Игорь Артемьев: Образование и отдых детей должны реализовываться без ограничений в праве выбора организаций и программ

Состояние конкуренции в сфере образования стало частью Доклада о развитии конкуренции за 2019 год

Большое значение для развития конкуренции в сфере детского отдыха и оздоровления среди мероприятий, отмеченных в Докладе о состоянии конкуренции в 2019 году, стало принятие поправок в Закон об организации отдыха и оздоровления детей [1], которые подготовила ФАС России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Они не только обеспечили равные условия доступа участников на рынок организации отдыха и оздоровления детей, но и закрепили прозрачные и не допускающие двойного толкования требования к участникам этого рынка. Более того, внесенные изменения позволили создать систему мер по обеспечению безопасных условий для детей при организации их отдыха и оздоровления.

ФАС России был проведен анализ реализации системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей (ПФДО) в регионах в рамках нацпроекта «Образование». В ходе мониторинга антимонопольное ведомство выявило ряд нарушений при распределении бюджетных средств, направленных на функционирование этой системы. В частности, речь идёт о нормативных правовых актах субъектов РФ и муниципальных образований, которые содержали в себе положения, ограничивающие участие в системе ПФДО организаций частной формы собственности и индивидуальных предпринимателей, реализующих дополнительные общеобразовательные программы. В связи с этим ФАС России совместно с Минпросвещения России были направлены разъяснения в региональные органы исполнительной власти и территориальные органы антимонопольной службы о принятии мер по недопущению ограничения конкуренции в сфере образования [2].

Не остался без внимания антимонопольной службы рынок школьных учебников, рекомендуемых Минпросвещения России к использованию при реализации государственных образовательных программ начального, основного и среднего общего образования. ФАС России получила уведомление от ООО «Просвещение» о приобретении 85 % долей в уставном капитале ООО «Торговый дом «Абрис», в связи с чем был проведён анализ рынка школьных учебников. В результате анализа, который показал, что данная сделка приводит к усилению концентрации рынка школьных учебников и доминирующего положения АО «Издательство «Просвещение» на рассматриваемом товарном рынке, заявителю было выдано предписание о необходимости совершения действий, направленных на обеспечение конкуренции.

В 2020 году ведомство планирует завершить рассмотрение антимонопольного дела, которое возбуждено в отношении Министерства просвещения России в прошлом году[3]. Признаки ограничения конкуренции на рынке школьных учебников в действиях министерства выразились в принятии решения о проведении дополнительной экспертизы учебников, которые были заявлены для включения в федеральный перечень, а также тех, которые ранее уже находились в нём.

В качестве перспективных направлений развития конкуренции в сфере образования ФАС России определило для себя:

  • развитие конкуренции при внедрении системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в субъектах Российской Федерации;
  • разработку плана мероприятий «Дорожной карты» по развитию конкуренции в сфере образования и науки в целях достижения национальных целей развития Российской Федерации;[4]
  • разработку плана мероприятий «Дорожной карты» по развитию конкуренции в сфере закупок научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для обеспечения доступа научных работников и их временных коллективов, не являющихся юридическими лицами на 2021 – 2025 годы в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок и достижения национальных целей развития Российской Федерации [5].

Справочно:
[1] ФЗ от 16.10.2019 № 336-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования организации отдыха и оздоровления детей»
[2] письмо Минпросвещения России от 10.04.2019 № АН-439/09 и ФАС России от 09.04.2019 № МЕ/28771/19
[3] приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467, зарегистрирован в Минюсте России 06.12.2019 № 56722
[4] Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
[5] Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», а также в рамках активного содействия развитию конкуренции в Российской Федерации, определенного Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции»