Решение по делу о нарушении законодательства о рекламе в отношении ООО «КЕЙ»

Номер дела: Р09-44/12
Дата публикации: 27 мая 2013, 12:35

27.05.2013 № 09/7289

 

РЕШЕНИЕ

 

15 мая 2013 года                                                                                                          Санкт-Петербург

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе в составе:

Председатель Комиссии - Яковлев Пётр Владимирович - заместитель руководителя управления,

члены Комиссии: Кручинина Н.С. – заместитель начальника отдела контроля и надзора за соблюдением законодательства о рекламе; Хамраева Ю.Ш. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля и надзора за соблюдением законодательства о рекламе,

рассмотрев дело № Р09-44/12 от 17.04.2013 г., возбужденное по признакам нарушения ООО «КЕЙ» ч.1 ст.28, ч. 3 ст.28, п.4 ч.3 ст.5, ч. 7 ст.5 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»),

в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела № Р09-44/12 от 17.04.2013 г.: ООО «КЕЙ», лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства,

заинтересованных лиц - ОАО «АЛЬФА-БАНК», ООО «Рекламное агентство «Проспект», (представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие законного представителя от 14.05.2013 №8995), ООО «Стандарт» (представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие законного представителя от 14.05.2013 г. №9000),

в присутствии генерального директора заинтересованного лица ООО «Регион Медиа» - Шахматенко Дмитрия Владимировича,

 

УСТАНОВИЛА:

 

18 декабря 2012 г. в процессе наблюдения за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе на лайтбоксе, установленном на балюстраде эскалатора метрополитена станции метро «Василеостровская» г. Санкт-Петербурга, выявлена реклама сети супермаркетов цифровой техники «Кей» следующего содержания: «Сделаю предложение! Кредит 0-0-12 от 2 000 рублей! Кредитное за 53 руб./день! Ноутбук Samsung 300 CI5-3210м – 18 990 руб. А что за предложение? Альфа-Банк». Внизу размещена информация, выполненная мелким шрифтом, нечитаемая с учетом места ее размещения без специальных средств.

На основании проведенного специалистами Санкт-Петербургского УФАС России анализа документов и материалов, имеющихся в деле, в том числе информации, размещенной на рекламном плакате, представленном на запрос Управления в натуральную величину, установлено следующее.

1. В соответствии с договором №1909-12/1 от 31августа 2012 г., заключенным между ООО «Рекламное агентство «Проспект» (Исполнитель) и ООО «Стандарт» (Заказчик), Исполнитель обязуется по заявке Заказчика оказать последнему услуги по бронированию рекламных мест (рекламонасителей), производству, распространению и обслуживанию рекламы в СПБ ГУП «Петербургский метрополитен». Согласно приложению №19 от 31 августа 2012 г. и приложению №9 от 31 августа 2012 г. к договору №1909-12/01, стороны пришли к соглашению о распространении рекламы брэнда КЕЙ на лайтбоксах размером 0,6х0,9 на балюстрадах эскалатора на станциях метрополитена: Технологический институт 1, Технологический институт 2. – период размещения с 01.10.2012 г.- 31.12.2012 г. , а также рекламы брэнда КЕЙ также на лайтбоксах размером 0,6х0,9 на станции метрополитена Василеостровская – период размещения с 01.09.2012 г.-31.12.2012 г.

В соответствии с договором №02/12 от 23 августа 2012 г., заключенным между ООО «Стандарт» (Исполнитель) и ООО «Регион Медиа» (Заказчик), Исполнитель обязуется по заявке Заказчика оказать последнему услуги по бронированию рекламы в СПБ ГУ «Петербургский метрополитен». Согласно приложению №15 от 25 сентября 2012 г. к договору №02/12 от 23 августа 2012 г., стороны пришли к соглашению о размещении рекламных материалов на лайтбоксах на балюстрадах эскалатора (614х914 мм) и лайтбоксах на выходе с эскалатора (1214 от 764 мм) на станциях метрополитена: Василеостровская, Озерки, Технологический институт 1, Технологический институт 2. Период размещения рекламы с 01 октября – 31 октября 2012 г. Количество рекламных мест- 4шт.

 В соответствии с договором №05/12 от 15 августа 2012 г., заключенным между ООО « «Регион Медиа» (Исполнитель) и ООО «Кей» (Заказчик), Исполнитель обязуется по заявке Заказчика оказать последнему услуги по бронированию рекламных мест (рекламоносителей), производству, распространению и обслуживанию рекламы «Кредит 0-0-12» на станциях метрополитена: Василеостровская, Технологический институт 1, Технологический институт 2, согласно адресной программе в СПБ ГУП «Петербургский метрополитен».

          Таким образом, рекламодателем - лицом, определившим объект рекламирования и содержание рекламы: «Сделаю предложение! Кредит 0-0-12 от 2 000 рублей! Кредитное за 53 руб./день! Ноутбук Samsung 300 CI5-3210м – 18 990 руб. А что за предложение? Альфа-Банк», размещавшейся на станциях метрополитена в период с 01.09.2012 г. – 31.12.2012 г., является ООО «Кей», а рекламораспространителем – лицом, осуществившим распространение рекламы – ООО «Рекламное агентство «Проспект».

2. ООО «Кей» в соответствии со свидетельством о регистрации юридического лица, зарегистрировано 13 июня 1996 г.

В соответствии с выпиской из единого государственного реестра юридических лиц от 29.04.2013 №100198В/2013 основными видами деятельности ООО «Кей» являются розничная торговля компьютерами, программным обеспечением и периферийными устройствами, дополнительными видами деятельности являются – оптовая торговля компьютерами и периферийными устройствами, розничная торговля, осуществляемая через телемагазины и компьютерные сети (электронная торговля, включая Интернет).

Договором о сотрудничестве № 78010731 от 27 июля 2010 г. с торговой организацией, заключенным между ОАО «АЛЬФА-Банк», (именуемое в дальнейшем Банк) и ООО «Кей», (именуемое в дальнейшем Партнер) установлен порядок взаимодействия сторон при обслуживании клиентов, приобретающих в Торговой точке товар с оплатой за счет кредита, предоставляемого Банком. В соответствии с п. 3.2 настоящего договора основанием для продажи торговой точкой товара с оплатой за счет предоставленного Банком кредита является положительное решение Банка о предоставлении Клиенту Кредита, что подтверждается надлежащим образом оформленной спецификацией (документ, подтверждающий предоставление банком кредита клиенту для совершения покупки в торговой точке в соответствии с указанном в нем перечнем товаров) и заявлением, если иное не предусмотрено в дополнительном соглашении к настоящему договору. Согласно п. 3.3 договора Банк самостоятельно принимает решение о предоставлении либо отказе от предоставления Кредита на основании данных анкеты-заявления Клиента. Банк оставляет за собой право отказать клиенту в предоставлении Кредита без объяснения причин. Банк самостоятельно определяет условия предоставления клиентам кредитов. Партнер самостоятельно определяет перечень товаров, реализуемых в торговых точках с оплатой за счет предоставленного банком кредита  и размеры скидки, представляемой Партнером Клиенту при приобретении Товара в Кредит, которые доводит до сведения Банка и Клиентов в письменной форме (п 3.5). Договор вступает в силу с момента его подписания и действует в течение неопределенного срока (п.10.1).

