Решение по делу о нарушении законодательства о рекламе в отношении ООО «Биоресурс»

Номер дела: Р09-01/13
Дата публикации: 27 февраля 2013, 12:05

Исх. № 09/2645 от 27.02.2013

 

РЕШЕНИЕ

 

14 февраля 2013 год                                                                                           Санкт-Петербург

 

            Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе:

председатель Комиссии:

Яковлев П.В. – заместитель руководителя управления,

члены Комиссии:

Плошкина Н.С. – начальник отдела контроля и надзора за соблюдением законодательства о рекламе;

 Хасиева Е.А. – главный специалист-эксперт отдела контроля и надзора за соблюдением законодательства о рекламе,

рассмотрев дело № Р09-01/13, возбужденное определением №09/921 от 25.01.2013 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, по факту размещения ООО «Биоресурс» (адрес: 192286, Санкт-Петербург, Альпийский пер., д.41, лит.А, пом 14-Н) в газете «Аргументы и Факты.Алтай» (№28 (1653) от 11-17 июля 2012 г., стр.20) рекламной  публикации под названием  «Ликолам» - легко простате, просто Вам!»,  содержащей признаки нарушения пункта 6 части 5 статьи 5, пункта 1 части 1 статьи 25 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе»), в присутствии представителей лиц, (по доверенности) участвующих в деле:

- лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе – ООО «Биоресурс» (адрес: 192286, Санкт-Петербург, Альпийский пер., д.41, лит.А, пом 14-Н),

- в отсутствие заявителя - Некоммерческого Партнерствоа «Производителей биологически активных добавок к пище, лечебного и профилактического питания» (129626, Москва, Кулаков переулок, д.9, стр.1),  извещенного надлежащим образом,

 

УСТАНОВИЛА:

 

14.01.2013 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее - Санкт-Петербургское УФАС России)  поступило обращение (с приложением документов и материалов на 56 листах)   НП «Производителей биологически активных добавок к пище, лечебного и профилактического питания», переданное

 

Московским УФАС России (вх.№ 485), о распространении в газете «Аргументы и Факты.Алтай» (№28 (1653) от 11-17 июля 2012 г., стр.20) рекламной публикации под названием  «Ликолам» - легко простате, просто Вам!» в которой усматриваются признаки нарушения пункта 6 части 5 статьи 5, пункта 1 части 1 статьи 25 ФЗ «О рекламе».

Рекламный материал, по мнению заявителя, создает впечатление о лечебных свойствах биологически активной добавки «Ликолам», поскольку объект рекламирования «…обладает бактерицидным и противовирусным действием, снимает воспаление при простате и улучшает репаративные процессы в тканях …». Вместе с тем, в рекламе  содержится информация: «БАД не является лекарственным средством».

Согласно пункту 6 части 5 статьи 5 ФЗ «О рекламе» в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 25 ФЗ «О рекламе» реклама биологически активных добавок и пищевых не должна создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами.

Согласно части 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» рекламодатель несёт ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 6 части 5 статьи 5, пункта 1 части 1 статьи 25 ФЗ «О рекламе».

В соответствии со статьей 3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержания рекламы лицо.

Московским УФАС России установлено, что рекламодателем - лицом, определившим объект рекламирования, является ООО «Биоресурс» (адрес: 192286, Санкт-Петербург, Альпийский пер., д.41, лит.А, пом 14-Н).

На основании анализа имеющихся в деле документов и материалов установлено следующее.

Согласно  выпике из ЕГРЮЛ от 31.01.2013 №21599В/2013 общества с ограниченной ответственностью «Биоресурс» (сокращенное наименование ООО «Биоресурс», ОГРН 1127847053729, ИНН 7816530100, КПП 781601001), расположенного по адресу: 192286, Санкт-Петербург  переулок Альпийский, д.41, лит.А, помещение 14-Н.  Генеральным директором    ООО «Биоресурс» является  Пернавский Олег Михайлович. Основным видом экономической деятельности, которым занимается общество, является осуществление научных исследований и разработка в области естественных и технических наук. Одним из дополнительных видов деятельности общества является рекламная деятельность.

 ООО «Биоресурс» размещало  рекламную  публикацию под названием  «Ликолам» - легко простате, просто Вам!» в газете «Аргументы и Факты.Алтай» (№28 (1653) от 11-17 июля 2012 г., стр.20) на основании агентского договора №62/РА от 01 июня 2012 г.

