Дорого и ненатурально

Эксперты предупреждают: 70% товаров с маркировкой «Эко» и «Био» не являются «органическими». При этом никакого наказания для тех, кто откровенно фальсифицируют информацию о своих продуктах, не предусмотрено

Проблема в том, что само понятие «экологически чистый продукт» в России законодательно не закреплено. Нет системы обязательной экологической сертификации, а особые стандарты разработаны лишь на отдельные группы товаров. Таким образом приставки «эко» или «био» на упаковках зачастую оказываются лишь пустым маркетинговым ходом, призванным повысить продажи. На Западе это явление называют «гринвошингом» - буквально «зеленое отмывание», говорит руководитель проекта «Экополка» Роман Саблин.

Отметим, что экомаркировка в России - дело добровольное. Процесс получения специальных документов кропотливый. Гринвошеры предпочитают не тратить время и деньги, по собственному усмотрению украшая товары экокартинками. Часто они схожи с подлинными сертификационными знаками. Проблемой уже заинтересовались в ФАС. Однако специалисты ведомства отмечают, что пока у них связаны руки. Ни одного обращения от обманутых потребителей до сих пор не поступило. Вся надежда на предпринимателей, которые начнут сообщать о недобросовестной конкуренции со стороны гринвошеров, - говорит руководитель УФАС по Петербургу Вадим Владимиров.

Недавно «Экологический союз Петербурга» совместно с социологами СПбГУ провели исследования в супермаркетах Северной столице. Выяснилось, что даже в достаточно дорогих «Лэнде» и PRISMA половина «зеленых» товаров – совсем не «зеленые». Эксперты проверяли молоко, крупы, средства для мытья посуды и шампунь. Особенно тяжелая ситуация с молоком – ни у одного товара на полке не было «экологических» сертификатов, несмотря на соответствующие значки на упаковках. Не соответствуют статусу «эко» - гречневая крупа «Волжская», крема «Нежный лён» и «Чёрный жемчуг», а также стиральный порошок «Аистёнок». Последний, к слову, давно находится в черном списке Росконтроля, как токсичный продукт. Продолжает руководитель «Экологического союза» Юлия Грачева.

В Европе и США, кстати, нашли решение проблемы гринвошинга – на товарах, которые не прошли сертификацию попросту запрещено публиковать слово «экологичный». Еще один способ борьбы с экомаркетингом реализовали в Финляндии. Здесь обозначение «органический» могут иметь только те продукты, которые закупает государство.