Валя" закон о защите конкуренции. Упаковка российского масла, появившегося в разгар "войны санкций", напоминает дизайн пачки этого же продукта финской Valio. Сегодня финны продают масло под другим названием, используя иную цветовую гамму. А представители дистрибутора масла "Баба Валя" говорят о небывалых успехах продаж. И даже в том случае, если УФАС встанет на сторону финнов, заставить собственника нового бренда полностью изменить дизайн масла вряд ли удастся.

Вчера в Санкт-Петербургском УФАС рассказали о претензиях ООО "Валио" (официальный представитель финской Valio Oy в России. — "Ъ") к дизайну упаковки масла "Баба Валя". Финны считают, что элементы дизайна упаковки "Бабы Вали" сходны с дизайном масла "Валио" до степени смешения. Такое сходство означает, что потребитель при выборе продукта на прилавке может заблуждаться относительно принадлежности его оригинальному производителю. Как говорится в сообщении УФАС, Valio Oy является официальным правообладателем товарных знаков, используемых в упаковке своего масла. В доказательство своих доводов представители "Валио" представили заключение патентного поверенного, в котором говорится, что "общая внешняя форма, композиционное и цветографическое оформление упаковок являются практически идентичными".

Ответчик по делу — ООО "Традиция", разработавшее дизайн упаковки в бело-серых тонах, — опираясь на заключение другого патентного поверенного, заверяет, что упаковка "Бабы Вали" оригинальна и с маслом Valio не имеет ничего похожего.

Как пояснили в УФАС, заявление ООО "Валио" поступило в ведомство еще в октябре 2014 года, почти сразу после того, как новое масло поступило на прилавки магазинов. Но чтобы найти ответчика, ведомству пришлось приложить немало усилий.

Масло производится на производственном комбинате "Волотовский", физически расположенном в Новгородской области, но юридически зарегистрированном в Северной столице. По утверждению начальника отдела продаж ООО "4Ф" Антона Воронцова, официального дистрибутора масла "Баба Валя", торговая марка "Баба Валя" принадлежит ООО "Традиция". Господин Воронцов объяснил, что масло в бело-серой упаковке Valio исчезло с прилавков в декабре: санкции были введены в августе 2014 года, и срок годности не позволил маслу продержаться на рынке дольше. "Баба Валя", по его словам, пришла на рынок 19 сентября.

Сегодня финны поставляют в торговые сети брикеты, завернутые в красную упаковку Viola, которые произведены в России. Такими образом, Valio приходится конкурировать с цветовой гаммой, разработанной ими же несколько лет назад. Начальник отдела продаж "4Ф" не раскрывает, сколько брикетов масла удалось продать с сентября прошлого года, однако называет результаты положительными. "4Ф" имела опыт вывода на рынок сливочного масло Rasa латвийской компании "Фуд Юнион". Показатели продаж прибалтийского масла за полтора года были хуже, чем за неполный год торговли "Бабой Валей", утверждает Антон Воронцов.

В компании-поставщике уже наметили варианты действий в случае, если УФАС встанет на сторону финнов. Господин Воронцов объяснил, что Valio потребует внесения изменений в дизайн упаковки. Но конкретное изменение вряд ли будет предписано. В этом случае на упаковку можно будет добавить любой дополнительный элемент, что и будет считаться изменением дизайна.

В антимонопольном ведомстве разместили на своем официальном сайте опрос, в котором посетителям предлагается проголосовать, схожи ли упаковки масла "Баба Валя" и Valio. На момент сдачи номера в печать 76% (4111 человек) проголосовавших считают, что упаковки сходны. Оставшиеся 24% полагают иначе. Следующее заседание антимонопольщиков запланировано на 22 сентября.