Картели и сговоры на торгах. Вред для экономики Петербурга
За первое полугодие 2018г. возбуждено 16 дел по сговорам на торгах (нарушение п. 2 ч.1 ст. 11 Закона о защите конкуренции). Признано 10 нарушений. Шесть дел находятся в стадии рассмотрения.
Для сравнения за 2017 год возбуждено 12 дел по сговорам на торгах. Признано 4 нарушения.
С начала 2018 г. назначено административных штрафов на общую сумму 203,4 млн. руб. Общий объем выручки нарушителей на товарных рынках, где выявлено нарушение (объем закупок) с начала 2018 года составил 1 266,2 млн. руб.
Самый крупный штраф 2018 года – 200 млн руб. (http://spb.fas.gov.ru/news/10636)
за антиконкурентное соглашение на торгах минобороны на общую сумму, превышающую 2,2 млрд руб.
В период с 2014 по 2017 года ООО «ТД СпецТехМаш», ООО «ПрофБизнес», ООО «ТД Стиллаг» (154) (ИНН: 7811554154), ООО «ТД Стиллаг» (854) (ИНН: 7811271854) участвовали в 11-ти аукционах на поставку технологического оборудования для нужд Министерства обороны. При этом их действия в рамках антиконкурентного соглашения приводили либо к поддержанию, либо к снижению цен на торгах, которое компенсировалось на этапе заключения контракта. п.2 ч.1 ст. 11 Закона о защите конкуренции (нарушение п.2 ч.1 ст. 11 Закона о защите конкуренции).
В соответствии с ч. 2 ст. 14.32 КоАП РФ организациям вынесены административные наказания в виде штрафов:
ООО «ПрофБизнес» 3 175 500, 00 руб.
ООО «ТД Стиллаг» (154) 169 297 250, 00 руб.
ООО «ТД Стиллаг» (854) 27 766 525, 00 руб.
Таким образом, три организации должны перечислить в бюджет РФ сумму, превышающую 200 млн руб.
По материалам, переданным антимонопольным органом в ГУ МВД России по СПб и ЛО, возбуждено уголовное дело в отношении фигурантов этого картеля по ст.178 УК РФ.
С начала 2018 года уже проведено 28 внеплановых выездных проверок. По 23 из них установлены признаки нарушения Закона о защите конкуренции.
Для сравнения: в 2017 году за календарный год проведено 28 проверок.
Добровольное признание – смягчает наказание
В 2018 году 24 хозяйствующих субъекта добровольно обратились с заявлениями об участии в антиконкурентных соглашениях.
Такое обращение является основанием для освобождения организации от административной ответственности. У участников картелей, своевременно обратившихся в антимонопольный орган, есть реальная возможность снизить свои дальнейшие материальные и репутационные риски.
Тем не менее Санкт-Петербургское УФАС России не ослабевает контроль за организациями, давшими признательные показания.
Игнорируешь запрос антимонопольного органа – будешь оштрафован.
Существуют компании, подозреваемые в картельных сговорах, но игнорирующие запросы о представлении документов. В этом случае нарушителям назначаются штрафы (ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ).
Так Санкт-Петербургское УФАС России оштрафовало на общую сумму 2 млн 30 тыс. руб. за непредставление информации следующие организации и индивидуальных предпринимателей (http://spb.fas.gov.ru/news/10639):
ООО «АйТиКо» – 250 000 руб.; ООО «ГК СЗДР» – 250 000 руб.; ООО «Балтпром» – 250 000 руб.;ООО «ДиСиДжи» – 250 000 руб.; ООО «Т-Сервис» – 250 000 руб.; ООО «Камус» – 250 000 руб.; ООО «Комплект-Про» – 250 000 руб.; ООО «Промсервис» – 250 000 руб.; ИП Антонов Д.Г. – 10 000 руб.;ИП Василишин В.А. – 10 000 руб.;ИП Куранов А.В. – 10 000 руб.
Перечисленные компании и предприниматели являются фигурантами дела о картельных сговорах на торгах.
Признаки картелей были установлены в результате проведения совместной проверки Санкт-Петербургского УФАС и УФСБ по СПб и ЛО.
У антимонопольного органа есть все основания подозревать, что картельные соглашения действовали как минимум на 137 аукционах – на поставку оргтехники, рабочей одежды, канцелярии, садового инструмента и т.д. для бюджетных учреждений образования и здравоохранения Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Минимальное снижение начальной максимальной цены, один ip-адрес, совместное (семейное) владение несколькими компаниями – это только малая часть признаков сговора установленных антимонопольном органом.
Для проведения всестороннего расследования у фигурантов были запрошены необходимые документы и сведения. Так как ответы на запросы не получены, то в соответствии с ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ им назначены штрафы.
