Интервью: Реклама новостроек. Старые проблемы – новые решения

В рамках совместного проекта Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу и газеты Metro "УФАС уполномочен заявить..." заместитель руководителя Санкт-Петербургского УФАС России Вячеслав Тукаев рассказал, какие изменения претерпел закон "О рекламе" к началу 2017 года.

– Вячеслав Александрович, это наша первая встреча в 2017 году, расскажите, что нового произошло в сфере рекламы. Мы знаем, что зачастую законодатели преподносят подарки в виде нововведений и изменений именно под Новый год. В этот раз поправки коснулись и закона "О рекламе". Верно?

- Почти. Изменения в закон "О рекламе" были внесены еще в июле и декабре 2016 года, а в силу они вступили с 1 января 2017 года.

Какие же сферы были затронуты?

- В основном это реклама строящегося жилья. Отсутствие в рекламе новостроек наименования застройщика – довольно частое нарушение, которое неоднократно пресекалось Санкт-Петербургским УФАС и ранее.

Так вот в июле 2016 года были внесены изменения в закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ". И закон "О рекламе"  как раз и стал одним из этих других законодательных актов.

В частности, ч. 7 ст. 28 закона "О рекламе" теперь обязывает помимо сведений о месте размещения проектной декларации, указывать фирменное наименование застройщика либо его коммерческое обозначение. Что именно – наименование или коммерческое обозначение – остается на усмотрение рекламодателя. Но что-то одно обязательно должно быть!

Также в рекламе может быть указано коммерческое обозначение, индивидуализирующее объект капитального строительства. Например, если строится многоквартирный дом – наименование жилого комплекса. Но это пока только право, а не обязанность рекламодателей.

Кстати, интересно будет проверить  читателей на бдительность. Достаточно будет на минуту отвлечься от чтения газеты Metro и внимательно посмотреть, что написано мелким шрифтом на рекламных плакатах того или иного жилого комплекса. В вопросах рекламного законодательства они уже отлично подкованы, поэтому осталось узнать, хорошо ли рекламодатели исполняют свои обязательства вот уже почти два месяца.

- В случае выявления нарушений указанных Вами норм можно будет обратиться в управление?

- Конечно, заявление и фотоподтверждение ненадлежащей рекламы можно направить по электронной почте to78@fas.gov.ru или по адресу: Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д. 13, лит. А.

Какие-то еще изменения коснулись этой статьи?

- Да. Кроме того, что я уже назвал, расширен перечень требований, которым должна соответствовать организация, занимающаяся строительством, прежде чем вообще задумываться о рекламе.

В частности, у застройщика должны быть все соответствующие разрешения на строительство, государственная регистрация права собственности или права аренды, субаренды на соответствующий земельный участок, на котором осуществляется строительство, а также заключения о соответствии самого застройщика и проектной декларации требованиям, установленным Законом № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве…".

В случае отсутствия хотя бы одного пункта, реклама становится ненадлежащей. Причем ответственность за нарушение перечисленных мною норм несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель.

А если реклама ненадлежащая, то сразу штраф?

- Теперь не всегда. И это следующее нововведение, но уже в Кодексе об административных правонарушениях.

Для субъектов малого и среднего предпринимательства мы, как контролирующий орган, будем обязаны заменить штраф на предупреждение.

- Поддержка малого и среднего бизнеса на лицо.

- Именно! Но в случае повторного нарушения предупреждением, как говорится, не отделаться. Штраф неизбежен.

Со строительством и штрафами разобрались. Но вы говорили, что и в декабре были какие-то поправки. Чего коснулись они?

- Эти поправки будут больше интересны прессе, как рекламораспространителям. В декабре был увеличен максимальный объем рекламы, допускаемый к распространению  в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера. Теперь этот предел составляет не 40%, а 45% объема одного номера. 

- Какой приятной новостью заканчивается наше интервью. Спасибо, Вячеслав Александрович!

- Спасибо! Рад был встрече!