• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Вадим Владимиров: опираясь на прошлое, работаем в настоящем, устремившись в будущее

 

Федеральная антимонопольная служба отмечает юбилей.

 

Сегодняшний выпуск совместной рубрики газеты «УФАС уполномочен заявить» посвящен 15-летию ФАС России. В марте 2004 года была образована Федеральная антимонопольная служба. Именно на эту тему мы решили поговорить с руководителем Санкт-Петербургского УФАС России Вадимом Владимировым.

 

- Вадим Валерьевич, Федеральная антимонопольная служба празднует своё 15-летие. Но все источники говорят, что антимонопольное ведомство образовано в 1990 году.

 

- Да это так. В России антимонопольное регулирование началось в 1990 году. Сначала был образован Государственный комитет по антимонопольной политике, который затем был преобразован в Министерство. Эра современного антимонопольного регулирования началась 9 марта 2004 года с образованием Федеральной антимонопольной службы.

 

Главой службы был назначен Игорь Юрьевич Артемьев. И именно с этого времени антимонопольная деятельность приобрела новое дыхание.

 

- В 2004 году вас переименовали министерство в службу – и все? Или же поменялись функции и полномочия?  

 

- Министерство занималось еще и защитой прав потребителей. Эта функция передана Роспотребнадзору. Остальные полномочия у нас остались, они даже расширились.

 

На сегодня ФАС России и ее территориальные органы контролируют соблюдение более 20-ти законов. К ним относятся и закон о защите конкуренции и контроль за соблюдением законов «О контрактной системе», «О закупках отдельными видами юрлиц», «О торговле», «О рекламе», «О гособорозаказе». И это я перечислил малую часть того, с чем приходится сталкиваться каждый день.

 

За 15 лет были четыре раза вносились существенные изменения в Закон о защите конкуренции, или, как мы говорим – принято 4 новых антимонопольных пакета законов. Разработан 5-ый пакет, обсуждение которого активно ведется в настоящее время.

 

- Налицо многосторонность и многозадачность вашего ведомства.

 

- Да, это так. В целом нам удалось гармонизировать российское антимонопольное законодательство и Организация экономического сотрудничества и развития признала его соответствующим лучшим мировым практикам. ФАС России уже несколько лет входит в 20-ку лучших антимонопольных органов из более чем 140 стран мира.

 

-  Вы уже сказали, что разработан 5-ый антимонопольный пакет законов. Какие еще законодательные инициативы ФАС России вы бы отметили?

 

- Сейчас экономика диктует новые правила игры на рынках, и поэтому мы одними из первых в мире подготовили «цифровое» антимонопольное законодательство – это часть 5-го антимонопольного пакета.

 

Кроме того, подписан Указ Президента России №618, утвердивший Национальный план развития конкуренции.

 

Мы переходим от защиты конкуренции к её активному развитию. И это задача не только наша, здесь нам не обойтись без региональных органов власти. Только совместными усилиями мы сможем добиться положительных результатов.

 

- Но какие-то результаты уже достигнуты. Можете назвать самые важные, судьбоносные дела вашего управления?

 

- Придётся продолжить разговор про органы власти. К сожалению, именно с их стороны довольно часто происходят нарушения антимонопольного законодательства.

 

Я считаю, что здесь играет роль психологический фактор. Проще подчинить хозяйственную жизнь государственному влиянию, не регулировать её экономическими методами, а в директивном порядке отдать команду и потребовать её выполнения. Такому методу хозяйствования лучше всего отвечают ГУПы и МУПы, которых в стране по оценкам ФАС более 18 тысяч.

 

В Петербурге долгое время некоторые ГУПы были особенными предприятиями – они имели право эксклюзивно заниматься видами деятельности, которые мог осуществлять и не государственный бизнес.

 

Поэтому своим самым большим достижением мы считаем изменение одного из городских законов, который наделял ГУПы эксклюзивными правами. На это у нас ушло более 6 лет. Но теперь кроме громких слов о развитии и поддержании конкуренции можно оценить и практическую выгоду – экономию бюджетных средств.

 

- Вот, вы сказали про экономию, и мне вспомнилось дело о логотипе Петербурга от студии Артемия Лебедева. Лого было продано за рубль. Но вам это не понравилось.  

 

- Да, это ещё одно показательное дело. У города была потребность в туристическом логотипе, Комитет по туризму кулуарно без объявления торгов заказал его у студии Артемия Лебедева и заключил договор за 1 рубль.

 

Мы же показали органам власти, что нельзя так просто что-то взять и кому-то отдать. Обязательно должны проводится торги. В городе и стране масса голодных художников, которые с удовольствием занялись бы разработкой логотипа.

 

Как отметил суд, отдав рубль Комитету студия Лебедева заработала на имени Петербурга нематериальный актив – пиар.

- Вы коснулись темы развития, изменений законодательства, позвольте спросить про мультимедийную выставку, организованную вашим ведомством и Президентской библиотекой. Правильно ли я понимаю, что ее материалы наглядно демонстрирует изменение отношения к конкуренции и монополиям и экономике?

 

- Спасибо, что следите за нашими новостями. Выставка называется «Конкуренция и монополии в Петербурге. От Империи до наших дней». При подготовке к мероприятию специалистам библиотеки удалось собрать поистине уникальные материалы.

 

Например, считается, что первый в мировой истории проконкурентный акт – это американский закон Шермана 1890 года. Но в России борьба с картелями началась на 45 лет раньше - в 1845 году, и уже тогда за это нарушение можно было лишиться свободы.

 

На выставке собраны факты о трестах, синдикатах и картелях, которые в сочетании с информацией о действиях современных петербургских монополистов раскрывают отношение к конкуренции в России и в Петербурге.

 

Но выставка посвящена не только картелям, монополиям и борьбе с ними. Одними из самых интересных и красочных стали слайды, повествующие о пресечении недобросовестной конкуренции и контроле рекламы. Мы разыскали плакаты начала 20-го века с рекламой табака, лекарств, алкоголя. Которые, в наши дни были бы расценены антимонопольной службой как нарушение закона.

 

В целом мы постарались описать и нашу богатую историю, и достигнутые результаты. Ведь так и получается: опираясь на прошлое, работаем в настоящем, устремившись в будущее!

 

- Как можно посетить выставку?

 

- В стенах Президентской библиотеки она уже завершилась, но на то он и цифровой 21 век. Все материалы вскоре будут размещены на официальном сайте библиотеки и станут доступны всем желающим.

 

- Вадим Валерьевич, спасибо Вам за беседу! Ещё раз поздравляем Вас и Ваших коллег с 15-летием ФАС России. Желаем вам достижения намеченных целей, принятия разработанных изменений в законы и продуктивного диалога с властями Петербурга.

 

- Спасибо!