Анализ рынка услуг по доступу к сети Интернет

Обзор состояния конкуренции на рынке услуг предоставления доступа к сети Интернет на территории Санкт-Петербурга.

Общие положения.
В настоящем исследовании анализировался рынок услуг доступа к сети Интернет, оказываемых пользователям, использующих данные услуги для личных и служебных нужд, в географических границах субъекта Российской Федерации: г. Санкт-Петербург.

1. Определение временного интервала исследования товарного рынка.
Временной интервал исследования товарного рынка определен 2010 годом.

2. Определение продуктовых границ товарного рынка.
Услуги предоставления доступа к сети Интернет выделяются в отдельный рынок на основании функционального назначения товара – получения доступа к сети Интернет с целью использования ресурсов сети Интернет, документальной электросвязи, иных сервисов.
Услуги предоставления доступа к сети Интернет относятся к услугам связи в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи».
По ОКВЭД классифицируются по коду 64.20.12 «деятельность в области документальной электросвязи».
В соответствии с перечнями лицензионных условий, при осуществление деятельности в области оказания соответствующих услуг связи оператор телематических услуг связи обязан предоставить пользователю доступ к информационным системам информационно-телекоммуникационных сетей, в тои числе к сети Интернет; оператор услуг связи по передаче данных – соединения по сети передачи данных, за исключением соединений для целей передачи голосовой информации.

Основными свойствами товара, определяющими выбор покупателей, является цена товара и качество услуги, а именно – скорость передачи данных, наличие (отсутствие) ограничений по объему передаваемой (получаемой) информации, устойчивость соединения.
С точки зрения потребителя услуга предоставления доступа к сети Интернет состоит из нескольких этапов, характеризующих порядок получения и оплаты услуги:
1. Установка и подключения соответствующего оборудования для организации доступа к сети передачи данных (затраты при приобретении);
2. получение доступа к сети Интернет – то есть возможности получения и отправки информации (трафика) (эксплуатационные затраты, плата за пользование ресурсами);
3. получение услуг, неразрывно связанных с определенным способом получения услуги доступа в Интернет, направленных на увеличение потребительской ценности услуги.
Исходя из сложившейся ситуации на рынке, услуга доступа к сети Интернет может быть предоставлена различными способами:
- по существующим сетям электросвязи: с использованием абонентской линии, с использованием сетей подвижной радиотелефонной связи, с использованием сетей, предназначенных для трансляции телепрограмм – кабельных или спутниковых, с использованием электросетей;
- с построением специальных выделенных сетей: проводных, беспроводных (WiMAX).

Услуги предоставления доступа к сети Интернет по качественным и техническим характеристикам, значимым с точки зрения потребителя, характеризуются:
1. способом соединения по сети передачи данных:
- Dial-up (когда компьютер пользователя подключается к серверу провайдера, используя телефон) - коммутируемый доступ по аналоговой телефонной сети со скоростью передачи данных до 56 Кбит/с;
- широкополосный доступ.
2. Широкополосный доступ (далее – ШПД) различается по типу технологии передачи данных:

- xDSL (ADSL - ассиметричная цифровая абонентская линия) – семейство цифровых абонентских линий, предназначенных для организации доступа по аналоговой телефонной сети, используя кабельный модем, в результате расширения диапазона частот, передаваемых по этой линии. Эта технология обеспечивает высокоскоростное соединение до 50 Мбит/с (фактическая скорость до 2 Мбит/с). Основным преимуществом технологий xDSL является возможность значительно увеличить скорость передачи данных по телефонным проводам без модернизации абонентской телефонной линии. Пользователь получает доступ в сеть Интернет с сохранением обычной работы телефонной связи.

- Доступ к Интернету по выделенным линиям (аналоговым и цифровым). Доступ по выделенной линии – это способ подключения к Интернет, когда компьютер пользователя соединен с сервером провайдера с помощью кабеля и это соединение является постоянным, т.е. некоммутируемым, и в этом главное отличие от обычной телефонной связи. Скорость передачи данных до 100 Мбит/с.

- Доступ к Интернету с использованием каналов кабельной телевизионной сети (Docsis), скорость приема данных от 2 до 56 Мб/сек (Кабельный Интернет). Существует два способа подключения: а) кабельный модем устанавливается отдельно в каждой квартире пользователей; б) кабельный модем устанавливается в доме, где живет сразу несколько пользователей услуг Интернет. Для подключения пользователей к общему кабельному модему используется локальная сеть и устанавливается общее для всех оборудование Ethernet.