  Указанная  рекламная публикация содержит все квалифицирующие признаки рекламы, установленные ФЗ «О рекламе».

Согласно пункту 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Таким образом, квалифицирующими признаками рекламы являются:

 - информативный характер сообщения;

 - направленность от субъекта рекламного сообщения к адресатам – неопределенному кругу лиц;

 - целью рекламного сообщения является привлечение внимания к объекту рекламирования для его продвижения на рынке.

Объектом рекламирования, применительно к рассматриваемому случаю, является БАД «Ликолам».

Согласно Постановлению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 17.04.2003 N 50 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.3.2.1290-03» (вместе с «СанПиН 2.3.2.1290-03. 2.3.2. Продовольственное сырье и пищевые продукты. Гигиенические требования к организации производства и оборота биологически активных добавок к пище (БАД). Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 17.04.2003), биологически активные добавки - природные (идентичные природным) биологически активные вещества, предназначенные для употребления одновременно с пищей или введения в состав пищевых продуктов.

В соответствии с документами, представленными ООО «Биоресурс»    (вх.№2186 от 06.02.2013) в Санкт-Петербургское УФАС России, установлено:

Согласно свидетельству о государственной регистрации №RU.77.99.11.003.E,009162.04.11 от 06.04.2011  биологически активная добавка к пище «Ликолам» прошла государственную регистрацию, внесена в Реестр свидетельств о государственной регистрации и разрешена для производства, реализации населению через аптечную сеть и специализированные магазины, отделы торговой сети в качестве биологически активной добавки к пище – дополнительного источника каратиноидов.

 Однако, несмотря на то, что реклама «Ликолам» сопровождается текстом: «Не является лекарством»,  в тексте статьи   БАД позиционируются как лекарственное средство, обладающее лечебными и профилактическими свойствами, а именно: «…обладает бактерицидным и противовирусным действием, снимает воспаление при простате и улучшает репаративные процессы в тканях …».

В соответствии с пунктом 1 статья 4 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» лекарственные средства - вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом человека или животного), лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся фармацевтические субстанции и лекарственные препараты.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30.10.2006 N 736 утвержден Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по государственной регистрации лекарственных средств.

Однако, рекламируемая ООО «Биоресурс»   биологически активная добавка «Ликолам» «не является лекарственными средствами», как лекарственные средства не зарегистрированы, то есть лекарственными средствами не являются, что исключает возможность указания в рекламе этого продукта на его лечебные и профилактические свойства.

В рекламной статье под названием  «Ликолам» - легко простате, просто Вам!»,     указано на положительное влияние препарата на течение  такого заболевания как простатит.

Таким образом, в действиях ООО «Биоресурс»    как рекламодателя БАД  «Ликолам» содержатся признаки нарушения требований, установленных пунктом 6 части 5 статьи 5 и частью 1 статьи 25 ФЗ «О рекламе».

Определением №09/921 от 25.01.2013 Санкт-Петербургское УФАС России возбуждено дело по признакам нарушения ООО «Биоресурс»  законодательства Российской Федерации о рекламе.

14.02.2013 на заседании Комиссии Санкт-Петербургского УФАС России представитель ООО «Биоресурс» по доверенности б/н от 04 февраля 2013 года Бабчик Владимир Николаевич пояснил, что на момент размещения рекламной статья «Ликолам» - легко простате, просто Вам!»  общество ошибочно полагало, что  данная информация не содержит признаков нарушения ФЗ «О рекламе». Однако, на сегодняшний день ООО «Биоресурс» признает свою не правоту.    Размещение рекламной статьи «Ликолам» - легко простате, просто Вам!» прекращено. Доказательств устранения обществом нарушений требований, установленных пунктом 6 части 5 статьи 5 и частью 1 статьи 25 ФЗ «О рекламе», в Комиссию представлено не было.

 Комиссия, изучив материалы дела, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42, 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

                                                              РЕШИЛА:

 

1. Признать рекламу БАД «Ликолам», размещавшуюся в газете «Аргументы и Факты.Алтай» (№28 (1653) от 11-17 июля 2012 г., стр.20) в статье под названием  «Ликолам» - легко простате, просто Вам!» , ненадлежащей.

