• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Предостережение петербургским властям в связи с ожидаемой реформой общественного транспорта

В связи с многочисленными публикациями в СМИ, посвященными грядущей реформе общественного транспорта, сегодня 15 ноября Санкт-Петербургское УФАС России выдало Предостережение председателю комитета по транспорту и курирующему вице-губернатору. Антимонопольный орган предостерегает должностных лиц от совершения действий, которые могут противоречить Национальному плану развития конкуренции*, а также могут привести к нарушению ст. 15 Закона о защите конкуренции.

 

Про тарифы и ликвидацию коммерческих перевозок

 

Официальные лица органов власти Санкт-Петербурга неоднократно аргументировали планируемую ликвидацию коммерческих перевозок тем, что в соответствии с требованиями Закона об организации пассажирских перевозок автотранспортом (220-ФЗ) город должен выбрать, по каким тарифам будут работать частные перевозчики. И город выбрал – регулируемые тарифы.

 

Вместе с тем, 220-ФЗ** предусматривает одновременно перевозки как по регулируемым, так и по нерегулируемым тарифам.

 

Также законом предусмотрено, что перевозчики, которые работают по нерегулируемым тарифам, могут предоставлять льготы на проезд отдельным категориям граждан, а недополученный доход перевозчику должен компенсироваться ***.

 

Таким образом, планируемые изменения предполагают ликвидацию коммерческих маршрутных автобусных перевозок, что может привести к прекращению работы ряда организаций, занимающихся транспортным обслуживанием, что является ограничивающем конкуренцию действием и может привести фактически к установлению запрета на этот вид деятельности (возможное нарушение ст.15 Закона о защите конкуренции).

 

Про торги на маршруты

 

Как установлено антимонопольным, органом срок действия заключенных негосударственными перевозчиками с Комитетом по транспорту договоров, на перевозку пассажиров по регулярным маршрутам истекает в мае 2020 года. Срок действия аналогичного договора, заключенного с ГУП «Пассажиравтотранс», истекает в 2025 году.

 

Планируемая транспортная реформа предполагает предъявление дополнительных требований к подвижному составу перевозчиков (использование автобусов не старше 2018 года выпуска и т.д.). Но эти требования не будут распространяться на подвижной состав ГУП «Пассажиравтотранс», поскольку государственное предприятие не планирует участвовать в конкурсе, который, как следует из публикаций в СМИ, может быть объявлен осенью 2019 года.

 

Таким образом, Пассажиравтотрансу будет предоставлено преимущественное право обслуживать «свою» часть маршрутов без проведения конкурса, что является созданием преимущества одному хозсубъекту по отношению к другим хозсубъектам (возможное нарушение ст.15 Закона о защите конкуренции).

 

Условия торгов до сих пор неизвестны. Тем не менее автобусы ГУПу приобретаются за счет бюджетных средств, а коммерческие предприятия должны будут приобретать подвижной состав за свои средства, что может привести к созданию дискриминационных условий (возможное нарушение ст.15 Закона о защите конкуренции).

 

Про цены на проезд

 

В соответствии с положениями Федерального закона о ГУПах****, унитарные предприятия создаются для осуществления деятельности в целях решения социальных задач, в том числе для оказания услуг гражданам по минимальным ценам. Таким образом, планируемое повышение платы за проезд, в том числе и на маршрутах СПб ГУП «Пассажиравтотранс» не подпадает под законодательно установленные случаи.

 

Про рекламу на транспорте

 

На официальном сайте комитета по транспорту опубликован проект Регламента информационного обеспечения наземного транспорта общего пользования, положения которого фактически накладывают запрет на наружную рекламу на общественном транспорте в Петербурге.

 

Закон о рекламе не содержит запрета на размещение рекламы на подвижном составе наземного транспорта общего пользования. По мнению антимонопольного органа, размещение рекламы на транспорте может способствовать сдерживанию роста тарифов на перевозки за счет получения дополнительного дохода транспортными организациями, а планируемый запрет на размещение рекламы в совокупности с полным отказом от коммерческих перевозок и необходимостью приобретения негосударственными перевозчиками большого количества транспортных средств для участия в конкурсе, может привести к ещё большему подорожанию стоимости проезда в наземном транспорте.

 

Кроме того, запрет на размещение рекламы на транспортных средствах может привести с устранения с товарного рынка наружной рекламы рекламных компаний, а также нанести ущерб малому и среднему бизнесу, поскольку лишит предпринимателей одного из доступных и эффективных инструментов продвижения товаров и услуг.

 

«Одной из целей Национального плана развития конкуренции* является повышение конкурентоспособности хозсубъектов, удовлетворенности потребителей, в том числе и снижение цен, однако проведение планируемой реформы наземного транспорта может привести к прямо противоположным результатам», - подчеркнул руководитель Санкт-Петербургского УФАС России Вадим Владимиров.

 

 

*Утвержден Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции»

Одна из целей Нацплана - повышение удовлетворенности потребителей за счет расширения ассортимента товаров, работ, услуг, повышения их качества и снижения цен, а также рост и развитие многоукладной экономики, снижение издержек в масштабе национальной экономики, снижение социальной напряженности в обществе.

 

** Пунктами 16-18 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закона № 220-ФЗ) предусмотрено два вида регулярных перевозок – по регулируемым и по нерегулируемым тарифам.

 

В части 1 статьи 17 Закона № 220-ФЗ прямо указывается, что наряду с маршрутами перевозок по регулируемым тарифам органы власти субъектов РФ вправе устанавливать маршруты регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.

 

***Ст. 20 Закона № 220-ФЗ

****Частью 4 статьи 8 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» установлены случаи создания государственного предприятия