• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Игорь Артемьев: Синхронизация Национального плана развития конкуренции и Национальных проектов – один из приоритетов деятельности ФАС

Глава ФАС подвел итоги деятельности службы за последний период и отметил основные проблемы и перспективы развития конкуренции в Российской Федерации

 

«Оценка состояния конкуренции, как в целом, так и в отдельных отраслях и сферах является важнейшим инструментом разработки и реализации государственной экономической политики. Принятие Указа Президента, Национального плана по развитию конкуренции, проведение Государственного совета по её поддержке в регионах и утверждение на федеральном уровне «дорожной карты» в ключевых отраслях экономики привело к созданию правовой основы развития конкуренции», - подчеркнул руководитель ФАС России Игорь Артемьев на Расширенном заседании Коллегии антимонопольного ведомства, которое состоялось сегодня, 16 сентября 2019 года.

 

Подводя итоги реализации этих документов, Игорь Артемьев указал, что «дорожная карта» развития конкуренции в установленные сроки исполнена на 41,5%.

 

Также он выделил важность регионального аспекта поддержки конкуренции:

 

«За прошедшее время все субъекты РФ определили ключевые рынки, закрепили в положениях органов власти важность развития конкуренции и внедрили антимонопольный комплаенс. Сейчас ведется работа по актуализации региональных «дорожных карт».

 

Говоря о статистике, глава службы отметил, что количество нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов власти снизилось на 14%, доля государственных закупок у малого бизнеса составила 29,7%, при целевом показателе Национального плана развития конкуренции к 2020 году - 31%, аналогичный показатель для госкомпаний составил 12,1%, целевой показатель к 2020 году - 18%.

 

Игорь Артемьев также затронул тему тарифного регулирования.

 

«За последние 4 года мы провели колоссальную работу в этом направлении. Нам удалось закрепить принципы долгосрочного тарифного регулирования на все естественно-монопольные сферы контроля. В сферах ЖКХ и электроэнергетики устранены возможности для превышения предельного уровня тарифов в субъектах Российской Федерации. Этот вопрос особенно важен, т.к. он затрагивает всех наших граждан. Внедрен принцип «тариф в обмен на инвестиции», стимулирующий организации к сокращению издержек и повышению своей производительности», - сообщил глава ФАС.

 

Однако, по его словам, остается проблема отсутствия прозрачного тарифного регулирования, которая, в том числе будет решена после принятия единого Закона о государственном регулировании тарифов.

 

Кроме того, Игорь Артемьев сообщил о создании современной системы борьбы с картелями.

 

«Сейчас угроза уголовного наказания за картельные сговоры стала реальной. По материалам ФАС России возбуждено 34 уголовных дела, из них 15 дел по статье 178 Уголовного кодекса Российской Федерации, остальные случаи - различные коррупционные и должностные преступления, связанные со сговорами с заказчиками на торгах», - отметил руководитель службы.

 

Переходя к проблемам развития конкуренции, глава ФАС выделил медленное развертывание электронных систем сопоставления цен, огосударствление финансового сектора, неконкурентное предоставление природных ресурсов хозяйствующим субъектам, отсутствие единых процедур по продаже государственного имущества, непрозрачность утверждения и исполнения инвестиционных программ субъектов естественных монополий и процедур закупочных процедур госкомпаний.

 

В качестве решения этих и других проблем Игорь Артемьев обозначил следующие задачи перед антимонопольным органом. Во-первых, продолжить активную реализацию Указа Президента Российской Федерации об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции. Во-вторых, подготовить и принять новый Национальный план на 2021 - 2025 годы, который обеспечит развитие конкуренции в стране на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Также следует осуществить меры по декартелизации экономики, продолжить развитие биржевой торговли и провести работу по цифровизации тарифного регулирования.