ФАС прогоняет госпредприятия с рынка

Вадим Владимиров, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы (ФАС) по Санкт-Петербургу:

В целях исполнения Национального плана развития конкуренции Федеральная антимонопольная служба разработала законопроект, согласно которому создание государственных и муниципальных унитарных предприятий (ГУП и МУП) на конкурентных рынках будет невозможно без получения согласования в ФАС. А получить его на конкурентных рынках будет очень непросто, поскольку, по мнению ФАС России, именно участие унитарных предприятий в хозяйственной деятельности оказывает наиболее негативное влияние на конкуренцию на локальных рынках.

Вредоносные петербургские ГУПы

На конец октября 2017 года в подведомственности петербургских комитетов, служб и управлений находилось 43 ГУПа. Некоторые из них наделены исключительными полномочиями по оказанию услуг на различных рынках.

Например, реорганизованное из ГУПа государственное бюджетное автотранспортное учреждение «Смольнинское» (ГБАУ) обслуживает транспортом петербургские органы госвласти, а организацией питания при проведении официальных мероприятий занимается ГУП «Комбинат питания «Смольнинский».

При этом рынки оказания транспортных услуг и общественного питания в Петербурге высококонкурентные. Тем не менее городские власти предпочитали для удовлетворения своих потребностей использовать подведомственные им унитарные предприятия.

Никакой исключительности ГУПам

Шесть лет, начиная с 2011 года, Санкт-Петербургское УФАС России добивалось отмены статьи городского закона (ст. 7-1 закона № 223-35), которая наделяла ГУПы исключительными полномочиями.

Так, ссылаясь на эту статью, в 2016 году без проведения конкурсных процедур Комитет по печати Санкт-Петербурга заключил контракты на украшение города с ГУП «Городской центр размещения рекламы» почти на 30 млн руб., а Законодательное собрание Санкт-Петербурга (ЗакС) потратило 439 млн руб. на транспортное обслуживание депутатов.

По инициативе нашего управления ФАС России подала иск о признании недействующей спорной статьи. И в октябре 2017 года конкурентные принципы одержали победу. Верховный суд отменил действие статьи 7-1.

В результате заключать контракты с ГУПами без проведения торгов городским властям стало сложнее.

Пытаемся закрыть лазейку

Нас очень беспокоит тенденция последних лет — преобразование ГУПов в государственные казенные или бюджетные учреждения (ГКУ или ГБУ). При этом сильно возрастают затраты на такие, вновь созданные организации.

Например, после реорганизации из ГУП в ГКУ расходы на содержание «Городского центра управления парковками» увеличились в 11 раз (в 2015 году по сравнению с 2014 годом).

Контракт на перевозку депутатов на 439 млн руб., заключенный на три года, тоже не остался без внимания управления. Во-первых, антимонопольным органом в действиях ЗакСа признаны нарушения законов «О контрактной системе» и «О защите конкуренции». Во-вторых, по нашему иску в арбитражном суде рассматривается дело о расторжении этого контракта и мы надеемся, что решение суда поможет сэкономить немалую часть бюджетных средств. Процесс еще не завершен. Следующее заседание будет в феврале.

ГУПов должно быть меньше

О необходимости сокращения количества ГУПов на конкурентных рынках ФАС России говорит уже давно.

Почему, спрашивается, украшение города к праздникам, питание правительственных делегаций или обслуживание депутатов и чиновников автомобильным транспортом может осуществлять только унитарное предприятие? Это все конкурентные рынки.

Мы рассчитываем, что законодательная инициатива ФАС приведет к сокращению количества ГУПов в Петербурге, что должно положительно сказаться, как на экономии бюджетных средств, так и на экономике Петербурга в целом.