Согласно дополнительному соглашению №1 к договору о сотрудничестве с торговой организацией от 27 июля 2010 г. №78010731, стороны договорились о следующих условиях предоставления потребительского кредита: размер первоначального взноса – 0%, процентная ставка за пользования кредитом – 9,5 %, срок кредита-12 месяцев, минимальная сумма покупки – 2000 рублей, стоимость услуг Банка, указанных в п.4.6. договора – 0%.

3. Исходя из анализа текстовой и изобразительной информации, в том числе прописанной мелким шрифтом, представленной на оригинал - макете в натуральную величину, установлено.

 Надпись, расположенная в верхней части плаката «Сделаю предложение!» выполнена черными буквами, ниже в ярко красном цвете - «Кредит 0-0-12», в синим цвете - «от 2 000 рублей!». Справа от центра размещено изображение компьютера, сопровождающееся информацией «Ноутбук Samsung 300 CI5-3210м» (черным цветом), «18 990 руб.» и «А что за предложение?» (красным цветом), синим цветом - «Кредитное за 53 руб./день». Слева, внизу плаката представлены в красном цвете буква с подчеркиванием «А» и словосочетание «Альфа-Банк», черным цветом - «В.О., Средний проспект, д.34». В правом углу плаката размещен товарный знак супермаркета цифровой техники «Кей». Между буквой «А», «Альфа-Банк» и «В.О., Средний проспект, д.34» мелким шрифтом нанесена следующая информация: «кредит 0-0-12 предоставляет ОАО «АЛЬФА-БАНК», Генеральная компания Банка России на осуществление банковских операций №1326 от 05.03.2012 г. Валюта кредита - рубли. Первоначальный взнос-0%. Сумма кредита от 2000 до 150000. Срок кредита-1 года. Процентная ставка-10% годовых. Альфа-банк самостоятельно принимает решение о предоставлении, либо отказе в предоставлении кредита». Данная информация выполнена мелким шрифтом, нечитаемая, с учетом места ее размещения без специальных средств.

На основании данных, представленных ГУП «Петербургский метрополитен», технические характеристики лайтбоксов следующее: лайтбокс 0,615х0,915, размещенный на балюстраде, имеет высоту короба: старый 0,95м, новый 0,96 м. Высота опоры составляет от 2,05 до 2,4 м. Высота от низа короба до поручней эскалатора -1,3-1,4 м. Высота от верха короба до поручней эскалатора-2,26м.-2,36м.; скорость движения лестничного полотна эскалаторов на станциях метрополитена составляет 0, 75 м/с. Расстояние от ступеней до поручней эскалатора метрополитена 800-1100 мм.

4. В соответствии с ч.3 ст. 28 ФЗ «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит, хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.

 Смысловое содержание рекламной информации, представленной мелким шрифтом, с учетом места размещения рекламоносителя (лайтбокс) и освещения, не может быть воспринято потребителем.

Таким образом, в рекламе отсутствуют условия кредитования, влияющие на фактическую стоимость кредита для заемщика, а именно: срок предоставления кредита, процентная ставка по кредиту, максимальная сумма кредита.

5. Исходя из содержания информации, размещенной в рекламе: «Кредит 0-0-12 от 2 000 рублей», «Кредитное за 53 руб./день!», «18 990 руб.», не представляется возможным определить является ли сумма «18 990 руб.» окончательным платежом по потребительскому кредиту, какова фактическая стоимость кредита для заемщика.

В соответствии с ч. 7 ст.5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Если рассматривать норму, установленную ч.7 ст.5 ФЗ «О рекламе», с точки зрения правовой значимости составляющих ее лексем, то для ее применения необходимо установить, какая информация в рассматриваемом случае является существенной, отсутствие которой ведет к искажению смыслового содержания рекламного предложения, и, как результат, потребитель вводится в заблуждение.

Легальное определение существенной информации отсутствует в законодательстве Российской Федерации. Исходя из судебной практики к существенной информации отнесена информация, необходимая к размещению в силу закона.

Существенной информацией, на основании положений ч.3 ст. 28 ФЗ «О рекламе», является информация о сроках предоставления кредита, процентной ставки по кредиту, максимальной суммы, а также иная информация необходимая потребителю для осуществления правильного выбора, отсутствует.

Вместе с тем, поскольку реклама услуг направлена на формирование у потребителя желание ими воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у него такой рекламой.

6. В рекламном предложении указана процентная ставка 10% по кредиту. В дополнительном соглашении банка указана процентная ставка - 9,5%.

В соответствии с п.4 ч.3 ст.5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

Таким образом, в рекламе содержатся не соответствующие действительности сведения в отношении тарифов потребительского кредита – процентной ставке.

7. В связи с тем, что услуги в области потребительского кредитования являются финансовыми услугами, в рекламе отсутствует наименование банка, оказывающего данные услуги.

В соответствии с ч.1 ст.28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

В соответствии с частью 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации наименование юридического лица, должно содержать указание на его организационно-правовую форму. Наименования некоммерческих организаций, а в предусмотренных законом случаях наименования коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.

На основании вышеизложенного, в рекламе ООО «Кей»: «Сделаю предложение! Кредит 0-0-12 от 2 000 рублей! Кредитное за 53 руб./день! Ноутбук Samsung 300 CI5-3210м – 18 990 руб. А что за предложение? Альфа-Банк» и мелким нечитаемым шрифтом: «кредит 0-0-12 предоставляет ОАО «АЛЬФА-БАНК», Генеральная компания Банка России на осуществление банковских операций №1326 от 05.03.2012 г. Валюта кредита - рубли. Первоначальный взнос-0%. Сумма кредита от 2000 до 150000. Срок кредита-1 года. Процентная ставка-10% годовых. Альфа-банк самостоятельно принимает решение о предоставлении, либо отказе в предоставлении кредита», размещенной на территории Санкт-Петербургского метрополитена, содержатся признаки нарушения ФЗ «О рекламе», а именно:

         1) ч.1 ст.28 ФЗ «О рекламе» - в части отсутствия в рекламе информации о наименовании

юридического лица, оказывающего услуги в области кредитования;

2) ч.3 ст. 28 ФЗ «О рекламе» - в части отсутствия в рекламе условий, определяющих фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющих на нее - срок кредита, процентная ставка по кредиту, максимальная сумма кредита.

3) п.4 ч.3 ст.5 ФЗ «О рекламе» - в части содержания не соответствующих действительности сведений о процентной ставке по кредиту: «10%».