 2. Признать в действиях рекламодателя ООО «Биоресурс», выразившихся в определении объекта рекламирования и содержания рекламы БАД «Ликолам»,   нарушения ФЗ «О рекламе», а именно:

 - нарушение части 1 статьи 25 ФЗ «О рекламе» - создание в рекламе впечатления о том, что БАД «Ликолам» обладают лечебными свойствами,

 - нарушение пункта 6 части 5 статьи 5 ФЗ «О рекламе» - указание в рекламе на лечебные свойства БАД «Ликолам», то есть на положительное влияние течении болезни.

3. Выдать ООО «Биоресурс»  предписание о прекращении нарушений пункта 6 части 5 статьи 5, части 1 статьи 25 ФЗ «О рекламе» в рекламе БАД.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Биоресурс».

 

Решение изготовлено в полном объёме 27 февраля 2013 года.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 37 ФЗ «О рекламе» и статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                               П.В.Яковлев

 

 

Члены Комиссии:                                                                                                           Н.С. Плошкина

 

 

                                                                                                                                            Е.А.Хасиева

Файлы для скачивания

predpisanie_bioresurs.doc
Тип файла: doc
Размер файла: 0.04 МБ
stdClass Object ( [vid] => 5963 [uid] => 5 [title] => Решение по делу о нарушении законодательства о рекламе в отношении ООО «Биоресурс» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 5963 [type] => solution [language] => ru [created] => 1362557877 [changed] => 1370518601 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370518601 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Исх. № 09/2645 от 27.02.2013

 

РЕШЕНИЕ

 

14 февраля 2013 год                                                                                           Санкт-Петербург

 

            Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе:

председатель Комиссии:

Яковлев П.В. – заместитель руководителя управления,

члены Комиссии:

Плошкина Н.С. – начальник отдела контроля и надзора за соблюдением законодательства о рекламе;

 Хасиева Е.А. – главный специалист-эксперт отдела контроля и надзора за соблюдением законодательства о рекламе,

рассмотрев дело № Р09-01/13, возбужденное определением №09/921 от 25.01.2013 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, по факту размещения ООО «Биоресурс» (адрес: 192286, Санкт-Петербург, Альпийский пер., д.41, лит.А, пом 14-Н) в газете «Аргументы и Факты.Алтай» (№28 (1653) от 11-17 июля 2012 г., стр.20) рекламной  публикации под названием  «Ликолам» - легко простате, просто Вам!»,  содержащей признаки нарушения пункта 6 части 5 статьи 5, пункта 1 части 1 статьи 25 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе»), в присутствии представителей лиц, (по доверенности) участвующих в деле:

- лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе – ООО «Биоресурс» (адрес: 192286, Санкт-Петербург, Альпийский пер., д.41, лит.А, пом 14-Н),

- в отсутствие заявителя - Некоммерческого Партнерствоа «Производителей биологически активных добавок к пище, лечебного и профилактического питания» (129626, Москва, Кулаков переулок, д.9, стр.1),  извещенного надлежащим образом,

 

УСТАНОВИЛА:

 

14.01.2013 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее - Санкт-Петербургское УФАС России)  поступило обращение (с приложением документов и материалов на 56 листах)   НП «Производителей биологически активных добавок к пище, лечебного и профилактического питания», переданное

 

Московским УФАС России (вх.№ 485), о распространении в газете «Аргументы и Факты.Алтай» (№28 (1653) от 11-17 июля 2012 г., стр.20) рекламной публикации под названием  «Ликолам» - легко простате, просто Вам!» в которой усматриваются признаки нарушения пункта 6 части 5 статьи 5, пункта 1 части 1 статьи 25 ФЗ «О рекламе».

Рекламный материал, по мнению заявителя, создает впечатление о лечебных свойствах биологически активной добавки «Ликолам», поскольку объект рекламирования «…обладает бактерицидным и противовирусным действием, снимает воспаление при простате и улучшает репаративные процессы в тканях …». Вместе с тем, в рекламе  содержится информация: «БАД не является лекарственным средством».

Согласно пункту 6 части 5 статьи 5 ФЗ «О рекламе» в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 25 ФЗ «О рекламе» реклама биологически активных добавок и пищевых не должна создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами.

Согласно части 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» рекламодатель несёт ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 6 части 5 статьи 5, пункта 1 части 1 статьи 25 ФЗ «О рекламе».

В соответствии со статьей 3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержания рекламы лицо.

Московским УФАС России установлено, что рекламодателем - лицом, определившим объект рекламирования, является ООО «Биоресурс» (адрес: 192286, Санкт-Петербург, Альпийский пер., д.41, лит.А, пом 14-Н).

