Санкт-Петербургское УФАС России признало нарушение антимонопольного законодательства в действиях Правительства Санкт-Петербурга

18 июля 2011 года Санкт–Петербургское УФАС России рассмотрело дело, возбужденное по заявлению ООО «Арматор» по признакам нарушения Правительством Санкт-Петербурга антимонопольного законодательства, при принятии Постановления Правительства Санкт-Петербурга № 1379 от 26.11.2009г. «О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга «О методике определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Санкт-Петербурга».

В соответствии с пунктом 2.8 Положения о порядке определения базовых ставок арендной платы и коэффициентов, используемых в Методике определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Санкт-Петербурга, об особых случаях и порядке определения арендной платы, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26.11.2009 № 1379 «О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга «О Методике определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Санкт-Петербурга», ООО «Арматор», как арендатор земельного участка, не реже одного раза в год должно представлять в Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга ведомость инвентаризации арендуемого земельного участка, выполненную отделом землеустройства государственного унитарного предприятия «Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости» (ГУП ГУИОН).

На территории Санкт-Петербурга в этой сфере по состоянию на 20.01.2011г. действует 200 хозяйствующих субъектов, в том числе, государственное унитарное предприятие «Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости». Данная организация является равноправным участником (наряду с другими хозяйствующими субъектами), осуществляющими кадастровую деятельность.

Однако Правительством Санкт-Петербурга принят нормативный правовой акт - Постановление Правительства Санкт-Петербурга № 1379 от 26.11.2009г. «О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга «О методике определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Санкт-Петербурга», ставящий ГУП ГУИОН в доминирующее положение, т. к. в соответствии с п. 2.8 Положения «о порядке определения базовых ставок арендной платы и коэффициентов, используемых в методике определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Санкт-Петербурга, об особых случаях и порядке определения арендной платы» (в ред. Постановлений Правительства СПб от 28. 12. 2009 № 1577 от 21.02.2011 № 218):п. 2.8. «…Иные коды Кн, понижающие корректирующие коэффициенты, или базовая ставка для особых (льготных) видов деятельности арендаторов применяются при предоставлении арендатором ведомости инвентаризации земельного участка, выполненной отделом землеустройства СПб ГУП «ГУИОН».

Комитет по управлению городским имуществом, являясь представителем собственника земельных участков и, соответственно, арендодателем по договорам аренды земельных участков, определяет фактическое использование земельного участка (его частей) на основании ведомости инвентаризации земельного участка, выполненной отделом землеустройства ГУП «ГУИОН» - подведомственной КУГИ организацией.

Таким образом, складывается ситуация, при которой в случае предоставления ведомости инвентаризации земельного участка, изготовленной ГУП «ГУИОН», арендная плата земельного участка будет исчисляться исходя из кода функционального использования, определенного из фактического использования земельного участка (его частей). Если же такая ведомость не предоставлена или предоставлена, но изготовлена другой организацией (кадастровым инженером), то арендная плата исчисляется исходя из кода функционального использования равного 18 (самый высокий коэффициент, применяемый для расчета арендной платы), не зависимо от фактического использования земельного участка (его частей).

Устанавливая в названном постановлении положение о том, что данная ведомость изготавливается только ГУП «ГУИОН», Правительство Санкт-Петербурга ставит тем самым ГУП «ГУИОН» в доминирующее положение, ограничивая конкуренцию в сфере кадастровой деятельности и создавая препятствия для осуществления предпринимательской деятельности иным субъектам, действующим в данной сфере, поскольку изготовить подобную ведомость мог бы любой из субъектов, осуществляющих кадастровую деятельность.

Запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления предусмотрен ст.15 Федерального закона «О защите конкуренции» №135-ФЗ.

Рассмотрев обстоятельства дела, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России признала в действиях Правительства Санкт-Петербурга нарушение ст.15 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившееся в принятии Постановления Правительства Санкт-Петербурга № 1379 от 26.11.2009г. «О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга «О методике определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Санкт-Петербурга» и выдала предписание об устранении нарушения путем внесения изменений в Постановление Правительства Санкт-Петербурга № 1379.