4) ч. 7 ст.5 ФЗ «О рекламе» - в части отсутствия в рекламе существенной информации об условиях приобретения товара в кредит, необходимой потребителю для осуществления правильного выбора, что приводит к искажению смысла информации и, как следствие, вводит потребителей в заблуждение.

В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных ч.1 ст.28, ч. 3 ст.28, п.4 ч.3 ст.5, ч. 7 ст.5 ФЗ «О рекламе».

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России, рассмотрев представленные материалы, по состоянию на 15 мая 2013 г не располагала сведениями о прекращении распространения вышеуказанной рекламы. Согласно п.9.2 договора №05/12 от 15 августа 2012 г., заключенного между ООО «Регион Медиа» (Исполнитель) и ООО «Кей» (Заказчик) договор может быть продлен по взаимному согласию Сторон.

На основании изложенного, руководствуясь п.2 ч.1 ст.33, ч.1 ст.36 ФЗ «О рекламе», и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать рекламу: «Сделаю предложение! Кредит 0-0-12 от 2 000 рублей! Кредитное за 53 руб./день! Ноутбук Samsung 300 CI5-3210м – 18 990 руб. А что за предложение? Альфа-Банк» и мелким нечитаемым шрифтом: «кредит 0-0-12 предоставляет ОАО «АЛЬФА-БАНК», Генеральная компания Банка России на осуществление банковских операций №1326 от 05.03.2012 г. Валюта кредита - рубли. Первоначальный взнос-0%. Сумма кредита от 2000 до 150000. Срок кредита-1 года. Процентная ставка-10% годовых. Альфа-банк самостоятельно принимает решение о предоставлении, либо отказе в предоставлении кредита», размещенную на территории г. Санкт-Петербургского метрополитена ненадлежащей.

         2.Признать в действиях ООО «Кей» как рекламодателя, выразившихся в определении объекта рекламирования и содержание рекламы: «Сделаю предложение! Кредит 0-0-12 от 2 000 рублей! Кредитное за 53 руб./день! Ноутбук Samsung 300 CI5-3210м – 18 990 руб. А что за предложение? Альфа-Банк» и мелким нечитаемым шрифтом: «кредит 0-0-12 предоставляет ОАО «АЛЬФА-БАНК», Генеральная компания Банка России на осуществление банковских операций №1326 от 05.03.2012 г. Валюта кредита - рубли. Первоначальный взнос-0%. Сумма кредита от 2000 до 150000. Срок кредита-1 года. Процентная ставка-10% годовых. Альфа-банк самостоятельно принимает решение о предоставлении, либо отказе в предоставлении кредита», размещенная на территории Санкт-Петербургского метрополитена, нарушения ФЗ «О рекламе», а именно:

         1) ч.1 ст.28 ФЗ «О рекламе» - в части отсутствия в рекламе информации о наименовании

юридического лица, оказывающего услуги в области кредитования;

2) ч.3 ст. 28 ФЗ «О рекламе» - в части отсутствия в рекламе условий, определяющих фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющих на нее - срок кредита, процентная ставка по кредиту, максимальная сумма кредита.

3) п.4 ч.3 ст.5 ФЗ «О рекламе» - в части содержания не соответствующих действительности сведений о процентной ставке по кредиту: «10%».

4) ч. 7 ст.5 ФЗ «О рекламе» - в части отсутствия в рекламе существенной информации об условиях приобретения товара в кредит, необходимой потребителю для осуществления правильного выбора, что приводит к искажению смысла информации и, как следствие, вводит потребителей в заблуждение.

3.Выдать предписание ООО «Кей» о прекращении нарушений ч.1 ст.28, ч. 3 ст.28, п.4 ч.3 ст.5, ч. 7 ст.5 ФЗ «О рекламе».

4.Передать материалы дела должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для решения вопроса о привлечении ООО «Кей» к административной ответственности.

5.Выдать рекламораспространителю ООО «Рекламное агентство «Проспект» предписание о прекращении нарушений как лицу, способному устранить в оперативном порядке указанные нарушения законодательства о рекламе.

 

Решение изготовлено в полном объеме 27.05.2013 г.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии:       

Яковлев П.В.

 

 

Члены Комиссии:

Кручинина Н.С.

 

 

Хамраева Ю.Ш.

 

 

Файлы для скачивания

predpisanie_prospekt_delo_key.doc
Тип файла: doc
Размер файла: 0.05 МБ
predpisanie_2.doc
Тип файла: doc
Размер файла: 0.04 МБ
stdClass Object ( [vid] => 6440 [uid] => 5 [title] => Решение по делу о нарушении законодательства о рекламе в отношении ООО «КЕЙ» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6440 [type] => solution [language] => ru [created] => 1372667868 [changed] => 1372848592 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1372848592 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

27.05.2013 № 09/7289

 

РЕШЕНИЕ

 

15 мая 2013 года                                                                                                          Санкт-Петербург

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе в составе:

Председатель Комиссии - Яковлев Пётр Владимирович - заместитель руководителя управления,

члены Комиссии: Кручинина Н.С. – заместитель начальника отдела контроля и надзора за соблюдением законодательства о рекламе; Хамраева Ю.Ш. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля и надзора за соблюдением законодательства о рекламе,

рассмотрев дело № Р09-44/12 от 17.04.2013 г., возбужденное по признакам нарушения ООО «КЕЙ» ч.1 ст.28, ч. 3 ст.28, п.4 ч.3 ст.5, ч. 7 ст.5 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»),

в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела № Р09-44/12 от 17.04.2013 г.: ООО «КЕЙ», лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства,

заинтересованных лиц - ОАО «АЛЬФА-БАНК», ООО «Рекламное агентство «Проспект», (представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие законного представителя от 14.05.2013 №8995), ООО «Стандарт» (представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие законного представителя от 14.05.2013 г. №9000),

в присутствии генерального директора заинтересованного лица ООО «Регион Медиа» - Шахматенко Дмитрия Владимировича,

 

УСТАНОВИЛА:

 

18 декабря 2012 г. в процессе наблюдения за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе на лайтбоксе, установленном на балюстраде эскалатора метрополитена станции метро «Василеостровская» г. Санкт-Петербурга, выявлена реклама сети супермаркетов цифровой техники «Кей» следующего содержания: «Сделаю предложение! Кредит 0-0-12 от 2 000 рублей! Кредитное за 53 руб./день! Ноутбук Samsung 300 CI5-3210м – 18 990 руб. А что за предложение? Альфа-Банк». Внизу размещена информация, выполненная мелким шрифтом, нечитаемая с учетом места ее размещения без специальных средств.

На основании проведенного специалистами Санкт-Петербургского УФАС России анализа документов и материалов, имеющихся в деле, в том числе информации, размещенной на рекламном плакате, представленном на запрос Управления в натуральную величину, установлено следующее.