На основании анализа имеющихся в деле документов и материалов установлено следующее.

Согласно  выпике из ЕГРЮЛ от 31.01.2013 №21599В/2013 общества с ограниченной ответственностью «Биоресурс» (сокращенное наименование ООО «Биоресурс», ОГРН 1127847053729, ИНН 7816530100, КПП 781601001), расположенного по адресу: 192286, Санкт-Петербург  переулок Альпийский, д.41, лит.А, помещение 14-Н.  Генеральным директором    ООО «Биоресурс» является  Пернавский Олег Михайлович. Основным видом экономической деятельности, которым занимается общество, является осуществление научных исследований и разработка в области естественных и технических наук. Одним из дополнительных видов деятельности общества является рекламная деятельность.

 ООО «Биоресурс» размещало  рекламную  публикацию под названием  «Ликолам» - легко простате, просто Вам!» в газете «Аргументы и Факты.Алтай» (№28 (1653) от 11-17 июля 2012 г., стр.20) на основании агентского договора №62/РА от 01 июня 2012 г.

  Указанная  рекламная публикация содержит все квалифицирующие признаки рекламы, установленные ФЗ «О рекламе».

Согласно пункту 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Таким образом, квалифицирующими признаками рекламы являются:

 - информативный характер сообщения;

 - направленность от субъекта рекламного сообщения к адресатам – неопределенному кругу лиц;

 - целью рекламного сообщения является привлечение внимания к объекту рекламирования для его продвижения на рынке.

Объектом рекламирования, применительно к рассматриваемому случаю, является БАД «Ликолам».

Согласно Постановлению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 17.04.2003 N 50 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.3.2.1290-03» (вместе с «СанПиН 2.3.2.1290-03. 2.3.2. Продовольственное сырье и пищевые продукты. Гигиенические требования к организации производства и оборота биологически активных добавок к пище (БАД). Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 17.04.2003), биологически активные добавки - природные (идентичные природным) биологически активные вещества, предназначенные для употребления одновременно с пищей или введения в состав пищевых продуктов.

В соответствии с документами, представленными ООО «Биоресурс»    (вх.№2186 от 06.02.2013) в Санкт-Петербургское УФАС России, установлено:

Согласно свидетельству о государственной регистрации №RU.77.99.11.003.E,009162.04.11 от 06.04.2011  биологически активная добавка к пище «Ликолам» прошла государственную регистрацию, внесена в Реестр свидетельств о государственной регистрации и разрешена для производства, реализации населению через аптечную сеть и специализированные магазины, отделы торговой сети в качестве биологически активной добавки к пище – дополнительного источника каратиноидов.

 Однако, несмотря на то, что реклама «Ликолам» сопровождается текстом: «Не является лекарством»,  в тексте статьи   БАД позиционируются как лекарственное средство, обладающее лечебными и профилактическими свойствами, а именно: «…обладает бактерицидным и противовирусным действием, снимает воспаление при простате и улучшает репаративные процессы в тканях …».

В соответствии с пунктом 1 статья 4 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» лекарственные средства - вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом человека или животного), лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся фармацевтические субстанции и лекарственные препараты.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30.10.2006 N 736 утвержден Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по государственной регистрации лекарственных средств.

Однако, рекламируемая ООО «Биоресурс»   биологически активная добавка «Ликолам» «не является лекарственными средствами», как лекарственные средства не зарегистрированы, то есть лекарственными средствами не являются, что исключает возможность указания в рекламе этого продукта на его лечебные и профилактические свойства.

В рекламной статье под названием  «Ликолам» - легко простате, просто Вам!»,     указано на положительное влияние препарата на течение  такого заболевания как простатит.

Таким образом, в действиях ООО «Биоресурс»    как рекламодателя БАД  «Ликолам» содержатся признаки нарушения требований, установленных пунктом 6 части 5 статьи 5 и частью 1 статьи 25 ФЗ «О рекламе».

Определением №09/921 от 25.01.2013 Санкт-Петербургское УФАС России возбуждено дело по признакам нарушения ООО «Биоресурс»  законодательства Российской Федерации о рекламе.

