Кому нужна конкуренция в Северной Столице. Итоги контроля органов власти в 2016 году

Пресс-конференция руководства 
Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу.

Кому нужна конкуренция в Северной Столице.
Итоги контроля органов власти в 2016 году

Интерфакс. 
21 декабря 2016 г.

Отдел контроля торгов органов власти. Начальник отдела Егор Мушкетов 
За 2016 год в рамках статьи 18.1 Закона о защите конкуренции рассмотрено 330 жалоб - 51 жалоба обоснована.
В настоящее время идет 56 судебных процессов. С начала года выиграно 32 процесса.

Наиболее интересные и значимые дела отдела
1) Некоммерческая Организация «Фонд-региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах»  (Фонд капремонта) пытался доказать в суде, что жалобы на торги, которые он проводит не могут рассматриваться антимонопольным органом, но три судебные инстанции отказали ему в удовлетворении заявленных требований, указав что:
- Фонд является организатором открытых торгов в форме конкурса; 
- Федеральным законодательством предусмотрена возможность обращения в антимонопольный орган с жалобой на действия (бездействие) организатора торгов (ст.18.1 Закона о защите конкуренции), а также установлен порядок рассмотрения таких жалоб.
Таrим образом, жалобы на торги, которые проводит Фонд капремонта, Санкт-Петербургское УФАС России рассматривает законно и на основании действующего законодательства.

2)
Торги на размещение рекламы в метро. В документацию необходимо внести изменения
http://spb.fas.gov.ru/news/10039 
13 декабря 2016 года, состоялось заседание комиссии Санкт-Петербургского УФАС России  по рассмотрению жалобы  ЗАО "Волгобалт Медиа" на действия ГУП «Городской центр размещения рекламы»  (ГЦРР) при организации и проведении открытого конкурса на заключение договора на право пользования местами размещения рекламы на объектах недвижимого имущества, находящихся в хозяйственном ведении СПб ГУП «Петербургский метрополитен». Общая начальная (минимальная) цена за договор составляет 1 649 313 190,8 руб.
 
Заявитель обжаловал несколько положений конкурсной документации, одним из которых являлось то, что принять участие в конкурсе могли только компании с опытом работы в метрополитенах России не менее трех последних лет до даты объявления конкурса.
 
По запросу антимонопольного органа ГЦРР представил список организаций, которые имеют трехлетний опыт работы в метрополитене Петербурга. К ним относятся: ООО «Метроном», ЗАО «Афкап», ЗАО «Анфас», ЗАО «Коммет», ЗАО РА «Проспект». Как подчеркнул представитель, огласивший этот список: «Да о них же даже СМИ пишут».
 
Предварительно изучив рынок организаций, которых в городе более 20 и которые могли бы приять участие в этом конкурсе, если бы отсутствовало ограничение на опыт работы в метрополитене, комиссия Санкт-Петербургского УФАС России признала в действиях ГЦРР нарушение ст. 17 Закона о защите конкуренции, и выдала организации обязательное для исполнения предписание о необходимости внесения изменений в конкурсную документацию и исключении из нее указанного пункта. 
Материалы дела также будут переданы в отдел контроля органов власти Санкт-Петербургского УФАС для дальнейшего рассмотрения процедуры торгов в рамках Закона о защите конкуренции.
 
«Мы решили передать это дело в профильный отдел, для того чтобы наши специалисты определили, есть ли в действиях ГЦРР нарушения иных статей Закона о защите конкуренции. А что касается всей процедуры этих торгов, то представляете, сколько смог бы заработать метрополитен и город, если бы конкурс был бы поделен, допустим, на пять лотов - по количеству линий метро, и на торги бы пришли несколько десятков организаций», - резюмировал руководитель Санкт-Петербургского УФАС Вадим Владимиров.

Еще одна немаловажная деталь. ГУП «ГЦРР» проводит эти торги на основании «Договора-поручения» подписанного с метрополитеном еще в 2005 году. В конкурсной документации так же прописана формула по которой определяется вознаграждение ГЦРР за организацию и проведение указанных торгов.

