Санкт-Петербургское УФАС обсудило проблемы нежелательной рекламы

Санкт-Петербургское УФАС России провело Круглый стол «Стоп спам-реклама»

 

Совместно с Уполномоченным по правам человека в Санкт-Петербурге, руководителями исполнительных и надзорных органов Управление обсудило проблемы нежелательной рекламы. К обсуждению в рамках круглого стола также были привлечены представители сотовых операторов.

 

Заместитель руководителя Санкт-Петербургского УФАС России Марина Никитина отметила, что проблема спама достаточно серьезная и носит массовый характер. Из 600 заявлений о нарушениях законодательства о рекламе, рассмотренных ведомством в 2022 году, 78% касались нежелательной рекламы. В 2023 году тенденция сохранилась. Несмотря на то, что многие граждане пользуются сервисами блокировки, им продолжает поступать рекламные предложения, на которые они не давали согласия.

 

Управление разделило спам на несколько категорий: ненадлежащее получение согласия на рассылку, навязчивая реклама после отказа абонента и получение персональных данных неустановленным способом.

 

В качестве примела Марина Никитина привела популярную хитрую схему: покупатель регистрируется на сайте, где автоматически ставится «галочка» согласия на рекламу. В случае отказа человек не сможет зарегистрироваться, сделать заказ или получить желаемую обратную связь.

 

 «Мы все понимаем, что жить в современном мире без рекламы уже невозможно. Но изначально, по закону, она должна быть добросовестной», - убеждена Уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге Светлана Агапитова

Пожилые люди доверяют тому, о чем пишут в газетах, сообщают в электронных письмах или советуют по телефону: но не всегда понимают, куда идти за помощью. 

 

«Конечно, мы можем вести просветительскую работу у себя на сайте. Но следует учесть, что этот путь не для всех, он - для продвинутых пользователей. А на уловки мошенников чаще всего попадаются неопытные люди, которые в эту тему не погружены», - резюмировала Светлана Агапитова.

 

Заместитель руководителя Управления Роскомнадзора по Северо-Западному федеральному округу Игорь Потехин пояснил, почему тех, кто навязчиво звонит и предлагает разного рода услуги, сложно наказать. С точки зрения законодательства, сам по себе телефонный номер не является объектом персональных данных. Если в смс-рассылке или по телефону нет привязки к конкретному физическому лицу (нет обращения по имени, не указаны дата рождения и т.д.), это не будет считаться обработкой персональных данных. Нет обработки – нет нарушений.

 

«Мы получаем достаточно много жалоб от граждан. Причем, не только на недобросовестные товары и услуги. Даже добросовестная реклама должна предоставляться по согласию», - добавил представитель Роскомнадзора.

 

Год назад внесены изменения закон № 152-ФЗ*. Теперь требуется, чтобы согласие было предметным, конкретным и однозначным. То есть, соответствовало предмету договора и относилось только к заявленной тематике. Это уже значительный прогресс.

 

Владимир Рябовол, председатель городского Комитета по печати и взаимодействию со СМИ, отметил, что возглавляемое им ведомство, хоть и не является регулятором в обсуждаемой сфере, накопило определенный опыт, в том числе, по размещению наружной рекламы.

Представитель исполнительной власти поддержал мнение о необходимости вести разъяснительную работу с населением через разные каналы связи.

Что касается сдерживающих механизмов для недобросовестных рекламодателей, нужно воздействовать и через систему штрафов, и через совершенствование законодательства: «Сиюминутных решений не найти, - полагает Владимир Рябовол. - Стоит чаще говорить о такой проблеме на разных уровнях. Постепенно будет формироваться культура правильного отношения к этому явлению».

 

Председатель СРО АМИ «Рекламный совет» Сергей Пилатов, рассуждая с позиции потребителя рекламы, отметил, что далеко не вся реклама вызывает раздражение. Есть полезное информирование от организаций, чьими услугами он, как и многие другие клиенты, пользуется. Поэтому в борьбе со спамом следует быть осторожными, чтобы не навредить рекламной отрасли в целом. А вот с теми, кто злоупотребляет доверием аудитории, следует вести открытую борьбу: «Почему не сделать антирейтинг, чтобы озвучивать тех, кто злоупотребляет навязчивой, нежелательной рекламой? – предложил Сергей Пилатов.

 

На обсуждении присутствовали представители крупнейших мобильных операторов региона, которых такое явление, как спам, тоже не радует: «Нам самим не интересно получать жалобы от абонентов. Как и штрафы от регуляторов – они достаточно серьезные, мы стараемся не допускать их появления».

В свою защиту компании отметили, что за последние несколько лет ими проведена огромная работа по усилению контроля за рекламой. Однако операторы сотовой связи только предоставляют техническую возможность для передачи данных, но не контролируют их содержание и намерение звонящего (передающего сообщение).

По вопросам борьбы со спамом организации, предоставляющие услуги мобильной связи, проявили единодушие и готовность активно сотрудничать с государственными структурами.

 

По итогам мероприятия все присутствующие пришли к единому мнению о том, что основным инструментом борьбы со спамом является информирование граждан и хозяйствующих субъектов всеми доступными способами.

 

Так, например, Санкт-Петербургское УФАС уже провело пресс-конференцию в рамках которой рассказало о том, как гражданам обезопасить себя от получения спама, как отказаться от рекламной рассылки, а также о том, какие нарушения выявляются Управление чаще всего.

 

В настоящее время также планируется размещение аналогичной информации в печатных изданиях.