Александровская больница и Комитет здравоохранения Санкт-Петербурга провели закупку лекарств с нарушениями

Сфера деятельности: Контроль органов власти

18 июля 2011 Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России рассмотрела дела, возбужденные в отношении Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга по признакам нарушения статьи 15 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции» и в отношении Санкт-Петербургского государственного учреждения здравоохранения «Городская Александровская больница» по признакам нарушения статьи 17 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции» при организации и проведении совместных торгов на право заключения государственных контрактов на обеспечение лекарственными средствами, расходными материалами, изделиями медицинского назначения, реагентами, расходными материалами для лабораторной диагностики и дезинфицирующими средствами государственных учреждений здравоохранения Санкт-Петербурга в 2011 году.

Дело возбуждено по инициативе Санкт-Петербургского УФАС России в результате обнаружения Санкт-Петербургским УФАС России признаков нарушения антимонопольного законодательства в ходе контроля за исполнением предписаний, выданных Комитету по здравоохранению, по результатам рассмотрения дел № К03-21/09 и №К03-257/10.

Извещение о проведении аукциона было размещено на официальном сайте www.gz-spb.ru 06.12.2010.
Предмет закупки, согласно аукционной документации, - обеспечение лекарственными средствами, расходными материалами, изделиями медицинского назначения, реагентами, расходными материалами для лабораторной диагностики и дезинфицирующими средствами государственных учреждений здравоохранения Санкт-Петербурга, в 2011 году (16 лотов) для государственных нужд Санкт-Петербурга. По результатам совместных торгов каждым государственным заказчиком – государственным учреждением здравоохранения, подведомственным Комитету по здравоохранения, по каждому лоту заключается государственный контракт с победителем торгов, исходя из своей потребности в номенклатуре товаров по каждому лоту и выделенной суммы бюджетных средств.

Суммарная начальная (максимальная) цена контракта по 16-ти лотам – 3 612 228 094,45 рублей (по 15-ти лотам на 2010 год – 4 091 983 271,60 рублей, по 7 лотам на 2009 – 3 350 211 935,99 рублей).

Закупки лекарственных средств осуществлялись по четырем лотам, при этом в каждом из них закупалась большая номенклатура лекарственных средств (от 2240 до 2280 позиций), входящих в разные группы лекарственных средств, имеющих разные фармакологические свойства, показания к применению, разные международные непатентованные наименования (далее МНН). При этом, в состав каждого лота (в большинстве своем) включены одни и те же лекарственные средства, одинаковые по МНН, форме выпуска, дозировке, фасовке, показаниям к применению, что подтверждено таблицами, представленными ГУЗ «Городская Александровская больница» письмом вх.№ 7414 от 07.06.2011.

Таким образом, формирование лотов проведено по принципу деления общего количества закупаемых лекарственных средств каждого наименования (потребности заказчиков) между лотами, а не по принципу закупки лекарственных средств по группам, фармакологическим свойствам или МНН.

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России отмечает, что в 2009, 2010, 2011 по результатам аналогичных аукционов, поставщиком по всем лотам, за исключением лотов, в которых закупались наркотические и психотропные вещества, а также дизенфицирующие средства, содержащие и не содержащие этанол, являлось ЗАО «Империя-Фарма», поставщиком наркотических и психотропных веществ являлось ОАО «Центральная фармацевтическая база Санкт-Петербурга (ОАО «Фармбаза»), а дизенфицирующих средств, содержащих и не содержащих этанол ЗАО «Петроспирт» и ООО «Лизоформ СПб» соответственно. В этой связи вышеизложенные объяснения о необходимости закупки совпадающих позиций в составе разных лотов, несостоятельны.

Лекарственные средства, имеющие различное МНН, выпускаются различными производителями (российскими, зарубежными) и реализуются различными поставщиками, в том числе официальными дилерами. В результате объединения в один лот продукции иностранного и российского производства, поставщики, реализующие лекарственные средства только отечественного производства, лишены возможности подать заявку на участие в аукционе, принять участие и конкурировать за право заключения государственного контракта на поставку лекарственных средств. Также не имеют возможности конкурировать на торгах хозяйствующие субъекты, которые производят и реализуют одно или несколько лекарственных средств.