3) 
При проведении торгов «Ленсвет» нарушил закон 
В ноябре 2016 года ГУП «Ленсвет» проводил торги на право аренды опор наружного освещения https://torgi.gov.ru/restricted/notification/notificationView.html?notificationId=17697840&lotId=17698086&prevPageN=0
Предмет торгов - право аренды опор наружного освещения: высотой 14 метров – не более 50 штук; высотой 29 метров – не более 50 штук. Местоположение имущества ­- объекты, расположенные в границах Адмиралтейского, Василеостровского, Петроградского и Центрального районов Петербурга.
В ходе заседания комиссии антимонопольного органа  организатор торгов подтвердил, что конкретные объекты, подлежащие аренде в документации не указаны и будут определяться индивидуально, после подписания соответствующего договора, что  и является нарушением законодательства РФ.

Отдел контроля органов власти. Курирует отдел заместитель руководителя управления Вячеслав Тукаев.

В текущем году в адрес Санкт-Петербургского УФАС поступило 219 заявлений на различные действия, распоряжения, постановления или наоборот бездействия со стороны органов власти. 

Проверено 582 нормативно-правовых актов органов власти Санкт-Петербурга.

Рассмотрено 68 заявлений о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции.

Выдано 2 предостережения.

Выдано 67 предупреждений органам власти Петербурга:
- администрациям районов - 27 предупреждений по не проведению конкурсов по выбору управляющих компаний;
- Государственной жилищной инспекции СПб – 3;
- различным городским Комитетам – 12;
- Правительству СПб – 2.

Наиболее интересные дела отдела контроля органов власти

1)
ГЦРР  неправомерно наделен функциями госоргана
Вчера, 20 декабря 2016 года, комиссия Санкт-Петербургского УФАС России  установила в действиях Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга (КИО) нарушения ст. 15 Закона о защите конкуренции и Закона о ГУПах.
Еще в 1995 году Комитет по управлению городским имуществом (КУГИ), без проведения торгов (нарушение ст.15 Закона о защите конкуренции) заключил с ГУП «Городской центр размещения рекламы» (ГЦРР) договор поручения. 
Закон о защите конкуренции вступил в силу в 2006 году; ст.15, которая накладывает запрет на действия органов власти, ограничивающие конкуренцию вступила в силу в 2011. Таким образом, сразу же после вступления в силу Федерального закона, договор поручения, заключенный на безальтернативной основе должен был быть отменен властями города. Но тем не менее он продолжает действовать до сих пор.
В соответствии с этим договором КУГИ, а на сегодняшний день это КИО, наделило ГЦРР правом госоргана (нарушение Закона о ГУПах), а, именно, правом на заключение договоров с победителями торгов на установку и эксплуатацию рекламных конструкций от имени Петербурга на земельных участках, зданиях и ином недвижимом имуществе, которое находится в собственности города. 
Также в конце 2015 года КИО выдало ГЦРР доверенность на исполнение указанных полномочий, которыми в соответствии с действующим законодательством может быть наделен только орган власти субъекта РФ.
В ходе изучения материалов дела Санкт-Петербургское УФАС России выдало КИО предупреждение о необходимости расторжения договора и отзыве доверенности. Предупреждение исполнено не было. 
Таким образом, в действиях КИО установлены указанные нарушения. В течение десяти рабочих дней Комитету будет выдано предписание о выполнении которого госорган должен будет отчитаться в Санкт-Петербургское УФАС в установленный срок.
2)
Кассация: торги на установку рекламных конструкций – должны быть проведены
http://spb.fas.gov.ru/news/10054

19 декабря 2016 года, Федеральный арбитражный суд СЗФО суд отказал в удовлетворении требований Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации и тем самым поддержал позицию Санкт-Петербургского УФАС России.
 
Напомним, в октябре прошлого года комиссия Санкт-Петербургского УФАС России признала в бездействии Комитета по печати нарушение ч.1 ст. 15 Закона о защите конкуренции. Комитет не провел торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций. Это привело к тому, что рынок наружной рекламы Петербурга с 2013 года и по сей день фактически не регулируется.
 