- Доступ к Интернету через бытовую электрическую сеть напряжением 220 вольт (HomePlug). В зависимости от конфигурации скорость передачи данных составляет от 1 до 10 Мбит/с при расстоянии от 150 до 350 м между удаленными узлами. Технология PLC позволяет передавать данные по высоковольтным линиям электропередач, без дополнительных линий связи. Компьютер подключатся к электрической сети и выходит в Интернет через одну и ту же электрическую розетку, которая используется для бытовых электроприборов. (Используется при совмещении двух технологий – «последнего метра» и «последней мили»).
- Беспроводные технологии последней мили (WiMAX, Wi-Fi, RadioEthernet, MMDS, LMDS, Мобильный GPRS – Интернет).
Таким образом, с точки зрения качества предоставления Услуги по скорости (объему) и устойчивости преимущество имеет услуга, оказываемая по выделенным линиям.

Анализ сопоставимости по существенным свойствам товаров с точки зрения сопоставимости по потреблению (распространенность, цена приобретения, цена эксплуатации, оценка функционального назначения, дополнительные сервисы) разделяет рынок на два:
1. проводной - Dial-up, xDSL, Ethernet, Docsis, PLC;
2. беспроводной - WiMAX, Wi-Fi, RadioEthernet, Мобильный GPRS.
В настоящем анализе рассматривается проводной доступ в сеть Интернет.
На территории Санкт-Петербурга пользователю, прежде всего квартирному, доступны оба способа соединения: коммутируемый и ШПД. ШПД представлен самыми разнообразными технологиями. Именно это позволяет проследить, какие факторы влияют на потребительский выбор с точки зрения взаимозаменяемости услуг разных Интернет-провайдеров.

Взаимозаменяемость услуг, предоставляемых разными способами соединения и с использованием разных технологий, зависит от степени охвата территории сетями, по которым пользователю возможно получить услугу, и от уровня развития самих сетей (уровня цифровизации таких сетей). Первое условие позволяет охватить большее количество пользователей, а второе повысить качество (в широком смысле слова) услуги, что в конечном итоге позволяет обеспечить баланс цены-качества и повлиять на потребительскую ценность услуги.

При определении взаимозаменяемости различных способов предоставления услуги доступа в Интернет необходимо руководствоваться принципом технологической нейтральности услуги, оценивая только свойства услуги, определяющие выбор конкретной группы потребителей (если такие группы выделяются).

Таким образом, если качественные и ценовые характеристики различных способов предоставления услуги сравнимы, выделение отдельного способа предоставления услуги, обусловленного использованием какой-либо технологии, нецелесообразно.

3. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.
Управление Роскомнадзора по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в адрес Управления сообщило, что по состоянию на 01.01.2011 на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области зарегистрировано порядка 1620 действующих лицензий на оказание телематических услуг связи, однако на подведомственной Управлению Роскомнадзора телематические услуги связи фактически оказываются по 272 лицензиям.
Данные о лидирующих на рынке доступа в Интернет операторах связи (по количеству абонентов более 1 тысячи) приведены в таблице 1 приложения 1.

4. Определение географических границ товарного рынка.
Географические границы товарного рынка определены как территория субъекта Российской Федерации: г. Санкт-Петербург.
Географические границы Услуги определяются доступностью для потребителя Усулги того или иного Интернет-провайдера в пределах Санкт-Петербурга.
Спрос на Услугу, предоставляемой с использованием проводных технологий, привязан к объектам недвижимости и является неперемещаемым.
В следующей таблице представлены общегородские провайдеры, которые имеют возможность предоставить Услугу в объектах недвижимости, расположенных в 13 основных районах Санкт-Петербурга районах города.


Таблица. Общегородские операторы

Провайдер               Сайт                     Телефон            Охват

1. Авангард (СЗТ) avangard-dsl.ru          057               все районы

2. Твоё ТВ (ТКТ) spb.tvoe.tv                336-3434           все районы

3. Билайн internet.beeline.ru/provod/spb 986-5050   все районы

4. InterZet         interzet.ru                     640-5-640           все районы,

кроме:- Адмиралтейского, Петроградского, Центрального

5. Вэб Плас (ADSL) webplus.ru 380-9008 все районы

• все районы - подразумеваются основные 13 районов СПб, пригородные не считаются.