В случае установления антимонопольным органом факта картельного соглашения, материалы будут направлены в следственные органы для принятия решения о возбуждении уголовного дела по ст. 178 УК РФ.
Важно!
Антимонопольная служба планомерно переходит от текущего рассмотрения жалоб к тотальному мониторингу закупок на предмет наличия сговоров в рамках каждого отдельного экономического сектора. Это обусловлено необходимостью зачистить особо важные с социальной точки зрения рынки от антиконкурентных соглашений. Приоритетом остается и возбуждение уголовных дел по ст. 178 УК РФ.
Так Санкт-Петербургским УФАС России совместно с УФСБ России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в 2018 году проведены внеплановые проверки организаций, осуществляющих поставки продуктов питания в образовательные, дошкольные и лечебно-профилактические учреждения города.
По результатам проведенных проверок Санкт-Петербургским УФАС России возбуждено 2 антимонопольных дела.(http://spb.fas.gov.ru/news/10629)
Фигуранты первого дела: АО «Фирма Флоридан», ООО «Воскресенье» и ООО «КСП Василеостровского района» - тесно связаны между собой. Выявлено, что сотрудники указанных обществ работают по совместительству сразу в нескольких организациях, совместно готовят конкурсные заявки и руководство совместно определяет предельный порог снижения на торгах.
Фигуранты второго дела: ООО «Евроспецсервис», ООО «ЕСС», ООО «Торговый дом «Северо-Запад», ООО «Специализированная торговая компания» расположены по одному адресу, ведут совместную административно-хозяйственную деятельность, и имеют общую функциональную структуру. Компьютеры сотрудников объединены в локальную сеть, а также имеют единый сервер, на котором расположена документация, касающаяся участия фирм в торгах.
Общая сумма торгов на поставку продуктов питания в образовательные, дошкольные и лечебно-профилактические учреждения, на которых указанные организации действовали в рамках картельного соглашения составляет 110 млн руб.
Примеры дел
Сговор на торгах по ремонту дорог (http://spb.fas.gov.ru/news/10647)
2 июля 2018 г., комиссия Санкт-Петербургского УФАС России вынесла очередное решение о нарушении п.2 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции между хозяйствующими субъектами, одним из которых является ООО «Пальмира».
В ходе проведения внеплановой проверки, а также изучения материалов дела антимонопольный орган установил, что в 2015 году указанные компании участвовали в торгах на общую сумму около 26,8 млн руб., фактически создавая видимость конкуренции.
Общества действовали совместно, используя общую модель поведения. Торги проводились не только с одного ip адреса, но даже с одного компьютера, а ответственные должностные лица работали одновременно в обеих компаниях.
Семейный сговор на торгах по установке счетчиков (http://spb.fas.gov.ru/news/10656)
Санкт-Петербургское УФАС России признало нарушение ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции в действиях двух компаний, которые участвовали в аукционах по установлению водосчетчиков в зданиях СПбГУ и СПбГУГА.
Основанием для возбуждения антимонопольного дела послужило решение, принятое ранее по результатам рассмотрения жалобы в рамках Закона о контрактной системе (№44-ФЗ).
Было установлено, что сговорившиеся компании подавали заявки и ценовые предложения с одного IP-адреса, использовали одну электронную почту и указывали один номер телефона. Кроме того, гендиректор одной из фирм был сыном гендиректора второй.
Таким образом, Санкт-Петербургское УФАС России доказало, что компании действовали самостоятельно и от своего имени, но при этом их действия имели общую модель поведения, которая была заранее известна каждому из них и обусловлена наличием антиконкурентного соглашения.
Однако такие действия преднамеренно исключают конкуренцию и приводят к поддержанию цен на торгах, что запрещено Законом о защите конкуренции.
О стабилизации цены на бензин в Петербурге
В мае 2018 года в антимонопольный орган поступило заявление ООО «Фаэтон – топливная сеть номер 1», в котором заявитель указывал на признаки злоупотребления доминирующим положением со стороны ООО «Газпромнефть – Центр» и ООО «Газпромнефть – Корпоративные продажи».
В рамках рассмотрения заявления Санкт-Петербургское УФАС России провело изучение поведения сбытовых структур, входящих в группу ПАО «Газпром», на рынке оптовых продаж автомобильных бензинов.
(На графике представлен анализ по всем компаниям Санкт-Петербурга, которые торгуют оптом)
По итогам проведенной работы ценовая политика ООО «Газпромнефть – Центр» и ООО «Газпромнефть – Корпоративные продажи» в Санкт-Петербурге выровнялась и соответствует экономически обоснованному ценообразованию в розничном и оптовом сегменте топливного рынка.
Заявитель – ООО «Фаэтон -топливная сеть номер 1» – отозвал свое заявление.