Таким образом, лишены возможности участвовать в совместных торгах те производители лекарственных средств, которые не производят всей номенклатуры лекарственных средств в соответствии с техническим заданием и не имеют лицензии на оптовую торговлю лекарственными средствами. То есть, фактически, участие производителей лекарственных средств в аукционе аукционной документацией не предусмотрено, при том, что они могут предложить минимально возможные цены на лекарственные средства, поскольку производители являются первым звеном цепочки продаж. Такое ограничение доступа к участию в торгах, не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами, запрещено ч.2 ст.17 Закон о защите конкуренции, создает участникам торгов – оптовым перепродавцам преимущественные условия участия в торгах, что имеет своим результатом ограничение конкуренции и запрещено ч.1 ст.17 Закон о защите конкуренции.

В качестве обеспечения заявки на участие в аукционе по лотам №№ 1-4, участнику размещения заказа надлежит внести обеспечение заявки в сумме: лот № 1 – 26 017 587 руб., лот № 2 – 26 017 587 руб., лот №3 – 26 017 587 руб., лот № 4 – 26 468 567 руб. Приведенные суммы, а также суммы обеспечения исполнения госконтракта (раздел 6 тома 3 «Специальная часть»), наряду с укрупнением лотов по количеству позиций и получателей, ограничивают возможность участия в аукционе хозяйствующих субъектов, в том числе относящихся к малому и среднему бизнесу, что ограничивает количество участников аукциона и влечет ограничение конкуренции при проведении торгов, что запрещено ч.1, ч.2 ст.17 Закона о защите конкуренции. По аналогичному принципу формировались и иные лоты.

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России установила, что действия ГУЗ «Городская Александровская больница» по укрупнению лотов при проведении совместных торгов в форме открытого аукциона и установлению в аукционной документации требований для ведения учета товара, поставленного в рамках обеспечения лечебных учреждений, составления отчетности в соответствии с требованиями и на основании утвержденной лечебным учреждением сводной (квартальной) заявки, техническое обслуживание ИТК, доработку и обновление программного обеспечения по указанию лечебного учреждения, функционально и технологически не связанных с предметом совместных торгов, привели к сокращению потенциальных участников совместных торгов, устранили от участия в совместных торгах хозяйствующих субъектов - участников рынка, производителей и поставщиков, в т.ч. относящихся к малому и среднему бизнесу, ограничили конкуренцию и содержат нарушение ч.1. ч.2 ч.3 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Комитет по здравоохранению, являясь уполномоченным исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга в сфере здравоохранения, осуществляющим проведение государственной политики Санкт-Петербурга и координацию деятельности организаций в сфере здравоохранения и санаторно-оздоровительного комплекса в Санкт-Петербурге, в условиях наличия двух предписаний Комиссии Санкт-Петербургского УФАС России, предписывающих совершать действия, направленные на обеспечение конкуренции при размещении государственного заказа на обеспечение лекарственными средствами, расходными материалами, изделиями медицинского назначения, реагентами, расходными материалами для лабораторной диагностики и дезинфицирующими средствами для нужд государственных учреждений, подведомственных Комитету по здравоохранению не предпринял всех зависящих от него мер для исключения нарушения антимонопольного законодательства любым государственным заказчиком – государственным учреждением здравоохранения, подведомственным Комитету по здравоохранению, в том числе тем, который будет являться организатором совместных торгов.

Таким образом, Комиссия Санкт-Петербурга установила бездействие Комитета по здравоохранению при организации совместных торгов и при подготовке ГУЗ «Городская Александровская больница» документации об аукционе, в части продолжения формирования лотов, а также включения в документацию требования по развертыванию и вводе в промышленную эксплуатацию Информационно-технического комплекса, без учета выданных Санкт-Петербургским УФАС России предписаний, что привело к ограничению конкуренции при проведении совместных торгов, создало преимущественные условия участия в совместных торгах ЗАО «Империя-Фарма», являющегося собственником ИТК, уже развернутых в Комитете по здравоохранению и подведомственных ему государственных учреждениях здравоохранения, что является нарушениемч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев обстоятельства дела, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России признала в действиях бездействии) Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга нарушение ч.1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» при организации совместных торгов на право заключения государственных контрактов на обеспечение лекарственными средствами, расходными материалами, изделиями медицинского назначения, реагентами, расходными материалами для лабораторной диагностики и дезинфицирующими средствами государственных учреждений здравоохранения Санкт-Петербурга в 2011 году, выразившееся в:
- непринятии мер, направленных на недопущение нарушения антимонопольного законодательства при подготовке ГУЗ «Городская Александровская больница» документации об аукционе, в части продолжения формирования лотов, а также включения в документацию требования по развертыванию и вводу в промышленную эксплуатацию информационно-технологических комплексов (аппаратное и программное обеспечение), без учета выданных Комитету по здравоохранению в делах №К03-21/09 и К03-257/10 предписаний, что привело к ограничению конкуренции при проведении совместных торгов, создало преимущественные условия участия в совместных торгах ЗАО «Империя-Фарма», являющегося собственником информационно-технологических комплексов, уже развернутых в Комитете по здравоохранению и подведомственных ему государственных учреждениях здравоохранения,
- обеспечении подписания всеми государственными учреждениями здравоохранения, подведомственными Комитету по здравоохранению, соглашения о проведении совместных торгов, что могло ограничить права указанных учреждений на приобретение товаров самостоятельно, путем формирования и размещения государственного заказа на поставку товаров, работ услуг.