1. В соответствии с договором №1909-12/1 от 31августа 2012 г., заключенным между ООО «Рекламное агентство «Проспект» (Исполнитель) и ООО «Стандарт» (Заказчик), Исполнитель обязуется по заявке Заказчика оказать последнему услуги по бронированию рекламных мест (рекламонасителей), производству, распространению и обслуживанию рекламы в СПБ ГУП «Петербургский метрополитен». Согласно приложению №19 от 31 августа 2012 г. и приложению №9 от 31 августа 2012 г. к договору №1909-12/01, стороны пришли к соглашению о распространении рекламы брэнда КЕЙ на лайтбоксах размером 0,6х0,9 на балюстрадах эскалатора на станциях метрополитена: Технологический институт 1, Технологический институт 2. – период размещения с 01.10.2012 г.- 31.12.2012 г. , а также рекламы брэнда КЕЙ также на лайтбоксах размером 0,6х0,9 на станции метрополитена Василеостровская – период размещения с 01.09.2012 г.-31.12.2012 г.

В соответствии с договором №02/12 от 23 августа 2012 г., заключенным между ООО «Стандарт» (Исполнитель) и ООО «Регион Медиа» (Заказчик), Исполнитель обязуется по заявке Заказчика оказать последнему услуги по бронированию рекламы в СПБ ГУ «Петербургский метрополитен». Согласно приложению №15 от 25 сентября 2012 г. к договору №02/12 от 23 августа 2012 г., стороны пришли к соглашению о размещении рекламных материалов на лайтбоксах на балюстрадах эскалатора (614х914 мм) и лайтбоксах на выходе с эскалатора (1214 от 764 мм) на станциях метрополитена: Василеостровская, Озерки, Технологический институт 1, Технологический институт 2. Период размещения рекламы с 01 октября – 31 октября 2012 г. Количество рекламных мест- 4шт.

 В соответствии с договором №05/12 от 15 августа 2012 г., заключенным между ООО « «Регион Медиа» (Исполнитель) и ООО «Кей» (Заказчик), Исполнитель обязуется по заявке Заказчика оказать последнему услуги по бронированию рекламных мест (рекламоносителей), производству, распространению и обслуживанию рекламы «Кредит 0-0-12» на станциях метрополитена: Василеостровская, Технологический институт 1, Технологический институт 2, согласно адресной программе в СПБ ГУП «Петербургский метрополитен».

          Таким образом, рекламодателем - лицом, определившим объект рекламирования и содержание рекламы: «Сделаю предложение! Кредит 0-0-12 от 2 000 рублей! Кредитное за 53 руб./день! Ноутбук Samsung 300 CI5-3210м – 18 990 руб. А что за предложение? Альфа-Банк», размещавшейся на станциях метрополитена в период с 01.09.2012 г. – 31.12.2012 г., является ООО «Кей», а рекламораспространителем – лицом, осуществившим распространение рекламы – ООО «Рекламное агентство «Проспект».

2. ООО «Кей» в соответствии со свидетельством о регистрации юридического лица, зарегистрировано 13 июня 1996 г.

В соответствии с выпиской из единого государственного реестра юридических лиц от 29.04.2013 №100198В/2013 основными видами деятельности ООО «Кей» являются розничная торговля компьютерами, программным обеспечением и периферийными устройствами, дополнительными видами деятельности являются – оптовая торговля компьютерами и периферийными устройствами, розничная торговля, осуществляемая через телемагазины и компьютерные сети (электронная торговля, включая Интернет).

Договором о сотрудничестве № 78010731 от 27 июля 2010 г. с торговой организацией, заключенным между ОАО «АЛЬФА-Банк», (именуемое в дальнейшем Банк) и ООО «Кей», (именуемое в дальнейшем Партнер) установлен порядок взаимодействия сторон при обслуживании клиентов, приобретающих в Торговой точке товар с оплатой за счет кредита, предоставляемого Банком. В соответствии с п. 3.2 настоящего договора основанием для продажи торговой точкой товара с оплатой за счет предоставленного Банком кредита является положительное решение Банка о предоставлении Клиенту Кредита, что подтверждается надлежащим образом оформленной спецификацией (документ, подтверждающий предоставление банком кредита клиенту для совершения покупки в торговой точке в соответствии с указанном в нем перечнем товаров) и заявлением, если иное не предусмотрено в дополнительном соглашении к настоящему договору. Согласно п. 3.3 договора Банк самостоятельно принимает решение о предоставлении либо отказе от предоставления Кредита на основании данных анкеты-заявления Клиента. Банк оставляет за собой право отказать клиенту в предоставлении Кредита без объяснения причин. Банк самостоятельно определяет условия предоставления клиентам кредитов. Партнер самостоятельно определяет перечень товаров, реализуемых в торговых точках с оплатой за счет предоставленного банком кредита  и размеры скидки, представляемой Партнером Клиенту при приобретении Товара в Кредит, которые доводит до сведения Банка и Клиентов в письменной форме (п 3.5). Договор вступает в силу с момента его подписания и действует в течение неопределенного срока (п.10.1).

Согласно дополнительному соглашению №1 к договору о сотрудничестве с торговой организацией от 27 июля 2010 г. №78010731, стороны договорились о следующих условиях предоставления потребительского кредита: размер первоначального взноса – 0%, процентная ставка за пользования кредитом – 9,5 %, срок кредита-12 месяцев, минимальная сумма покупки – 2000 рублей, стоимость услуг Банка, указанных в п.4.6. договора – 0%.

3. Исходя из анализа текстовой и изобразительной информации, в том числе прописанной мелким шрифтом, представленной на оригинал - макете в натуральную величину, установлено.

 Надпись, расположенная в верхней части плаката «Сделаю предложение!» выполнена черными буквами, ниже в ярко красном цвете - «Кредит 0-0-12», в синим цвете - «от 2 000 рублей!». Справа от центра размещено изображение компьютера, сопровождающееся информацией «Ноутбук Samsung 300 CI5-3210м» (черным цветом), «18 990 руб.» и «А что за предложение?» (красным цветом), синим цветом - «Кредитное за 53 руб./день». Слева, внизу плаката представлены в красном цвете буква с подчеркиванием «А» и словосочетание «Альфа-Банк», черным цветом - «В.О., Средний проспект, д.34». В правом углу плаката размещен товарный знак супермаркета цифровой техники «Кей». Между буквой «А», «Альфа-Банк» и «В.О., Средний проспект, д.34» мелким шрифтом нанесена следующая информация: «кредит 0-0-12 предоставляет ОАО «АЛЬФА-БАНК», Генеральная компания Банка России на осуществление банковских операций №1326 от 05.03.2012 г. Валюта кредита - рубли. Первоначальный взнос-0%. Сумма кредита от 2000 до 150000. Срок кредита-1 года. Процентная ставка-10% годовых. Альфа-банк самостоятельно принимает решение о предоставлении, либо отказе в предоставлении кредита». Данная информация выполнена мелким шрифтом, нечитаемая, с учетом места ее размещения без специальных средств.