Для того чтобы восстановить конкуренцию на рынке наружной рекламы, антимонопольный орган обязал комитет провести торги на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.

На сегодняшний день суды трех инстанций подтвердили законность и обоснованность решения и предписания антимонопольного органа.
  
3) 
Санкт-Петербургское УФАС предостерегает Комитет по печати от необдуманных действий

http://spb.fas.gov.ru/news/9956
19 сентября 2016 года Санкт-Петербургское УФАС России выдало Комитету по печати и взаимодействию со средствами массовой информации Предостережение о недопустимости действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.
 
Предпосылками к принятию такого решения стали намерения Правительства Санкт-Петербурга создать новую концепцию по управлению медиапространством города.
 
В частности, согласно заявлению председателя Комитета по печати, опубликованному в статье «От смольнинского информбюро» (интернет-газета «Фонтанка» от 24.08.2016), в ближайших планах отменить конкурсы на организацию издательства районных газет. Генерировать поводы и управлять информационными потоками предполагается поручить объединенной редакции газеты «Районы.Кварталы».
  
Санкт-Петербургское УФАС России, проанализировав официальные высказывания о создании новой структуры, предостерегает Комитет по печати от совершения планируемых действий (бездействия), поскольку они могут привести к нарушению ч. 1 ст. 15 и ст. 16 Закона о защите конкуренции.
 
Кроме этого, антимонопольный орган предложил всем заинтересованным лицам направить в адрес управления свое мнение или предложения по данному вопросу.
 
Комитет по печати не прислушался к Предостережению Санкт-Петербургского УФАС, в управление поступило заявление
Согласно информации, поступившей в антимонопольный орган от ООО «Издательский дом «Курьер-Медиа» Автономной Некоммерческой Организации  «Санкт-Петербургский центр информационной поддержки» на 2017 - 2019 г.г. выделяется из бюджета города на работу городского медиахолдинга, в состав которого входит  и объединенная редакция районных периодических печатных изданий «Районы. Кварталы»  – три миллиарда рублей. 
Деньги выделяются в качестве субсидии из бюджета.  Проводить торги на печать районных газет, как это происходило до 2017 года, власти  города не планируют.  
Как отмечает заявитель, ранее в каждом из 18 районов города издавалась газета, финансирование которой проводилось из районного бюджета. Администрациями в рамках Закона о закупках (44-ФЗ)  проводились торги на право издания районного СМИ. 
По мнению заявителя, предоставление субсидии одной компании без проведения конкурса, нарушает права других участников рынка, создает социальную напряженность, лишая работы целые трудовые коллективы, имеющие большой опыт в этой отрасли.
Для того, чтобы определить есть ли признаки нарушения Закона о защите конкуренции в действиях Правительства города и Комитета по печати Санкт-Петербургское УФАС России запросило необходимые документы и материалы. В зависимости от ответа, полученного от городских властей, антимонопольным органом в срок до 25 января 2017 года будет приниматься решение о возбуждении/невозбуждении антимонопольного дела. 
4) 
Вице-губернатор Санкт-Петербурга предупрежден о необходимости прекращения действий, содержащих признаки нарушения Закона
http://spb.fas.gov.ru/news/10037
9 декабря 2016 года Санкт-Петербургское УФАС России выдало вице-губернатору Петербурга Игорю Албину Предупреждение  о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Согласно информации, опубликованной в газете «Деловой Петербург»  далее цитата: «подведомственные вице-губернатору Игорю Албину комитеты получили указание проводить электронные аукционы на выбор господрядчиков только через московскую площадку ЭТС».

В соответствии с приказами Минэкономразвития государственные и муниципальные заказы размещаются на пяти электронных торговых площадках:
 - Автоматизированная система торгов «Сбербанк-АСТ»;
 - АО «Единая Электронная Торговая Площадка»;
- ЭТП ММВБ «Госзакупки» (АО «ЭТС»);
- ГУП «Агентство по госзаказу, инвестиционной деятельности и международным связям Республики Татарстан» (Система Электронных торгов www.zakazrf.ru);
- ООО «Индексное агентство РТС» («РТС-Тендер»).
 