14.02.2013 на заседании Комиссии Санкт-Петербургского УФАС России представитель ООО «Биоресурс» по доверенности б/н от 04 февраля 2013 года Бабчик Владимир Николаевич пояснил, что на момент размещения рекламной статья «Ликолам» - легко простате, просто Вам!»  общество ошибочно полагало, что  данная информация не содержит признаков нарушения ФЗ «О рекламе». Однако, на сегодняшний день ООО «Биоресурс» признает свою не правоту.    Размещение рекламной статьи «Ликолам» - легко простате, просто Вам!» прекращено. Доказательств устранения обществом нарушений требований, установленных пунктом 6 части 5 статьи 5 и частью 1 статьи 25 ФЗ «О рекламе», в Комиссию представлено не было.

 Комиссия, изучив материалы дела, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42, 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

                                                              РЕШИЛА:

 

1. Признать рекламу БАД «Ликолам», размещавшуюся в газете «Аргументы и Факты.Алтай» (№28 (1653) от 11-17 июля 2012 г., стр.20) в статье под названием  «Ликолам» - легко простате, просто Вам!» , ненадлежащей.

 2. Признать в действиях рекламодателя ООО «Биоресурс», выразившихся в определении объекта рекламирования и содержания рекламы БАД «Ликолам»,   нарушения ФЗ «О рекламе», а именно:

 - нарушение части 1 статьи 25 ФЗ «О рекламе» - создание в рекламе впечатления о том, что БАД «Ликолам» обладают лечебными свойствами,

 - нарушение пункта 6 части 5 статьи 5 ФЗ «О рекламе» - указание в рекламе на лечебные свойства БАД «Ликолам», то есть на положительное влияние течении болезни.

3. Выдать ООО «Биоресурс»  предписание о прекращении нарушений пункта 6 части 5 статьи 5, части 1 статьи 25 ФЗ «О рекламе» в рекламе БАД.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Биоресурс».

 

Решение изготовлено в полном объёме 27 февраля 2013 года.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 37 ФЗ «О рекламе» и статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                               П.В.Яковлев

 

 

Члены Комиссии:                                                                                                           Н.С. Плошкина

 

 

                                                                                                                                            Е.А.Хасиева

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Исх. № 09/2645 от 27.02.2013

 

РЕШЕНИЕ

 

14 февраля 2013 год                                                                                           Санкт-Петербург

 

            Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе:

председатель Комиссии:

Яковлев П.В. – заместитель руководителя управления,

члены Комиссии:

Плошкина Н.С. – начальник отдела контроля и надзора за соблюдением законодательства о рекламе;

 Хасиева Е.А. – главный специалист-эксперт отдела контроля и надзора за соблюдением законодательства о рекламе,

рассмотрев дело № Р09-01/13, возбужденное определением №09/921 от 25.01.2013 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, по факту размещения ООО «Биоресурс» (адрес: 192286, Санкт-Петербург, Альпийский пер., д.41, лит.А, пом 14-Н) в газете «Аргументы и Факты.Алтай» (№28 (1653) от 11-17 июля 2012 г., стр.20) рекламной  публикации под названием  «Ликолам» - легко простате, просто Вам!»,  содержащей признаки нарушения пункта 6 части 5 статьи 5, пункта 1 части 1 статьи 25 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе»), в присутствии представителей лиц, (по доверенности) участвующих в деле:

- лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе – ООО «Биоресурс» (адрес: 192286, Санкт-Петербург, Альпийский пер., д.41, лит.А, пом 14-Н),

- в отсутствие заявителя - Некоммерческого Партнерствоа «Производителей биологически активных добавок к пище, лечебного и профилактического питания» (129626, Москва, Кулаков переулок, д.9, стр.1),  извещенного надлежащим образом,

 

УСТАНОВИЛА:

 

14.01.2013 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее - Санкт-Петербургское УФАС России)  поступило обращение (с приложением документов и материалов на 56 листах)   НП «Производителей биологически активных добавок к пище, лечебного и профилактического питания», переданное

 

Московским УФАС России (вх.№ 485), о распространении в газете «Аргументы и Факты.Алтай» (№28 (1653) от 11-17 июля 2012 г., стр.20) рекламной публикации под названием  «Ликолам» - легко простате, просто Вам!» в которой усматриваются признаки нарушения пункта 6 части 5 статьи 5, пункта 1 части 1 статьи 25 ФЗ «О рекламе».