На основании данных, представленных ГУП «Петербургский метрополитен», технические характеристики лайтбоксов следующее: лайтбокс 0,615х0,915, размещенный на балюстраде, имеет высоту короба: старый 0,95м, новый 0,96 м. Высота опоры составляет от 2,05 до 2,4 м. Высота от низа короба до поручней эскалатора -1,3-1,4 м. Высота от верха короба до поручней эскалатора-2,26м.-2,36м.; скорость движения лестничного полотна эскалаторов на станциях метрополитена составляет 0, 75 м/с. Расстояние от ступеней до поручней эскалатора метрополитена 800-1100 мм.

4. В соответствии с ч.3 ст. 28 ФЗ «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит, хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.

 Смысловое содержание рекламной информации, представленной мелким шрифтом, с учетом места размещения рекламоносителя (лайтбокс) и освещения, не может быть воспринято потребителем.

Таким образом, в рекламе отсутствуют условия кредитования, влияющие на фактическую стоимость кредита для заемщика, а именно: срок предоставления кредита, процентная ставка по кредиту, максимальная сумма кредита.

5. Исходя из содержания информации, размещенной в рекламе: «Кредит 0-0-12 от 2 000 рублей», «Кредитное за 53 руб./день!», «18 990 руб.», не представляется возможным определить является ли сумма «18 990 руб.» окончательным платежом по потребительскому кредиту, какова фактическая стоимость кредита для заемщика.

В соответствии с ч. 7 ст.5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Если рассматривать норму, установленную ч.7 ст.5 ФЗ «О рекламе», с точки зрения правовой значимости составляющих ее лексем, то для ее применения необходимо установить, какая информация в рассматриваемом случае является существенной, отсутствие которой ведет к искажению смыслового содержания рекламного предложения, и, как результат, потребитель вводится в заблуждение.

Легальное определение существенной информации отсутствует в законодательстве Российской Федерации. Исходя из судебной практики к существенной информации отнесена информация, необходимая к размещению в силу закона.

Существенной информацией, на основании положений ч.3 ст. 28 ФЗ «О рекламе», является информация о сроках предоставления кредита, процентной ставки по кредиту, максимальной суммы, а также иная информация необходимая потребителю для осуществления правильного выбора, отсутствует.

Вместе с тем, поскольку реклама услуг направлена на формирование у потребителя желание ими воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у него такой рекламой.

6. В рекламном предложении указана процентная ставка 10% по кредиту. В дополнительном соглашении банка указана процентная ставка - 9,5%.

В соответствии с п.4 ч.3 ст.5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

Таким образом, в рекламе содержатся не соответствующие действительности сведения в отношении тарифов потребительского кредита – процентной ставке.

7. В связи с тем, что услуги в области потребительского кредитования являются финансовыми услугами, в рекламе отсутствует наименование банка, оказывающего данные услуги.

В соответствии с ч.1 ст.28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

В соответствии с частью 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации наименование юридического лица, должно содержать указание на его организационно-правовую форму. Наименования некоммерческих организаций, а в предусмотренных законом случаях наименования коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.

На основании вышеизложенного, в рекламе ООО «Кей»: «Сделаю предложение! Кредит 0-0-12 от 2 000 рублей! Кредитное за 53 руб./день! Ноутбук Samsung 300 CI5-3210м – 18 990 руб. А что за предложение? Альфа-Банк» и мелким нечитаемым шрифтом: «кредит 0-0-12 предоставляет ОАО «АЛЬФА-БАНК», Генеральная компания Банка России на осуществление банковских операций №1326 от 05.03.2012 г. Валюта кредита - рубли. Первоначальный взнос-0%. Сумма кредита от 2000 до 150000. Срок кредита-1 года. Процентная ставка-10% годовых. Альфа-банк самостоятельно принимает решение о предоставлении, либо отказе в предоставлении кредита», размещенной на территории Санкт-Петербургского метрополитена, содержатся признаки нарушения ФЗ «О рекламе», а именно:

         1) ч.1 ст.28 ФЗ «О рекламе» - в части отсутствия в рекламе информации о наименовании

юридического лица, оказывающего услуги в области кредитования;

2) ч.3 ст. 28 ФЗ «О рекламе» - в части отсутствия в рекламе условий, определяющих фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющих на нее - срок кредита, процентная ставка по кредиту, максимальная сумма кредита.

3) п.4 ч.3 ст.5 ФЗ «О рекламе» - в части содержания не соответствующих действительности сведений о процентной ставке по кредиту: «10%».

4) ч. 7 ст.5 ФЗ «О рекламе» - в части отсутствия в рекламе существенной информации об условиях приобретения товара в кредит, необходимой потребителю для осуществления правильного выбора, что приводит к искажению смысла информации и, как следствие, вводит потребителей в заблуждение.

В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных ч.1 ст.28, ч. 3 ст.28, п.4 ч.3 ст.5, ч. 7 ст.5 ФЗ «О рекламе».

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России, рассмотрев представленные материалы, по состоянию на 15 мая 2013 г не располагала сведениями о прекращении распространения вышеуказанной рекламы. Согласно п.9.2 договора №05/12 от 15 августа 2012 г., заключенного между ООО «Регион Медиа» (Исполнитель) и ООО «Кей» (Заказчик) договор может быть продлен по взаимному согласию Сторон.

На основании изложенного, руководствуясь п.2 ч.1 ст.33, ч.1 ст.36 ФЗ «О рекламе», и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать рекламу: «Сделаю предложение! Кредит 0-0-12 от 2 000 рублей! Кредитное за 53 руб./день! Ноутбук Samsung 300 CI5-3210м – 18 990 руб. А что за предложение? Альфа-Банк» и мелким нечитаемым шрифтом: «кредит 0-0-12 предоставляет ОАО «АЛЬФА-БАНК», Генеральная компания Банка России на осуществление банковских операций №1326 от 05.03.2012 г. Валюта кредита - рубли. Первоначальный взнос-0%. Сумма кредита от 2000 до 150000. Срок кредита-1 года. Процентная ставка-10% годовых. Альфа-банк самостоятельно принимает решение о предоставлении, либо отказе в предоставлении кредита», размещенную на территории г. Санкт-Петербургского метрополитена ненадлежащей.

         2.Признать в действиях ООО «Кей» как рекламодателя, выразившихся в определении объекта рекламирования и содержание рекламы: «Сделаю предложение! Кредит 0-0-12 от 2 000 рублей! Кредитное за 53 руб./день! Ноутбук Samsung 300 CI5-3210м – 18 990 руб. А что за предложение? Альфа-Банк» и мелким нечитаемым шрифтом: «кредит 0-0-12 предоставляет ОАО «АЛЬФА-БАНК», Генеральная компания Банка России на осуществление банковских операций №1326 от 05.03.2012 г. Валюта кредита - рубли. Первоначальный взнос-0%. Сумма кредита от 2000 до 150000. Срок кредита-1 года. Процентная ставка-10% годовых. Альфа-банк самостоятельно принимает решение о предоставлении, либо отказе в предоставлении кредита», размещенная на территории Санкт-Петербургского метрополитена, нарушения ФЗ «О рекламе», а именно:

         1) ч.1 ст.28 ФЗ «О рекламе» - в части отсутствия в рекламе информации о наименовании

юридического лица, оказывающего услуги в области кредитования;

2) ч.3 ст. 28 ФЗ «О рекламе» - в части отсутствия в рекламе условий, определяющих фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющих на нее - срок кредита, процентная ставка по кредиту, максимальная сумма кредита.

