ОАО «РЖД» необоснованно установило высокие ставки сборов за хранение грузов и транспортных средств в зонах таможенного контроля

В Санкт-Петербургское УФАС России поступило обращение ЗАО Холдинговая компания «Вологодские лесопромышленники» с жалобой на действие филиала ОАО «Российские железные дороги» - «Октябрьская железная дорога», выразившееся в установлении для грузоотправителей необоснованно высоких ставок сборов за хранение грузов и транспортных средств в зонах таможенного контроля, расположенных в местах общего пользования (далее – Услуга), начиная с 73-го часа (более 3-х суток) – 268,2 руб/час за вагон (аналогичный сбор в течение первых 72 часов установлен в размере 89,4 руб/час за вагон).

Распоряжением ОАО «РЖД» от 31.01.2005 №119р утвержден Единый перечень работ и услуг, оказываемых ОАО «РЖД» при организации перевозок грузов, в котором услуги по хранению грузов и транспортных средств в зонах таможенного контроля, расположенных в местах общего пользования железнодорожных станций и на железнодорожных путях общего пользования, в соответствии со статьей 10 Устава железнодорожного транспорта, отнесены к услугам, выполняемых по просьбе грузоотправителя, цены на которые не опубликованы в тарифных руководствах, с оплатой по соглашению сторон и должны определять с учетом с Методическими рекомендациями МПС России от 21.12.2001 N И-1947у. В соответствии с Методическими рекомендациями базой для определения уровня договорных тарифов являются расходы железной дороги по осуществлению соответствующих операций, а максимальный размер договорного тарифа определяется на основе экономически обоснованной себестоимости выполнения работ и услуг с учетом необходимого уровня рентабельности, не превышающим 35% по отношению к расходам.

В ходе рассмотрения дела ОАО «РЖД» не смогло обосновать расчет ставок платы за Услугу, установленной Указанием ОЖД №Н31-375/у от 20.12.2007, в размере 89,4 руб/час (за первые 72 часа) и в размере 268,2 руб/час (с 73-го часа) исходя из экономически обоснованного «базового тарифа» (учитываемые в калькуляции затраты и применяемый уровень рентабельности), а также обосновать расчет дифференциации «базового тарифа» при определении ставки платы в размере 89,4 руб/час и ставки платы в размере 268,2 руб/час). Кроме того, установленный Октябрьской железной дорогой уровень тарифа при нахождении в зоне таможенного контроля более 3-х суток значительно выше установленных тарифов на аналогичную услугу по другим филиалам ОАО «РЖД», в том числе по Северной железной дороге.

По результатам рассмотрения дела 26 октября 2010 года Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приняла решение признать в действиях ОАО «РЖД» в зоне действия филиала – Октябрьская железная дорога нарушение статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в установлении монопольно высокой цены на услугу по хранению грузов и транспортных средств в зонах таможенного контроля, расположенных в местах общего пользования, и выдать ОАО «РЖД» предписание.