Наибольшим потенциалом по географии предоставления Услуги обладают прежде всего операторы связи, использующие технологии, позволяющие использовать для представления Услуги уже проложенную в объекте недвижимости абонентскую линию (телефонную или каналы кабельного телевидения). К таким операторам связи относятся ОАО «Северо-Западный Телеком», ОАО «Санкт-Петербургское кабельное телевидение», ЗАО «Вэб Плас». В настоящее время на рынке Санкт-Петербурга определились общегородские провайдеры, предоставляющие Услугу по выделенным (независимым) линиям связи на основе технологий домашних сетей (Билайн, InterZet).
Деятельность остальных провайдеров на рынке Санкт-Петербурга является более локальной и ограничивается отдельными районами города.

5. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке.
Расчет объема товарного рынка и долей на нем хозяйствующих субъектов по показателям, предложенным методикой, не производился.

По данным аналитиков в корпоративном сегменте шесть крупнейших операторов контролируют порядка 80% рынка (только на долю «Мегафона» и Билайна» приходится не менее 60%), первая пятерка интернет-провайдеров (СЗТ, ТКТ, InterZet, "ПиН Телеком" и "Билайн") удерживает более 83% рынка проводного интернет-доступа в частном сегменте. Такие данные приводит агентство TelecomDaily (www.comnerws.ru, РБК DAILY от 25.02.2011). Там же указывается, что по оценке СЗТ, компания сейчас имеет более чем двухкратный отрыв от ближайшего конкурента, контролируя чуть менее трети рынка (400 тыс.абонентов из 1,24 млн.квартир).

В таблице 1 приложения 1 представлен объем рынка по 32 лидирующим провайдерам (более 1 тыс.абонентов) по количеству абонентов на 12.06.2010 (по данным Источник: Admin_spb) и на 01.01.20011 (). В указанной таблице также представлены данные об объемы продаж в натуральных показателях (объем трафика, количество абонентов), которые были представлены по запросу Управления. В таблице отражены виды используемых для предоставления Услуги технологий и динамика произошедших за исследуемый период сделок.

6. Определение барьеров входа на товарный рынок.
Опрошенные Управлением операторы связи (провайдеры) не отмечали административных барьеров, связанных с получением лицензии на оказание услуг связи и выделение радиочастот.
При оценке барьеров входа следует учитывать следующие особенности исследуемого товарного рынка в целом и отдельных его сегментов - по способу соединения и технологиям (в случае получения услуги на стационарное абонентское устройство.

Для оценки барьеров входа на рынок производится оценка взаимозаменяемости по производству.
При оценке по взаимозаменяемости по производству установлено, что проводной ШПД доступ может организовываться с использованием существующей телефонной линии (XDSL) и на отдельных сетях передачи данных – с использованием «выделенной» линии (Ethernet).

Для указанных способов организации услуг барьеры входа на рынок существенно различаются.
В первом случае оператор несет затраты на строительство собственной сети, а, организует предоставление услуги к сети Интернет на существующей телефонной сети связи, что значительно снижает временные и денежные затраты на организацию доступа, а также позволяет выйти на рынок с существенно меньшими административными барьерами – отсутствие необходимости согласования размещения линий связи на территории населенных пунктов, в помещениях, зданиях.

Существенным отличием проводного ШПД доступа, организованного с использованием существующих линий, от ШПД доступа, организованного с использованием собственных выделенных сетей, является возможность выхода на новые территориальное рынки: для последних круг потенциальных пользователей ограничен нахождением пользователей в местах пролегания локальных сетей передачи данных (как правило это отдельные районы города), в то время как расширение географических границ деятельности для ШПД доступа, организованного с использованием абонентских линий, не затруднено ни временными, ни экономическими рамками, поскольку проникновение сетей местной телефонной связи значительно выше.

Спрос на услуги, которые обеспечиваются оператором связи по сетевой технологической инфраструктуре, привязан к объектам недвижимости и является неперемещаемым. При реализации права телефонизации объектов недвижимости на стадии застройки оператору связи будет принадлежать первичная внутридомовая телефонная сеть, по которой владелец помещения сможет получать не только услуги телефонии, но и услугу доступа в Интернет (коммутируемый доступ и ШПД по технологии ADSL).

В этом случае оператор связи, которому принадлежит внутридомовая первичная сеть, обеспечивает себе преимущество на рынке доступа в Интернет, и, как показывает практика, доступ на исследуемый рынок другим операторам связи в границах объекта недвижимости затруднен в силу следующих обстоятельств.

