Санкт-Петербургское УФАС России поддерживает бизнес в противостоянии административным барьерам

Одно из основных направлений деятельности территориальных антимонопольных органов, связанное с выявлением, снижением и ликвидацией административных барьеров, реализуется в рамках статей 15, 16, 17 Закона о защите конкуренции, в которых содержится запрет на акты и действия органов власти всех уровней, негативно влияющие на конкуренцию, в том числе при проведении торгов.

Антимонопольный контроль актов и действий органов власти на территории субъекта РФ осуществляется путем рассмотрения заявлений коммерческих и некоммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей, а также путем проведения анализа актов органов власти в целях выявления нарушений антимонопольного законодательства, возбуждения дел и выдачи соответствующих предписаний, направленных на прекращение, устранение и предупреждение нарушений антимонопольного законодательства.

В рамках полномочий, предоставленных Законом о защите конкуренции, Санкт-Петербургское УФАС России в 2009-2010 года рассмотрело более 20 заявлений хозяйствующих субъектов на действия органов исполнительной власти Санкт-Петербурга, направленные на ликвидацию комплексов мелкорозничной торговли.

Основные вопросы, с которыми обращаются субъекты малого предпринимательства в антимонопольный орган, связаны с действиями органов исполнительной власти Санкт-Петербурга - районными администрациями и КУГИ при предоставлении в аренду объектов недвижимости (помещений, земельных участков), находящихся в государственной собственности, которые, зачастую без объяснения причин, отказывают в согласовании предоставления на новый срок в аренду земельных участков, ранее занимаемых предпринимателями.

Рассматривая указанные заявления, Санкт-Петербургское УФАС России исходит из того, что функционирование товарного рынка напрямую связано с необходимостью и возможностью получить в аренду земельный участок или нежилое помещение.

В июле 2009 года вступила в силу статья 14.9 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность должностных лиц органов власти за действия органов власти, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят либо могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, слуг), свободы экономической деятельности. Указанные нарушения влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Аналогичная административная ответственность должностных лиц органов власти предусмотрена статьей 19.5 за неисполнение законного предписания антимонопольного органа (от восемнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей).

Санкт-Петербургское УФАС России неоднократно направляло в Правительство Санкт-Петербурга предложения по исправлению ситуации, в т.ч. по изменению политики органов власти в сторону обеспечения баланса в развитии различных форм субъектов предпринимательства и поддержке малого бизнеса, исключению создания преимущественных условий деятельности крупным компаниям и устранения с товарного рынка субъектов малого предпринимательства.

Кроме того, данная позиция Санкт-Петербургского УФАС России, а также информация о мерах, предпринимаемых Санкт-Петербургским УФАС России в рамках полномочий, предоставленных Законом о защите конкуренции, по заявлениям хозяйствующих субъектов на действия органов исполнительной власти Санкт-Петербурга, направленные на ликвидацию субъектов малого предпринимательства, неоднократно озвучивалась на заседаниях Совета по содействию развитию малого и среднего предпринимательства при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе, Общественного совета по развитию малого предпринимательства при губернаторе Санкт-Петербурга.

В 2009 году Санкт-Петербургское УФАС России направило губернатору Санкт-Петербурга предложения по внесению изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 16.11.2005 № 1735 «О городских и районных комиссиях по распоряжению объектами недвижимости». Предложения Санкт-Петербургского УФАС России были приняты и в регламент предоставления объектов недвижимости в аренду внесены дополнения, касающиеся регулирования процедуры предоставления в аренду земельных участков на срок до трех лет под цели, не связанные с возведением объектов недвижимости, в случаях, когда на заключение договора аренды земельного участка претендуют более одного заявителя.

Принятие указанных изменений свидетельствует о правильности и обоснованности требования Санкт-Петербургского УФАС России о необходимости обеспечивать конкуренцию, в том числе путем проведения торгов, при предоставлении в аренду земельных участков при наличии более одного претендента. Правительство Санкт-Петербурга, признав нарушение антимонопольного законодательства, совершило действия, направленные на его устранение и установление единых правил предоставления земельных участков в аренду.

Текст доклада полностью