Кластеризация «Юнимилка» нарушила конкуренцию
18 июня 2015 года Санкт-Петербургское УФАС России признало в действиях ОАО «Компания ЮниМилк» нарушение ст. 10 Закона о защите конкуренции.
Основанием для возбуждения дела стало заявление ООО «Агро-Трейд». Поставщик сырого молока сообщил, что его основной потребитель - ОАО «Компания ЮниМилк» необоснованно снизил закупочную цену молока с 20 до 17,5 руб./л.
Такую цену ООО «Агро-Трейд» назвало невыгодной, поскольку она ниже суммы расходов, необходимых для производства и реализации молока. Кроме этого, Общество не смогло сразу отказаться от своей основной возможности сбыта молока и найти новых поставщиков и поэтому вынуждено работать в убыток.
Первоначальные признаки нарушения антимонопольного законодательства, а именно установление монопольно низкой цены товара, не подтвердились, поэтому Санкт-Петербургское УФАС России возбудило новое дело, в рамках рассмотрения которого был изучен вопрос формирования базовой (закупочной) цены сырого молока ОАО «Компания ЮниМилк».
Представители компании пояснили, что базовая цена молока рассчитывается исходя из двух показателей: базовой цены по региону и комплексной оценки поставщиков – «кластеризации».
При этом если первый показатель формируется на основании рыночных механизмов с учетом данных по спросу и предложению, то критерии второго представители ОАО «Компания ЮниМилк» пояснить не смогли, сообщив, что это конфиденциальная информация. Ни в договоре, ни в каких-либо открытых источниках информации требования к поставщикам, принадлежащим к тому или иному «кластеру» не установлены.
Таким образом, антимонопольный орган сделал вывод о том, что ОАО «Компания ЮниМилк», во-первых, необоснованно устанавливает различные цены на один и тот же товар, а, во-вторых, снижая базовую цену, может дискриминировать одних поставщиков по сравнению с другими.
«Сейчас поставщики компании «ЮниМилк» не знают к чему стремиться, как стать более конкурентоспособными, для них базовая цена молока – загадка. Такая непрозрачная схема ценообразования приводит к дискриминации поставщиков. Вместо того, чтобы их стимулировать и мотивировать, компания «ЮниМилк» применяет механизмы экономического давление и тем самым нарушает закон», - пояснил руководитель управления Вадим Владимиров.
В результате комиссия антимонопольного органа признала в действиях ОАО «Компания ЮниМилк» нарушения п. 6 и п. 8 ст. 10 Закона о защите конкуренции и выдало производителю молока предписание об обеспечении конкуренции на рынке сырого молока.
- экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом (п.6);
- создание дискриминационных условий (п.8).