3) п.4 ч.3 ст.5 ФЗ «О рекламе» - в части содержания не соответствующих действительности сведений о процентной ставке по кредиту: «10%».

4) ч. 7 ст.5 ФЗ «О рекламе» - в части отсутствия в рекламе существенной информации об условиях приобретения товара в кредит, необходимой потребителю для осуществления правильного выбора, что приводит к искажению смысла информации и, как следствие, вводит потребителей в заблуждение.

3.Выдать предписание ООО «Кей» о прекращении нарушений ч.1 ст.28, ч. 3 ст.28, п.4 ч.3 ст.5, ч. 7 ст.5 ФЗ «О рекламе».

4.Передать материалы дела должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для решения вопроса о привлечении ООО «Кей» к административной ответственности.

5.Выдать рекламораспространителю ООО «Рекламное агентство «Проспект» предписание о прекращении нарушений как лицу, способному устранить в оперативном порядке указанные нарушения законодательства о рекламе.

 

Решение изготовлено в полном объеме 27.05.2013 г.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии:       

Яковлев П.В.

 

 

Члены Комиссии:

Кручинина Н.С.

 

 

Хамраева Ю.Ш.

 

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

27.05.2013 № 09/7289

 

РЕШЕНИЕ

 

15 мая 2013 года                                                                                                          Санкт-Петербург

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе в составе:

Председатель Комиссии - Яковлев Пётр Владимирович - заместитель руководителя управления,

члены Комиссии: Кручинина Н.С. – заместитель начальника отдела контроля и надзора за соблюдением законодательства о рекламе; Хамраева Ю.Ш. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля и надзора за соблюдением законодательства о рекламе,

рассмотрев дело № Р09-44/12 от 17.04.2013 г., возбужденное по признакам нарушения ООО «КЕЙ» ч.1 ст.28, ч. 3 ст.28, п.4 ч.3 ст.5, ч. 7 ст.5 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»),

в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела № Р09-44/12 от 17.04.2013 г.: ООО «КЕЙ», лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства,

заинтересованных лиц - ОАО «АЛЬФА-БАНК», ООО «Рекламное агентство «Проспект», (представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие законного представителя от 14.05.2013 №8995), ООО «Стандарт» (представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие законного представителя от 14.05.2013 г. №9000),

в присутствии генерального директора заинтересованного лица ООО «Регион Медиа» - Шахматенко Дмитрия Владимировича,

 

УСТАНОВИЛА:

 

18 декабря 2012 г. в процессе наблюдения за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе на лайтбоксе, установленном на балюстраде эскалатора метрополитена станции метро «Василеостровская» г. Санкт-Петербурга, выявлена реклама сети супермаркетов цифровой техники «Кей» следующего содержания: «Сделаю предложение! Кредит 0-0-12 от 2 000 рублей! Кредитное за 53 руб./день! Ноутбук Samsung 300 CI5-3210м – 18 990 руб. А что за предложение? Альфа-Банк». Внизу размещена информация, выполненная мелким шрифтом, нечитаемая с учетом места ее размещения без специальных средств.

На основании проведенного специалистами Санкт-Петербургского УФАС России анализа документов и материалов, имеющихся в деле, в том числе информации, размещенной на рекламном плакате, представленном на запрос Управления в натуральную величину, установлено следующее.

1. В соответствии с договором №1909-12/1 от 31августа 2012 г., заключенным между ООО «Рекламное агентство «Проспект» (Исполнитель) и ООО «Стандарт» (Заказчик), Исполнитель обязуется по заявке Заказчика оказать последнему услуги по бронированию рекламных мест (рекламонасителей), производству, распространению и обслуживанию рекламы в СПБ ГУП «Петербургский метрополитен». Согласно приложению №19 от 31 августа 2012 г. и приложению №9 от 31 августа 2012 г. к договору №1909-12/01, стороны пришли к соглашению о распространении рекламы брэнда КЕЙ на лайтбоксах размером 0,6х0,9 на балюстрадах эскалатора на станциях метрополитена: Технологический институт 1, Технологический институт 2. – период размещения с 01.10.2012 г.- 31.12.2012 г. , а также рекламы брэнда КЕЙ также на лайтбоксах размером 0,6х0,9 на станции метрополитена Василеостровская – период размещения с 01.09.2012 г.-31.12.2012 г.

В соответствии с договором №02/12 от 23 августа 2012 г., заключенным между ООО «Стандарт» (Исполнитель) и ООО «Регион Медиа» (Заказчик), Исполнитель обязуется по заявке Заказчика оказать последнему услуги по бронированию рекламы в СПБ ГУ «Петербургский метрополитен». Согласно приложению №15 от 25 сентября 2012 г. к договору №02/12 от 23 августа 2012 г., стороны пришли к соглашению о размещении рекламных материалов на лайтбоксах на балюстрадах эскалатора (614х914 мм) и лайтбоксах на выходе с эскалатора (1214 от 764 мм) на станциях метрополитена: Василеостровская, Озерки, Технологический институт 1, Технологический институт 2. Период размещения рекламы с 01 октября – 31 октября 2012 г. Количество рекламных мест- 4шт.

 В соответствии с договором №05/12 от 15 августа 2012 г., заключенным между ООО « «Регион Медиа» (Исполнитель) и ООО «Кей» (Заказчик), Исполнитель обязуется по заявке Заказчика оказать последнему услуги по бронированию рекламных мест (рекламоносителей), производству, распространению и обслуживанию рекламы «Кредит 0-0-12» на станциях метрополитена: Василеостровская, Технологический институт 1, Технологический институт 2, согласно адресной программе в СПБ ГУП «Петербургский метрополитен».

          Таким образом, рекламодателем - лицом, определившим объект рекламирования и содержание рекламы: «Сделаю предложение! Кредит 0-0-12 от 2 000 рублей! Кредитное за 53 руб./день! Ноутбук Samsung 300 CI5-3210м – 18 990 руб. А что за предложение? Альфа-Банк», размещавшейся на станциях метрополитена в период с 01.09.2012 г. – 31.12.2012 г., является ООО «Кей», а рекламораспространителем – лицом, осуществившим распространение рекламы – ООО «Рекламное агентство «Проспект».

2. ООО «Кей» в соответствии со свидетельством о регистрации юридического лица, зарегистрировано 13 июня 1996 г.

В соответствии с выпиской из единого государственного реестра юридических лиц от 29.04.2013 №100198В/2013 основными видами деятельности ООО «Кей» являются розничная торговля компьютерами, программным обеспечением и периферийными устройствами, дополнительными видами деятельности являются – оптовая торговля компьютерами и периферийными устройствами, розничная торговля, осуществляемая через телемагазины и компьютерные сети (электронная торговля, включая Интернет).

Договором о сотрудничестве № 78010731 от 27 июля 2010 г. с торговой организацией, заключенным между ОАО «АЛЬФА-Банк», (именуемое в дальнейшем Банк) и ООО «Кей», (именуемое в дальнейшем Партнер) установлен порядок взаимодействия сторон при обслуживании клиентов, приобретающих в Торговой точке товар с оплатой за счет кредита, предоставляемого Банком. В соответствии с п. 3.2 настоящего договора основанием для продажи торговой точкой товара с оплатой за счет предоставленного Банком кредита является положительное решение Банка о предоставлении Клиенту Кредита, что подтверждается надлежащим образом оформленной спецификацией (документ, подтверждающий предоставление банком кредита клиенту для совершения покупки в торговой точке в соответствии с указанном в нем перечнем товаров) и заявлением, если иное не предусмотрено в дополнительном соглашении к настоящему договору. Согласно п. 3.3 договора Банк самостоятельно принимает решение о предоставлении либо отказе от предоставления Кредита на основании данных анкеты-заявления Клиента. Банк оставляет за собой право отказать клиенту в предоставлении Кредита без объяснения причин. Банк самостоятельно определяет условия предоставления клиентам кредитов. Партнер самостоятельно определяет перечень товаров, реализуемых в торговых точках с оплатой за счет предоставленного банком кредита  и размеры скидки, представляемой Партнером Клиенту при приобретении Товара в Кредит, которые доводит до сведения Банка и Клиентов в письменной форме (п 3.5). Договор вступает в силу с момента его подписания и действует в течение неопределенного срока (п.10.1).

Согласно дополнительному соглашению №1 к договору о сотрудничестве с торговой организацией от 27 июля 2010 г. №78010731, стороны договорились о следующих условиях предоставления потребительского кредита: размер первоначального взноса – 0%, процентная ставка за пользования кредитом – 9,5 %, срок кредита-12 месяцев, минимальная сумма покупки – 2000 рублей, стоимость услуг Банка, указанных в п.4.6. договора – 0%.

3. Исходя из анализа текстовой и изобразительной информации, в том числе прописанной мелким шрифтом, представленной на оригинал - макете в натуральную величину, установлено.

 Надпись, расположенная в верхней части плаката «Сделаю предложение!» выполнена черными буквами, ниже в ярко красном цвете - «Кредит 0-0-12», в синим цвете - «от 2 000 рублей!». Справа от центра размещено изображение компьютера, сопровождающееся информацией «Ноутбук Samsung 300 CI5-3210м» (черным цветом), «18 990 руб.» и «А что за предложение?» (красным цветом), синим цветом - «Кредитное за 53 руб./день». Слева, внизу плаката представлены в красном цвете буква с подчеркиванием «А» и словосочетание «Альфа-Банк», черным цветом - «В.О., Средний проспект, д.34». В правом углу плаката размещен товарный знак супермаркета цифровой техники «Кей». Между буквой «А», «Альфа-Банк» и «В.О., Средний проспект, д.34» мелким шрифтом нанесена следующая информация: «кредит 0-0-12 предоставляет ОАО «АЛЬФА-БАНК», Генеральная компания Банка России на осуществление банковских операций №1326 от 05.03.2012 г. Валюта кредита - рубли. Первоначальный взнос-0%. Сумма кредита от 2000 до 150000. Срок кредита-1 года. Процентная ставка-10% годовых. Альфа-банк самостоятельно принимает решение о предоставлении, либо отказе в предоставлении кредита». Данная информация выполнена мелким шрифтом, нечитаемая, с учетом места ее размещения без специальных средств.

На основании данных, представленных ГУП «Петербургский метрополитен», технические характеристики лайтбоксов следующее: лайтбокс 0,615х0,915, размещенный на балюстраде, имеет высоту короба: старый 0,95м, новый 0,96 м. Высота опоры составляет от 2,05 до 2,4 м. Высота от низа короба до поручней эскалатора -1,3-1,4 м. Высота от верха короба до поручней эскалатора-2,26м.-2,36м.; скорость движения лестничного полотна эскалаторов на станциях метрополитена составляет 0, 75 м/с. Расстояние от ступеней до поручней эскалатора метрополитена 800-1100 мм.

4. В соответствии с ч.3 ст. 28 ФЗ «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит, хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.

 Смысловое содержание рекламной информации, представленной мелким шрифтом, с учетом места размещения рекламоносителя (лайтбокс) и освещения, не может быть воспринято потребителем.

Таким образом, в рекламе отсутствуют условия кредитования, влияющие на фактическую стоимость кредита для заемщика, а именно: срок предоставления кредита, процентная ставка по кредиту, максимальная сумма кредита.

5. Исходя из содержания информации, размещенной в рекламе: «Кредит 0-0-12 от 2 000 рублей», «Кредитное за 53 руб./день!», «18 990 руб.», не представляется возможным определить является ли сумма «18 990 руб.» окончательным платежом по потребительскому кредиту, какова фактическая стоимость кредита для заемщика.

В соответствии с ч. 7 ст.5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Если рассматривать норму, установленную ч.7 ст.5 ФЗ «О рекламе», с точки зрения правовой значимости составляющих ее лексем, то для ее применения необходимо установить, какая информация в рассматриваемом случае является существенной, отсутствие которой ведет к искажению смыслового содержания рекламного предложения, и, как результат, потребитель вводится в заблуждение.

Легальное определение существенной информации отсутствует в законодательстве Российской Федерации. Исходя из судебной практики к существенной информации отнесена информация, необходимая к размещению в силу закона.

Существенной информацией, на основании положений ч.3 ст. 28 ФЗ «О рекламе», является информация о сроках предоставления кредита, процентной ставки по кредиту, максимальной суммы, а также иная информация необходимая потребителю для осуществления правильного выбора, отсутствует.

Вместе с тем, поскольку реклама услуг направлена на формирование у потребителя желание ими воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у него такой рекламой.

6. В рекламном предложении указана процентная ставка 10% по кредиту. В дополнительном соглашении банка указана процентная ставка - 9,5%.

В соответствии с п.4 ч.3 ст.5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

Таким образом, в рекламе содержатся не соответствующие действительности сведения в отношении тарифов потребительского кредита – процентной ставке.

7. В связи с тем, что услуги в области потребительского кредитования являются финансовыми услугами, в рекламе отсутствует наименование банка, оказывающего данные услуги.

