Предоставление преференций субъектам МСП является полномочием КИО

В середине ноября Арбитражный суд СПб и ЛО в очередной раз подтвердил правомерность отказа Санкт-Петербургского УФАС России в согласовании предоставления преференции субъекту малого предпринимательства, который был направлен антимонопольным органом Комитету имущественных отношений (КИО) (А56-54770/2020).

 

Аналогичные решения в пользу Санкт-Петербургского УФАС России были также ранее вынесены судебными инстанциями, включая апелляцию (А56-10578/2020, А56-13077/2020, А56-25629/2020).

 

Поясним. Преференция – это предоставление органами власти субъекта РФ отдельным хозсубъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности. В абсолютном большинстве случаев в Санкт-Петербурге преференция означает передачу государственного имущества в аренду без торгов. Законодательством РФ приведен исчерпывающий перечень целей, для реализации которых могут предоставляться преференции (ч.1 ст.19 Закона о защите конкуренции)*.

 

Преференции могут быть предоставлены на основании правовых актов органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

 

В Петербурге таким правовым актом является Закон от 17.04.2008 № 194-32 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге», которым предусмотрена поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), осуществляющим деятельность: внешнеэкономическую; сельскохозяйственную; в сфере жилищно-коммунального хозяйства; в сфере молодежного предпринимательства; в социальной сфере; в сфере строительства; в области инноваций и промышленного производства; в области ремесленной деятельности. Также осуществляется поддержка субъектам семейного предпринимательства.

 

Таким образом, если ваша организация, субъект малого и среднего предпринимательства, осуществляет, например, ресторанную деятельность, то в соответствии с законом Санкт-Петербурга, вы не можете получить в аренду помещение в качестве поддержки в виде предоставления преференции (отказ на аренду на Невском пр.).

 

«Петербург не только культурная, но и гастрономическая столица России. Об этом свидетельствуют и многочисленные рейтинги. Тем не менее городские органы власти до сих пор не отразили это положение дел в нашем законодательстве. Поддержка субъектов МСП, которые осуществляют сельскохозяйственную деятельность в Петербурге – есть, а рестораторов – нет», – отметил руководитель Санкт-Петербургского УФАС России Вадим Владимиров.

 

Кроме этого городской Программой «Развитие предпринимательства и потребительского рынка в Санкт-Петербурге»**, предусмотрена реализация спецпрограммы «Предоставление объектов нежилого фонда, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга, без проведения торгов в аренду в порядке предоставления государственной преференции в целях поддержки субъектов МСП».

 

Спецпрограммой предусмотрено, что помещение, которое субъект МСП планирует взять в аренду без торгов, должно быть включено в Перечень недвижимого имущества, предназначенного для предоставления субъектам МСП, который разрабатывает и ведет КИО.

 

В случае соответствия субъекта МСП установленным спецпрограммой требованиям и если он один желает получить в аренду помещение из Перечня без торгов, преференция может быть предоставлена такому хозсубъекту без согласования с антимонопольным органом ( п.4 ч.3 ст.19 Закона о защите конкуренции)***.

 

Если объект из Перечня хотят взять в аренду несколько субъектов МСП, то КИО должен организовать торги. Арендатор определяется по результатам торгов.

 

Если КИО не проводил торги на право аренды помещения, находящегося в госсобственности, или помещение отсутствует в Перечне, или субъект МСП не соответствует установленным требованиям, то в этом случае Санкт-Петербургское УФАС России отказывает в согласовании предоставления преференции (отказы на аренду: на Каменноостровском пр.,  в г.Пушкин,  на ул. Марата).

 

Отметим, что в соответствии с разъяснениями ФАС России в случае соответствия субъекта МСП требованиям Программы, преференция может быть предоставлена такому хозяйствующему субъекту без предварительного согласования с Санкт-Петербургским УФАС России (п.4 ч.3 ст.19 Закона о защите конкуренции).

 

«Проведение торгов на аренду помещений, в сегодняшних сложных экономических условиях – это обеспечение недискриминационного доступа субъектов МСП на конкурентные товарные рынки. И это обязанность Комитета имущественных отношений», – подчеркнул руководитель антимонопольного органа Вадим Владимиров.

 

 

*Частью 1 ст. 19 Закона о защите конкуренции установлен исчерпывающий перечень целей, для реализации которых могут предоставляться преференции: обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; развития образования и науки; проведения научных исследований; защиты окружающей среды; сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; развития культуры, искусства и сохранения культурных ценностей; развития физической культуры и спорта; обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства; производства сельскохозяйственной продукции; социального обеспечения населения; охраны труда; охраны здоровья граждан; поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"; в целях, определяемых другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

** Программа утверждена постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.06.2014 № 554

*** В соответствии с п.4 части 3 ст. 19 Закона о защите конкуренции: государственная или муниципальная преференция в целях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, за исключением случаев, если такая преференция предоставляется  в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации и муниципальными программами (подпрограммами), содержащими мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства.