Продуктовые сети Петербурга. Цифры и факты
Состояние конкуренции на рынке розничной торговли продовольственными товарами в Санкт-Петербурге
Доля рынка тройки лидеров - X5 Retail Grop, «ОКей», «Лента» - в 2016 году составляет 47,45% (2015 - 49,9 %).
Если же рассматривать пятерку компаний, возглавляющих рейтинг: X5 Retail Grop, «О’Кей», «Лента», ТД «Интерторг», «Дикси», то их доля в 2016 составила 65,3% (2015 - 68,6%).
Несмотря на присоединение «Лентой» в декабре 2016 года супермаркетов «К-руока», это не оказало сильного влияния на структуру и концентрацию рынка. Суммирование доли «К-руоки» (1,4%) с долей «Ленты» за 2016 год увеличивает долю последней с 12,44% до 13,84% и выводит «Ленту» на второе место по доле на рынке вместо «О’Кея» (12,69%).
Из других обращающих на себя внимание данных можно отметить рост доли торговой сети «Магнит» до 4% в 2016 году и ее выход на шестое место (сразу после указанной пятерки лидеров) по доле на рынке в Петербурге.
Совокупная доля крупных торговых сетей на рынке торговли продовольственными товарами в 2016 году составила 87,82%. (2014 – 91,4%, 2015 – 90,75 %).
Доли основных хозяйствующих субъектов на рынке розничной торговли продовольственными товарами в Санкт-Петербурге в 2014-2016 гг. по показателю «объем всех реализованных продовольственных товаров за финансовый год»
Хозяйствующие субъекты | 2014 г.,% | 2015 г.,% | 2016 г.,% |
X5 Retail Group | 21,14 | 21,56 | 22,32 |
ОКей | 15,56 | 15,75 | 12,69 |
Лента | 11,84 | 12,65 | 12,44 |
ТД Интерторг | 13,21 | 11,77 | 10,34 |
Дикси | 8,28 | 6,88 | 7,51 |
Тандер («Магнит») | 2,5 | 3,28 | 3,99 |
Любавушка («Полушка») | 4,1 | 4,1 | 3,66 |
METRO AG | 2,5 | 2,32 | 2,32 |
Ашан | 2,4 | 3,78 | 2,32 |
Призма | 3,6 | 3,01 | 2,26 |
К-руока | 1,4 | 1,36 | 1,4 (январь – ноябрь) |
Лэнд | 0,9 | 1,0 | 1,17 |
Верный | 1,7 | 0,99 | 1,0 |
7 шагов (ТД «Прогресс») | 1,0 | 1,424 | 1,0 |
Реалъ | 0,9 | 0,96 | 1,0 |
Нордик-Нева «Нетто» | 1,3 | 1,3 | 0,8 |
Сезон | 0,7 | 0,7 | 0,7 |
БигБокс «Ряды» | - | 0,04 | 0,5 |
Продоптторг «Пловдив» | 0,3 | 0,3 | 0,4 |
Совокупная доля крупных торговых сетей | 91,4 | 90,75 | 87,82 |
Мониторинг соблюдения торговыми сетями требований
антимонопольного законодательства и положений
Закона о торговле.
Всего проверено 28 торговых сетей.
По итогам проверки антимонопольным органом выявлено:
1. На официальных сайтах отсутствует обязательная к размещению информация об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора, (признаки нарушения ч.1 ст.9 Закона о торговле (381-ФЗ)) у следующих торговых сетей:
- ООО «Нордик-Нева» - сети «Нетто» и «Смарт»;
- ООО «Альянс Групп» - сеть «Первая Премия»;
- ООО «Бэст Прайс» - сеть «Fix Price»;
- ООО «Минута-Маркет»- сеть «Минута Маркет»;
- ООО «Петроторг» - сеть «Пловдив»;
- ООО «Северо-Западная Торговая Группа» - сеть «Лукошко»;
- ООО «Стопэкспресс» - сеть «Stopexpress»;
- ООО «Традиционная розница» - сеть «Естный»;
- ООО «ТС Риомаг» и ООО «Риомаркет» - сеть «Риомаг»;
- ООО «ТК Прогресс» - сеть «Семь шагов»
2. Превышение сроков оплаты товаров, срокам, установленным законодательством (признаки нарушения ч. 7-8 ст. 9 Закона о торговле). В одном из договоров с поставщиками:
- ООО «РиоМаркет» (сеть «Риомаг») 14 дней вместо положенных по Закону восьми дней;
- ООО «Северо-Западная Торговая Группа» (сеть «Лукошко») 45 дней место положенных по Закону 40 дней;
- ООО «СТК - Северо-Запад» (сеть «Глобус Гурмэ») не позднее 10 рабочих дней вместо положенных по Закону восьми дней и не позднее 30 календарных дней вместо положенных по закону 25 дней;
- ООО «Традиционная розница» (сеть «Естный») в договоре с одним из поставщиков вообще отсутствует информация о сроках оплаты товаров.
Справка:
В силу ч. 7-8 ст. 9 Закона о торговле в случае, если между хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, и хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, заключается и исполняется (реализуется) договор поставки продовольственных товаров с условием оплаты таких товаров через определенное время после их передачи хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, срок оплаты таких товаров для установления данным договором определяется по следующим правилам:
1) продовольственные товары, на которые срок годности установлен менее чем десять дней, подлежат оплате в срок не позднее чем восемь рабочих дней со дня фактического получения таких товаров хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность;
2) продовольственные товары, на которые срок годности установлен от десяти до тридцати дней включительно, подлежат оплате в срок не позднее чем двадцать пять календарных дней со дня фактического получения таких товаров хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность;
3) продовольственные товары, на которые срок годности установлен свыше тридцати дней, а также алкогольная продукция, произведенная на территории Российской Федерации, подлежат оплате в срок не позднее чем сорок календарных дней со дня фактического получения таких товаров хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность.
3. Создание дискриминационных условий доступа в торговую сеть (признаки нарушений п. 1 ч. 1 ст. 13 Закона о торговле)
ООО «Северо-Западная Торговая Группа» (сеть «Лукошко») в договорах с тремя поставщиками отсутствуют штрафные санкции за возможные нарушения условий договоров поставки, в договорах же с другими контрагентами установлены разные проценты штрафов за нарушение условий договоров поставки продукции. Такие действия со стороны торговой сети содержат признаки создания дискриминационных условий для поставщиков.
Справка:
Согласно положениям статьи 13 Закона о торговле хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, запрещается создавать дискриминационные условия, определяемые в соответствии с Федеральным законом «О защите конкуренции».
Динамика потребительских цен
Изменение цен на социально-значимые продукты питания в январе-мае 2017 в колеблется в среднем от 1% до 10%.
Больше всего подвержены колебанию цен – овощи, что обусловлено сезонностью этой продукции.
В мае 2017 подорожали: картофель на 22,5 %, капуста белокочанная на 33,5 %, морковь на 23,3 %, яблоки на 7,5 %. Подешевели: огурцы на 21,8 % и помидоры на 12,2%.
По результатам мониторинга цен на социально-значимые продукты питания нарушений антимонопольного законодательства и законодательства о торговой деятельности – не выявлено.
Жалобы от граждан на повышение цен на социально значимые продукты питания с начала 2017 года в Санкт-Петербургское УФАС не поступали.