Рекламный материал, по мнению заявителя, создает впечатление о лечебных свойствах биологически активной добавки «Ликолам», поскольку объект рекламирования «…обладает бактерицидным и противовирусным действием, снимает воспаление при простате и улучшает репаративные процессы в тканях …». Вместе с тем, в рекламе  содержится информация: «БАД не является лекарственным средством».

Согласно пункту 6 части 5 статьи 5 ФЗ «О рекламе» в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 25 ФЗ «О рекламе» реклама биологически активных добавок и пищевых не должна создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами.

Согласно части 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» рекламодатель несёт ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 6 части 5 статьи 5, пункта 1 части 1 статьи 25 ФЗ «О рекламе».

В соответствии со статьей 3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержания рекламы лицо.

Московским УФАС России установлено, что рекламодателем - лицом, определившим объект рекламирования, является ООО «Биоресурс» (адрес: 192286, Санкт-Петербург, Альпийский пер., д.41, лит.А, пом 14-Н).

На основании анализа имеющихся в деле документов и материалов установлено следующее.

Согласно  выпике из ЕГРЮЛ от 31.01.2013 №21599В/2013 общества с ограниченной ответственностью «Биоресурс» (сокращенное наименование ООО «Биоресурс», ОГРН 1127847053729, ИНН 7816530100, КПП 781601001), расположенного по адресу: 192286, Санкт-Петербург  переулок Альпийский, д.41, лит.А, помещение 14-Н.  Генеральным директором    ООО «Биоресурс» является  Пернавский Олег Михайлович. Основным видом экономической деятельности, которым занимается общество, является осуществление научных исследований и разработка в области естественных и технических наук. Одним из дополнительных видов деятельности общества является рекламная деятельность.

 ООО «Биоресурс» размещало  рекламную  публикацию под названием  «Ликолам» - легко простате, просто Вам!» в газете «Аргументы и Факты.Алтай» (№28 (1653) от 11-17 июля 2012 г., стр.20) на основании агентского договора №62/РА от 01 июня 2012 г.

  Указанная  рекламная публикация содержит все квалифицирующие признаки рекламы, установленные ФЗ «О рекламе».

Согласно пункту 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Таким образом, квалифицирующими признаками рекламы являются:

 - информативный характер сообщения;

 - направленность от субъекта рекламного сообщения к адресатам – неопределенному кругу лиц;

 - целью рекламного сообщения является привлечение внимания к объекту рекламирования для его продвижения на рынке.

Объектом рекламирования, применительно к рассматриваемому случаю, является БАД «Ликолам».

Согласно Постановлению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 17.04.2003 N 50 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.3.2.1290-03» (вместе с «СанПиН 2.3.2.1290-03. 2.3.2. Продовольственное сырье и пищевые продукты. Гигиенические требования к организации производства и оборота биологически активных добавок к пище (БАД). Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 17.04.2003), биологически активные добавки - природные (идентичные природным) биологически активные вещества, предназначенные для употребления одновременно с пищей или введения в состав пищевых продуктов.

В соответствии с документами, представленными ООО «Биоресурс»    (вх.№2186 от 06.02.2013) в Санкт-Петербургское УФАС России, установлено:

Согласно свидетельству о государственной регистрации №RU.77.99.11.003.E,009162.04.11 от 06.04.2011  биологически активная добавка к пище «Ликолам» прошла государственную регистрацию, внесена в Реестр свидетельств о государственной регистрации и разрешена для производства, реализации населению через аптечную сеть и специализированные магазины, отделы торговой сети в качестве биологически активной добавки к пище – дополнительного источника каратиноидов.

 Однако, несмотря на то, что реклама «Ликолам» сопровождается текстом: «Не является лекарством»,  в тексте статьи   БАД позиционируются как лекарственное средство, обладающее лечебными и профилактическими свойствами, а именно: «…обладает бактерицидным и противовирусным действием, снимает воспаление при простате и улучшает репаративные процессы в тканях …».

В соответствии с пунктом 1 статья 4 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» лекарственные средства - вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом человека или животного), лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся фармацевтические субстанции и лекарственные препараты.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30.10.2006 N 736 утвержден Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по государственной регистрации лекарственных средств.

Однако, рекламируемая ООО «Биоресурс»   биологически активная добавка «Ликолам» «не является лекарственными средствами», как лекарственные средства не зарегистрированы, то есть лекарственными средствами не являются, что исключает возможность указания в рекламе этого продукта на его лечебные и профилактические свойства.

