Услуга за услугу

Торговля озабочена сокращением числа покупателей, не надо объяснять почему. Корзин, заполненных доверху товаром, заметно поубавилось. Средний покупательский чек заметно похудел. В залах супермаркетов в будние дни половина касс не работает. Оставшихся вполне хватает, чтобы обслужить посетителей.

Изобретаются способы хотя бы визуально удешевить продукты. Чтобы не увеличивать цену, проводятся эксперименты с весом фасованного товара. Килограммовая пачка крупы становится 900-граммовой, 200-граммовая пачка масла уменьшается на 20 граммов, собственная выпечка теряет в весе, на что не всякий покупатель обращает внимание.

Появились фрукты-овощи так называемого экономкласса. Ценой пониже, качеством похуже. Больше покупателей стали присматриваться к акциям по скидкам на отдельные продукты или группы продуктов. В гипермаркетах таких акций стало больше. То снизят цены на все лимонады, то на мороженое, чипсы и сухарики.

Устраиваются распродажи по картам покупателя в определенный день недели. Постоянные посетители торговой точки этот день уже караулят и готовы затовариться, потому как скидка солидная, доходит до 50%.

Для торговли подобные подарки населению – мера вынужденная. Плохо реализуемый товар, особенно продукты с истекающим сроком годности, выгоднее продать по бросовым ценам, чем оставить на полке в ожидании контролеров и штрафных санкций. Но в заботе о покупательском спросе торговля не упускает случая, чтобы содрать с потребителя лишний рубль, хотя бы и окольным путем.

Розничные цены зависят от честной конкуренции между поставщиками продукции. Пробиться же на полки сетевых магазинов, особенно мелким предпринимателям, ох как непросто. Проблема эта с бородой, однако и в условиях импортозамещения по-прежнему актуальна.

Сетевые магазины отдают предпочтение солидным поставщикам. Прочим дорога не закрыта, но сильно затруднительна. Распространенная практика, когда устойчивый сбыт товара предприниматель может обеспечить только за дополнительную плату при заключении договора. В таком случае эти расходы закладываются в цену товара. В сухом остатке – недовольный потребитель.

Похвально, когда такого рода манипуляции разоблачаются в назидание тем, кого может постичь та же участь. Так, Петербургское отделение УФАС признало в действиях ООО «Лента» нарушение п. 2 ч. 1 ст. 13 Закона о торговле. В соответствии со ст. 14.40 КоАП РФ, торговой сети предстоит выплатить штраф в размере 2 млн рублей.

В совместной с прокурорскими работниками проверке антимонопольный орган установил, что ритейлер навязывал поставщикам товаров категории «бакалея» заключение договоров на оказание маркетинговых услуг. Организации выплачивали за продвижение товаров в среднем от 15 до 30% своего товарооборота, что в результате отражалось и на конечной стоимости продуктов.

Помимо штрафных санкций ООО «Лента» было выдано предписание внести изменения в имеющиеся договоры оказания услуг.

По итогам плановой проверки торговой сети «О`Кей» также было возбуждено дело по признакам нарушения Закона о торговле. Схема аналогичная. Между торговой сетью и несколькими поставщиками продовольственных товаров, опять же категории «бакалея», заключались договоры поставок и договоры возмездного оказания услуг, направленные на продвижение товаров. Договоры заключались прямо-таки кабальные. Вознаграждения суммарно с произведенными выплатами по оказанию маркетинговых услуг составили порядка 36,5% от годового товарооборота каждого из поставщиков.

В стадии рассмотрения в антимонопольном ведомстве находится дело в отношении ЗАО ТД «Перекресток», возбужденное по аналогичным признакам.

Если услуги по продвижению товара стоят так дорого, может ли предприниматель рассчитывать на успешный бизнес, а покупатели – на приемлемый для большинства уровень цен в магазинах?