В действиях Санкт-Петербургского государственного учреждения здравоохранения «Городская Александровская больница» при организации, проведении совместных торгов на право заключения государственных контрактов на обеспечение лекарственными средствами, расходными материалами, изделиями медицинского назначения, реагентами, расходными материалами для лабораторной диагностики и дезинфицирующими средствами государственных учреждений здравоохранения Санкт-Петербурга в 2011 году Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России признано нарушение ч.1, ч.2, ч.3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» выразившееся:
- в объединении в каждом из лотов №№ 1-4 большого количества лекарственных препаратов с практически полностью совпадающей в каждом лоте номенклатурой, имеющих различные МНН, фармакологические свойства, показания к применению, в каждом из лотов №№ 7-9, 14-15 большого количества наименований товаров, которые имеют различные коды ОКДП, не являются однородными по своему потребительскому назначению и не являются взаимозаменяемыми, и большого количества получателей (84 учреждения), что в сочетании с высокими требованиями к участникам размещения заказа об обеспечении заявок на участие в совместных торгах по каждому лоту и высокими требованиями об обеспечении гарантий исполнения контракта по каждому лоту (которые находятся в прямой зависимости от начальной максимальной цены контракта по каждому лоту) повлекло ограничение количества участников совместных торгов, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства а, следовательно, ограничение конкуренции при проведении совместных торгов,
- в ограничении доступа к участию в совместных торгах по лотам №№ 1-5 производителей лекарственных средств, что привело к ограничению конкуренции при проведении совместных торгов,
- в установлении в качестве критериев эквивалентности товара ту же лекарственную форму, дозировку, состав, фасовку (количество единиц в упаковке, в том числе неделимой), единицу измерения, что ограничило круг участников совместных торгов, ограничило доступ к участию в торгах, в том числе производителей,
- во включении в техническое задание и проект государственного контракта требований о развертывании в срок не более 5 дней с момента подписания государственного контракта по адресам лечебных учреждений информационно-технологических комплексов (аппаратное и программное обеспечение) для ведения учета товара, поставленного в рамках обеспечения лечебных учреждений, составления отчетности в соответствии с требованиями и на основании утвержденной лечебным учреждением сводной (квартальной) заявки, техническое обслуживание ИТК, доработку и обновление программного обеспечения по указанию лечебного учреждения, функционально и технологически не связанных с предметом совместных торгов, что привело к сокращению потенциальных участников совместных торгов, устранило от участия в совместных торгах хозяйствующих субъектов - участников рынка, производителей и поставщиков, в т.ч. относящихся к малому и среднему бизнесу, создало преимущественные условия участия в совместных торгах ЗАО «Империя-Фарма», являющегося собственником информационно-технологических комплексов, уже развернутых в Комитете по здравоохранению и подведомственных ему государственных учреждениях здравоохранения, что привело к ограничению конкуренции при проведении совместных торгов.

Комитету по здравоохранению Санкт-Петербурга, СПБ ГУЗ «Городская Александровская больница» выданы предписания о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.


Для справки:
В деле К03-21/09 в действиях Комитета по здравоохранению признано нарушение п. 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», при проведении открытого аукциона на право заключения государственных контрактов Санкт-Петербурга на поставку лекарственных средств, расходных материалов, изделий медицинского назначения, реагентов и расходных материалов для лабораторной диагностики и дезинфицирующих средств для нужд государственных учреждений, подведомственных Комитету по здравоохранению Санкт-Петербурга, выразившееся в укрупнении лотов, что имеет своим результатом уменьшение потенциальных участников открытого аукциона, устранение от участия в аукционе хозяйствующих субъектов-участников рынка, в т.ч. и относящихся к малому бизнесу, ограничение конкуренции.