В рекламной статье под названием  «Ликолам» - легко простате, просто Вам!»,     указано на положительное влияние препарата на течение  такого заболевания как простатит.

Таким образом, в действиях ООО «Биоресурс»    как рекламодателя БАД  «Ликолам» содержатся признаки нарушения требований, установленных пунктом 6 части 5 статьи 5 и частью 1 статьи 25 ФЗ «О рекламе».

Определением №09/921 от 25.01.2013 Санкт-Петербургское УФАС России возбуждено дело по признакам нарушения ООО «Биоресурс»  законодательства Российской Федерации о рекламе.

14.02.2013 на заседании Комиссии Санкт-Петербургского УФАС России представитель ООО «Биоресурс» по доверенности б/н от 04 февраля 2013 года Бабчик Владимир Николаевич пояснил, что на момент размещения рекламной статья «Ликолам» - легко простате, просто Вам!»  общество ошибочно полагало, что  данная информация не содержит признаков нарушения ФЗ «О рекламе». Однако, на сегодняшний день ООО «Биоресурс» признает свою не правоту.    Размещение рекламной статьи «Ликолам» - легко простате, просто Вам!» прекращено. Доказательств устранения обществом нарушений требований, установленных пунктом 6 части 5 статьи 5 и частью 1 статьи 25 ФЗ «О рекламе», в Комиссию представлено не было.

 Комиссия, изучив материалы дела, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42, 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

                                                              РЕШИЛА:

 

1. Признать рекламу БАД «Ликолам», размещавшуюся в газете «Аргументы и Факты.Алтай» (№28 (1653) от 11-17 июля 2012 г., стр.20) в статье под названием  «Ликолам» - легко простате, просто Вам!» , ненадлежащей.

 2. Признать в действиях рекламодателя ООО «Биоресурс», выразившихся в определении объекта рекламирования и содержания рекламы БАД «Ликолам»,   нарушения ФЗ «О рекламе», а именно:

 - нарушение части 1 статьи 25 ФЗ «О рекламе» - создание в рекламе впечатления о том, что БАД «Ликолам» обладают лечебными свойствами,

 - нарушение пункта 6 части 5 статьи 5 ФЗ «О рекламе» - указание в рекламе на лечебные свойства БАД «Ликолам», то есть на положительное влияние течении болезни.

3. Выдать ООО «Биоресурс»  предписание о прекращении нарушений пункта 6 части 5 статьи 5, части 1 статьи 25 ФЗ «О рекламе» в рекламе БАД.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Биоресурс».

 

Решение изготовлено в полном объёме 27 февраля 2013 года.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 37 ФЗ «О рекламе» и статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                               П.В.Яковлев

 

 

Члены Комиссии:                                                                                                           Н.С. Плошкина

 

 

                                                                                                                                            Е.А.Хасиева

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 09/2645 [format] => [safe_value] => 09/2645 ) ) ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => Р09-01/13 [format] => [safe_value] => Р09-01/13 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Признать рекламу БАД «Ликолам», размещавшуюся в газете «Аргументы и Факты.Алтай» (№28 (1653) от 11-17 июля 2012 г., стр.20) в статье под названием  «Ликолам» - легко простате, просто Вам!» , ненадлежащей.

Выдать ООО «Биоресурс»  предписание о прекращении нарушений пункта 6 части 5 статьи 5, части 1 статьи 25 ФЗ «О рекламе» в рекламе БАД.

[format] => full_html [safe_value] =>

Признать рекламу БАД «Ликолам», размещавшуюся в газете «Аргументы и Факты.Алтай» (№28 (1653) от 11-17 июля 2012 г., стр.20) в статье под названием  «Ликолам» - легко простате, просто Вам!» , ненадлежащей.

Выдать ООО «Биоресурс»  предписание о прекращении нарушений пункта 6 части 5 статьи 5, части 1 статьи 25 ФЗ «О рекламе» в рекламе БАД.

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [fid] => 456 [uid] => 5 [filename] => predpisanie_bioresurs.doc [uri] => public://solution/2013/03/06/predpisanie_bioresurs.doc [filemime] => application/msword [filesize] => 41472 [status] => 1 [timestamp] => 1362557877 [origname] => predpisanie_bioresurs.doc [rdf_mapping] => Array ( ) [display] => 1 [description] => ) ) ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 9 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-02-27 08:05:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-02-27 08:05:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1362557877 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Санкт-Петербургское УФАС России )