В соответствии с ч.1 ст.28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

В соответствии с частью 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации наименование юридического лица, должно содержать указание на его организационно-правовую форму. Наименования некоммерческих организаций, а в предусмотренных законом случаях наименования коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.

На основании вышеизложенного, в рекламе ООО «Кей»: «Сделаю предложение! Кредит 0-0-12 от 2 000 рублей! Кредитное за 53 руб./день! Ноутбук Samsung 300 CI5-3210м – 18 990 руб. А что за предложение? Альфа-Банк» и мелким нечитаемым шрифтом: «кредит 0-0-12 предоставляет ОАО «АЛЬФА-БАНК», Генеральная компания Банка России на осуществление банковских операций №1326 от 05.03.2012 г. Валюта кредита - рубли. Первоначальный взнос-0%. Сумма кредита от 2000 до 150000. Срок кредита-1 года. Процентная ставка-10% годовых. Альфа-банк самостоятельно принимает решение о предоставлении, либо отказе в предоставлении кредита», размещенной на территории Санкт-Петербургского метрополитена, содержатся признаки нарушения ФЗ «О рекламе», а именно:

         1) ч.1 ст.28 ФЗ «О рекламе» - в части отсутствия в рекламе информации о наименовании

юридического лица, оказывающего услуги в области кредитования;

2) ч.3 ст. 28 ФЗ «О рекламе» - в части отсутствия в рекламе условий, определяющих фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющих на нее - срок кредита, процентная ставка по кредиту, максимальная сумма кредита.

3) п.4 ч.3 ст.5 ФЗ «О рекламе» - в части содержания не соответствующих действительности сведений о процентной ставке по кредиту: «10%».

4) ч. 7 ст.5 ФЗ «О рекламе» - в части отсутствия в рекламе существенной информации об условиях приобретения товара в кредит, необходимой потребителю для осуществления правильного выбора, что приводит к искажению смысла информации и, как следствие, вводит потребителей в заблуждение.

В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных ч.1 ст.28, ч. 3 ст.28, п.4 ч.3 ст.5, ч. 7 ст.5 ФЗ «О рекламе».

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России, рассмотрев представленные материалы, по состоянию на 15 мая 2013 г не располагала сведениями о прекращении распространения вышеуказанной рекламы. Согласно п.9.2 договора №05/12 от 15 августа 2012 г., заключенного между ООО «Регион Медиа» (Исполнитель) и ООО «Кей» (Заказчик) договор может быть продлен по взаимному согласию Сторон.

На основании изложенного, руководствуясь п.2 ч.1 ст.33, ч.1 ст.36 ФЗ «О рекламе», и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать рекламу: «Сделаю предложение! Кредит 0-0-12 от 2 000 рублей! Кредитное за 53 руб./день! Ноутбук Samsung 300 CI5-3210м – 18 990 руб. А что за предложение? Альфа-Банк» и мелким нечитаемым шрифтом: «кредит 0-0-12 предоставляет ОАО «АЛЬФА-БАНК», Генеральная компания Банка России на осуществление банковских операций №1326 от 05.03.2012 г. Валюта кредита - рубли. Первоначальный взнос-0%. Сумма кредита от 2000 до 150000. Срок кредита-1 года. Процентная ставка-10% годовых. Альфа-банк самостоятельно принимает решение о предоставлении, либо отказе в предоставлении кредита», размещенную на территории г. Санкт-Петербургского метрополитена ненадлежащей.

         2.Признать в действиях ООО «Кей» как рекламодателя, выразившихся в определении объекта рекламирования и содержание рекламы: «Сделаю предложение! Кредит 0-0-12 от 2 000 рублей! Кредитное за 53 руб./день! Ноутбук Samsung 300 CI5-3210м – 18 990 руб. А что за предложение? Альфа-Банк» и мелким нечитаемым шрифтом: «кредит 0-0-12 предоставляет ОАО «АЛЬФА-БАНК», Генеральная компания Банка России на осуществление банковских операций №1326 от 05.03.2012 г. Валюта кредита - рубли. Первоначальный взнос-0%. Сумма кредита от 2000 до 150000. Срок кредита-1 года. Процентная ставка-10% годовых. Альфа-банк самостоятельно принимает решение о предоставлении, либо отказе в предоставлении кредита», размещенная на территории Санкт-Петербургского метрополитена, нарушения ФЗ «О рекламе», а именно:

         1) ч.1 ст.28 ФЗ «О рекламе» - в части отсутствия в рекламе информации о наименовании

юридического лица, оказывающего услуги в области кредитования;

2) ч.3 ст. 28 ФЗ «О рекламе» - в части отсутствия в рекламе условий, определяющих фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющих на нее - срок кредита, процентная ставка по кредиту, максимальная сумма кредита.

3) п.4 ч.3 ст.5 ФЗ «О рекламе» - в части содержания не соответствующих действительности сведений о процентной ставке по кредиту: «10%».

4) ч. 7 ст.5 ФЗ «О рекламе» - в части отсутствия в рекламе существенной информации об условиях приобретения товара в кредит, необходимой потребителю для осуществления правильного выбора, что приводит к искажению смысла информации и, как следствие, вводит потребителей в заблуждение.

3.Выдать предписание ООО «Кей» о прекращении нарушений ч.1 ст.28, ч. 3 ст.28, п.4 ч.3 ст.5, ч. 7 ст.5 ФЗ «О рекламе».

4.Передать материалы дела должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для решения вопроса о привлечении ООО «Кей» к административной ответственности.

5.Выдать рекламораспространителю ООО «Рекламное агентство «Проспект» предписание о прекращении нарушений как лицу, способному устранить в оперативном порядке указанные нарушения законодательства о рекламе.

 

Решение изготовлено в полном объеме 27.05.2013 г.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии:       

Яковлев П.В.

 

 

Члены Комиссии:

Кручинина Н.С.

 

 

Хамраева Ю.Ш.

 

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 09/7289 [format] => [safe_value] => 09/7289 ) ) ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => Р09-44/12 [format] => [safe_value] => Р09-44/12 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [fid] => 525 [uid] => 5 [filename] => predpisanie_prospekt_delo_key.doc [uri] => public://solution/2013/07/01/predpisanie_prospekt_delo_key.doc [filemime] => application/msword [filesize] => 46592 [status] => 1 [timestamp] => 1372667868 [origname] => predpisanie_prospekt_delo_key.doc [rdf_mapping] => Array ( ) [display] => 1 [description] => ) [1] => Array ( [fid] => 526 [uid] => 5 [filename] => predpisanie_2.doc [uri] => public://solution/2013/07/01/predpisanie_2.doc [filemime] => application/msword [filesize] => 43008 [status] => 1 [timestamp] => 1372667868 [origname] => predpisanie_2.doc [rdf_mapping] => Array ( ) [display] => 1 [description] => ) ) ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 9 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-05-27 08:35:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-05-27 08:35:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1372667868 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Санкт-Петербургское УФАС России )