ГУП «ТЭК» и ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» выдано предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства

27 октября 2010 года Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России признала ГУП «ТЭК» и ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» нарушившими ст . 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Современное состояние рынка услуг по расчетам и сбору платежей населения за жилищно-коммунальные услуги на территории Санкт-Петербурга характеризуется стабильным доминированием достаточно крупного предприятия ГУП «Вычислительный центр коллективного пользования многоотраслевого комплекса жилищного хозяйства» (далее ГУП ВЦКП) и участием нескольких небольших альтернативных специализированных предприятий - рассчетно-кассовых центров.

Меньшая часть населения города оплачивает коммунальные услуги через счета-квитанции управляющих организаций либо альтернативных расчетных центров. Граждане вносят платеж на р/с управляющей организации (УК, ТСЖ, ЖСК). Расчеты управляющей организации с РСО производятся по инкассо: РСО выставляет платежное требование в банк- эмитент для снятия с расчетного счета абонента на расчетный счет РСО соответствующих денежных сумм в порядке акцепта плательщика на основании прямых договоров РСО с управляющими организациями.

Около 80% населения Санкт-Петербурга оплату жилищных и коммунальных услуг тепло- и водоснабжения (водоотведения) производит по общей квитанции ГУП ВЦКП «Счет за жилье и коммунальные услуги» (далее - единый «Счет»), форму которой утвердил Жилищный Комитет Санкт-Петербурга. В данном случае сбор платежей с граждан производится путем рассылки ГУП ВЦКП единого «Счета» на основании договоров с управляющими организациями, по которым последние поручают ГУП ВЦКП осуществлять от их имени перечисление средств на счета ресурсоснабжающих компаний (далее - РСО). При этом, средства населения сначала перечисляются на расчетный счет ГУП ВЦКП, минуя счет управляющих организаций, потом перечисляются на счет РСО. Прием платежей и перечисление денежных средств населения за коммунальные услуги осуществляют банковские организации по соответствующим договорам с ГУП ВЦКП.

Между РСО и ГУП ВЦКП заключены договоры на сопровождение расчетов с РСО, на основании которых ГУП «ВЦКП» осуществляет сбор денежных средств, поступающих на счет ГУП ВЦКП от населения, обработку и перечисление поступивших платежей на счет РСО, учет поступивших платежей, предоставление соответствующей РСО информации, расчет льгот и компенсаций. Вознаграждение по данным договорам в среднем составляют 3% от перечисленных ГУП ВЦКП денежных средств населения.

По договорам с управляющими организациями (УК и ТСЖ ЖСК) на оказание комплексной услуги по осуществлению расчета платы за жилищно-коммунальную услугу гражданам ГУП ВЦКП по поручениям управляющих организаций осуществляют: сбор информации, необходимой для расчета платы за жилые помещения и коммунальные услуги, расчет сумм платежей за жилое помещение и коммунальные услуги населению, формирование и печать платежных документов «Счет за жилое помещение, коммунальные услуги и прочие», сбор и обработку поступивших платежей населения и перечисление денежных средств на счет ГУП ВЦКП. Вознаграждение по таким договорам составляет 0,5 % от суммы перечисленных платежей.

Расходы РСО на оплату услуг ГУП ВЦКП включены в тариф (тепло-, водоснабжение, водоотведение), утвержденный для РСО, и оплачиваются за счет выручки РСО от оказания услуг ресурсоснабжения потребителям. Расходы РСО на выплату вознаграждения ГУП ВЦКП, по договорам на сопровождение расчетов, а следовательно и на услуги по приему платежей населения и перечислению денежных средств на р/счет РСО, признаны Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга экономически обоснованными, и согласованы с ФСТ России. 

При этом в тарифы (тепло- и водоснабжение) для РСО не включены расходы РСО на выплату вознаграждений иным альтернативным расчетно-кассовым центрам, в связи с отсутствием соответствующих договоров с РСО.

В рамках возбужденных дел установлено, что альтернативные расчетно-кассовые центры предложили ГУП «ТЭК СПб» и ГУП «Водоканал» заключить аналогичный с ГУП ВЦКП договор на сопровождение расчетов в отношении неохваченной ГУП ВЦКП части населения. Однако, до настоящего времени такие договоры с альтернативными расчетно-кассовыми центрами не заключены.

Таким образом, Управлением установлено, что ГУП ВЦКП обеспечиваются более выгодные условия по сравнению с альтернативными расчетно-кассовыми центрами, что противоречит нормам действующего антимонопольного законодательства.

Указанные действия ГУП «ТЭК» и ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России признала нарушением ст . 10 Федерального закона «О защите конкуренции». Хозяйствующим субъектам выдано предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.