Что усложняет ведение бизнеса на оптовом рынке алкогольной продукции

27 января 2020 года в ФАС России состоялось заседание Комиссии по анализу товарных рынков. 

На заседании Комиссии эксперты,  заслушали  результаты исследования состояния конкуренции на пяти оптовых рынках алкогольной продукции – пива и пивных напитков, водки, виноградных вин, рынке алкогольной продукции с содержанием этилового спирта до 25% и с содержанием этилового спирта более 25%.

Исследование показало, что эти рынки характеризуются низкой и умеренной концентрацией поставщиков продукции, в связи с чем являются высококонкурентными.

В качестве барьеров входа эксперты ФАС отмечают значительные экономические ограничения в виде крупных первоначальных инвестиций для потенциальных производителей продукции, а также высокую стоимость привлечения финансовых ресурсов. Вместе с этим, как для потенциальных производителей, так и для потенциальных импортеров, существенными барьерами входа являются наличие устоявшихся хозяйственных связей между участниками, налаженных схем сбыта через дистрибьюторские сети и административные барьеры, ограничивающие возможность продвижения продукции.

Среди основных барьеров входа отмечено так называемое проявление «регионального протекционизма» в некоторых субъектах Российской Федерации, характеризующееся введением дополнительных систем контроля продукции, ограничивающих присутствие на региональных рынках продукции, произведенной в иных регионах.

«В рамках исследования мы провели также опрос участников рынка о проблемах, ограничивающих конкуренцию. Многие из них отметили, что частые законодательные изменения, единый принцип регулирования всех рынков алкогольной продукции и наличие различных условий осуществления деятельности в зависимости от субъекта Российской Федерации усложняет ведение бизнеса», - прокомментировал результаты анализа заместитель руководителя ФАС России Андрей Цыганов.

В целях развития рынков алкогольной продукции эксперты рекомендуют создать единую концепцию регионального регулирования этих рынков, осуществлять раздельное регулирование разных видов алкогольной продукции с учетом их особенностей, по возможности выявлять и отменять избыточные административные процедуры в отношении участников алкогольных рынков, а также гармонизировать ставки акцизов на алкогольную продукцию в рамках Таможенного союза.