Традиционно телефонизацию объектов жилого фонда на территории городских и сельских поселений осуществляют операторы сетей связи общего пользования, признанные субъектами естественной монополии - на территории Санкт-Петербурга ОАО «Северо-Западный Телеком» в лице своих региональных Петербургского и Ленинградского филиалов. Указанный оператор признан также существенным оператором сети связи общего пользования на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Жители существующего и строящегося жилого фонда через внутридомовую телефонную сеть связи (при достаточной степени ее модернизации) могут получать доступ не только к услугам традиционной телефонии, предоставляемым в условиях естественной монополии, но и ко всему комплексу перспективных телекоммуникационных услуг (высокоскоростной доступ в Интернет, IP-телефония, IP-TV, передача данных и т.п.), рынки которых являются конкурентными.

Возможность для оператора связи в комплексе предоставлять естественно-монопольную услугу с услугами конкурентных рынков обеспечивает ему преимущества при доступе на конкурентные рынки. То же самое происходит и при первичном оборудовании объекта недвижимости сетями кабельного телевидения.

Для Интернет-провайдеров, которые организуют доступ к сети Интернет по выделенным каналам, слаботочные каналы, распределительные ячейки, лестничные клетки многоквартирных жилых домов, которые относятся к общедомовому имуществу и не принадлежат ни одному из операторов связи, являются для них ресурсом ограниченного доступа.

Это обусловливается особенностью Российского законодательства, в соответствии с которым принятие решения 2/3 собственников жилых помещений о разрешении использования общедомового имущества для установки оборудования, в противном случае такое размещение незаконно.

В связи с этим Управление поступают заявления как от жителей, желающих получать высокотехнологичные современные услуги связи, так и от операторов связи, имеющих возможность удовлетворить спрос на такие услуги, о неразрешимой проблеме при получении необходимых согласований с собственниками или управляющими компаниями недвижимости для размещения средств связи в объектах недвижимости.

Данная проблема требует разработки цивилизованного порядка недискриминационного предоставления доступа к данным элементам общего имущества дома и определенных регламентов по оборудованию сетей внутри и снаружи домов.

7. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке.
Развитие рынка Интернет подвержено общим тенденциям развития рынка телекоммуникаций в целом.
Для обеспечения конкурентноспособности любой услуги электросвязи, в том числе и услуги доступа в Интернет, возможно за счет расширения сетевой инфраструктуры, повышения качества за счет модернизации сетей при обеспечении выгодного для покупателя ценового предложения.

Развитие рынка характеризуется следующими тенденциями:
- вертикальная интеграция ведущих российских операторов электросвязи: ОАО «Связьинвест» (объединение МРК на базе ОАО «Ростелеком»), ОАО «Вымпелком» (интегрирован с ГолденТелеком, Совинтел, Корбиной), ОАО «МТС» (интеграция с Комстар-ОТС, Скай-Линк). ОАО «Мегафон» (покупка Синтерры);

- интеграция смежных активов операторов местной телефонной связи и Интернет-провайдеров на региональном уровне для возможности конвергенции услуг связи – возможность предложения в одном пакете нескольких услуг связи, например, фиксированной, мобильной, как на местной так и дальней, а также Интернет и IP-TV), что обеспечивает снижение цены каждой из предложенных в пакете услуг. К таким сделкам в Санкт-Петербурге, в том числе по приобретению активов региональных Интернет-провайдеров, следует отнести (см. в том числе таблицу приложения 1): ОАО «Мегафон» – ЗАО «Петерстар» и ЗАО «Метроком»; ОАО «Вымпелком» - ЗАО «Элтел»; ОАО «МТС» - ЗАО «ЛАНК Телеком» и ООО «Мультинекс». Из таблицы приложения 1 видно, что такие сделки повышают рейтинг ведущих компаний на рынке (Билайн переместился с 4-го на 3-е место).
- укрупнение активов местных Интернет-провайдеров, оказывающих услуги по выделенным сетям, что также обеспечивает им возможность сохранять лидирующие позиции (см. ООО «ПиН Групп», ООО «Перспектива» (InterZet), Сумма Телеком»).

Указанные тенденции позволяют расширить географию предоставления услуги и привлечь инвестиции (за счет расширения абонентской базы) на модернизацию сетей.
Лидирующие на рынке Интернет-провайдеры, обеспечивают себе преимущество за счет частных клиентов, а основными потребителями конвергированных услуг, включая Интернет, являются корпоративные клиенты.
Локальные независимые Интернет-провайдеры ориентированы в основном на корпоративных клиентов.

Одним из основных барьеров для доступа на рынок Интернет является доступ Интернет-провайдеров на объекты недвижимости для предоставления услуг жителям многоквартирных домов, а также бизнес-клиентам – арендаторам помещений (например, в бизнес-центрах).