Вывод об ограничении конкуренции подтвержден опросом потенциальных участников аукциона о причинах неучастия в открытом аукционе, который показал, что хозяйствующие субъекты вынуждено не принимали участие в аукционе ввиду укрупнения лотов, а в случае разукрупнения лотов приняли участие в аукционе. Так, по мнению участников рынка, например, в лот 1 объединены лекарственные средства разных групп и направлений, закупка которых может быть произведена отдельными лотами. Кроме того, в результате укрупнения лотов принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств при проведении аукциона не был достигнут, снижение стоимости лекарственных препаратов, закупленных по результатам аукциона, не произошло.

По результатам рассмотрения дела №К03-21/09 Комитету по здравоохранению Санкт-Петербурга было выдано предписание, содержание которого обусловлено социальной значимостью проводимой закупки, направлено на недопущение нарушения в будущем и обосновано тем, что исполнение предписания путем формирование лотов в т.ч. по группам лекарственных средств (в частности по имеющим одно международное непатентованное наименование), а также по получателям устранит ограничение доступа к участию в аукционах поставщикам лекарственных средств, в т.ч. относящихся к малому и среднему бизнесу, обеспечит доступ отечественным производителям лекарственных средств к процедурам торгов и приведут к снижению цен на лекарственные средства и товары медицинского назначения.

Решение и предписание Санкт-Петербургского УФАС России по делу №К03-21/09 обжаловано Комитетом по здравоохранению в арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области (арбитражное дело № А56-75534/2009), который в трех инстанциях отказал Комитету по здравоохранению в удовлетворении требований и признал законными решение и предписание Санкт-Петербургского УФАС. Решение и предписание Санкт-Петербургского УФАС России по делу №К03-21/09 вступили в законную силу.

Комитетом по здравоохранению предписание по делу №К03-21/09 не исполнено, что было подтверждено в деле № К03-257/10, в котором в действиях Комитета по здравоохранению при проведении открытого аукциона на право заключения государственного контракта Санкт-Петербурга на обеспечение лекарственными средствами, расходными материалами, изделиями медицинского назначения, реагентами, расходными материалами для лабораторной диагностики и дезинфицирующими средствами государственных учреждений, подведомственных Комитету по здравоохранению, в 2010 году признано нарушение ч.1, ч.2, ч.3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции) выразившееся:
- в объединении в лотах 1-4, 7-11, 14-15 большого количества товаров и большого количества получателей лекарственных средства (84 учреждения), что повлекло устранение от участия в аукционе производителей лекарственных средств, ограничение доступа к участию в торгах поставщиков, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства а, следовательно, ограничение количества участников аукциона и ограничение конкуренции при проведении аукциона
- во включении в техническое задание и проект государственного контракта требований о развертывании в срок не более 5 дней с момента подписания государственного контракта по адресам получателей информационно-технологического комплекса (аппаратное и программное обеспечение, ИТК) для ведения учета товара, поставленного в рамках обеспечения лечебных учреждений, составления отчетности в соответствии с требованиями и на основании утвержденной государственным заказчиком сводной заявки, техническое обслуживание ИТК, доработку и обновление программного обеспечения по указанию государственного заказчика, функционально и технологически не связанных с предметом аукциона, что привело к ограничению конкуренции при проведении аукциона.
Комитету по здравоохранению выдано предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции при организации и подготовке аукционов на обеспечение лекарственными средствами, расходными материалами, изделиями медицинского назначения, реагентами, расходными материалами для лабораторной диагностики и дезинфицирующими средствами для нужд государственных учреждений, подведомственных Комитету по здравоохранению для чего:
- формировать лоты на поставку аналогичного перечня товаров таким образом, чтобы участие в аукционе смогли принять производители аналогичного перечня товаров и большее количество хозяйствующих субъектов - участников рынка, в т.ч. относящихся к малому бизнесу;
- не включать в требования аукционов поставки продукции (товаров, работ, услуг) технологически и функционально не связанных с предметом аукционов.

Решение и предписание Санкт-Петербургского УФАС России по делу №К03-257/10 Комитетом по здравоохранению не обжалованы, вступили в законную силу.