Сведения об указанных электронных площадках размещены в сети Интернет в Единой информационной системе в сфере закупок - zakupki.gov.ru.
 
Поручение вице-губернатора Игоря Албина лишает государственных заказчиков Петербурга права выбора электронной площадки для проведения закупок, а электронные площадки ограничивает в деятельности, создавая преимущества одной из них (признаки нарушения ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции).
 
Санкт-Петербургское УФАС России предупреждает вице-губернатора Петербурга Игоря Албина о необходимости в срок до 30 декабря 2016 года отозвать поручение, подписанное в ноябре 2016 года и обеспечить государственным заказчикам право выбора электронной торговой площадки для проведения закупок.
 
5) 
КИО выдано предостережение о недопустимости «раздачи» хостелов без торгов
http://spb.fas.gov.ru/news/9983
20 октября 2016 года Санкт-Петербургское УФАС России выдало Комитету имущественных отношений (КИО) предостережение о недопустимости действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.
 
В Петербургской интернет-газете «Деловой Петербург» опубликована статья «Новый глава КИО Александр Семчуков готов раздать помещения под хостелы без торгов» ( http://www.dp.ru/a/2016/09/25/Spasenie_rjadovogo_hostela )
 
В статье сообщается о намерениях КИО предоставить владельцам хостелов и мини-отелей возможность получить государственные нежилые помещения без проведения открытых конкурсных процедур.
 
Газета цитирует зампреда КИО: «Мы уже передали в комитет по инвестициям первые 20 адресов помещений, которые могут использоваться под хостелы и мини-отели, их распределят без торгов».
 
Санкт-Петербургское УФАС России предостерегает КИО о том, что планируемые действия могут привести к нарушению ч.1 ст. 15, ч.1 ст.17.1, ч.1 ст.20 Закона о защите конкуренции.
 
В соответствии с ч.1 ст.17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров, предусматривающих переход прав владения и пользования в отношении госимущества, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурса или аукциона. Так же в своих разъяснениях ФАС России указывает на то, что в случае передачи государственного или муниципального имущества собственник должен учитывать требования ст. 15 Закона о защите конкуренции, которая, в свою очередь, устанавливает запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия органов госвласти субъектов РФ.
 
Так же обращаем внимание, что в соответствии Законом о защите конкуренции государственная преференция может быть предоставлена, в частности, и для поддержки малого и среднего бизнеса (ст. 19 Закона о защите конкуренции). Однако, в этом случае, должен быть обязательно опубликован перечень имущества, предназначенного для предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства.

6)
Туристический логотип Петербурга. Рассмотрение дела назначено на 24 января 2017 года
http://spb.fas.gov.ru/news/10050
14 декабря 2016 года Санкт-Петербургское УФАС России возбудило дело по признакам нарушения Закона о защите конкуренции в отношении Комитета по туризму Санкт-Петербурга.

В ходе рассмотрения заявления, поступившего от ООО «Маркетинговая компания «Григорьев Борис и партнеры» антимонопольным органом было выявлено, что между Комитетом и ООО «Студия Арт. Лебедева» (Студия) в условиях конфиденциальности был заключен договор на разработку элементов графического дизайна для имиджевой рекламы и для оформления туристической продукции города (туристический логотип).

Открытые торги не проводились. Комитет в рамках Закона о закупках (44-ФЗ) заключил договор со Студией, как с единственным поставщиком. Иные хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на рынке рекламных услуг не были проинформированы о необходимости создания логотипа, что привело к созданию дискриминационных условий на этом рынке.

В таких действиях Комитета антимонопольный орган усматривает признаки нарушения ст.15 Закона о защите конкуренции.

В качестве заинтересованного лица к участию в рассмотрении дела привлекается и ООО «Студия Арт. Лебедева».

Первое заседание комиссии антимонопольного органа назначено на 11.00 24 января 2017 года.

Напомним, что ранее Санкт-Петербургское УФАС выдало Комитету по туризму предупреждение о необходимости прекращения договора, заключенного с ООО «Студия Арт. Лебедева». Предупреждение исполнено не было.