Еще одна попытка дорожного ремонта

Сфера деятельности: Контроль госзакупок
Смольный вскрыл конверты с названиями компаний, которые приняли участие в конкурсе на дорожный ремонт за 2,5 млрд рублей. На лакомые госзаказы по всем районам города претендуют почти три десятка компаний. Игроки рынка утверждают, что результат во всех случаях предопределен.
Смольный изо всех сил пытается успеть с текущим дорожным ремонтом. Как уже рассказывал dp.ru, проведение 14 конкурсов на работы во всех районах Петербурга общей стоимостью 3,5 млрд рублей впервые затянулось больше, чем на полгода. Из-за многочисленных жалоб потенциальных подрядчиков в ФАС по Петербургу конкурсы несколько раз переносились. В результате комитет по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) начал проводить их заново, по новому 44-ФЗ, который предполагает предквалификационный отбор. Процесс затянулся, а итоги конкурсов начинают оглашать только сейчас, в начале июня. Обычно итоги подводят в марте или даже раньше, чтобы на майские праздники пришелся первый основной этап дорожного ремонта, а на летнее время отпусков — оставшаяся его часть.
Вчера в КРТИ вскрыли конверты с претендентами на 6 основных госзаказов на текущий ремонт дорог в 2014 году общей стоимостью почти 2,4 млрд рублей. Каждый контракт в этой группе стоит более 200 млн рублей. До этого, 2 июня, в комитете по госзаказу подвели итоги по другим 7 конкурсам со стоимостью каждого контракта меньше 200 млн рублей (Приморский, Петродворцовый, Красногвардейский, Фрунзенский, Колпинский, Кронштадтский и Курортный районы). Об их результатах dp.ru уже рассказывал: победили ЗАО "АБЗ-Дорстрой", ООО "С-Индустрия", ООО "Кэрол" и ООО "РСУ №378". Остается провести конкурс на небольшой объем работ в Невском районе.
В конвертах, вскрытых вчера, оказалось много разнообразных компаний, как давно известных на рынке, так и малоизвестных или вовсе новичков, которые еще не занимались дорожным ремонтом.
Контракт, объединяющий работы в Кировском и Центральном районах общей стоимостью 605 млн рублей, хотят выиграть ЗАО "Буер" (снизили цену на 6 млн рублей) и ООО "СК "Орион плюс" (снизили цену на 3 млн рублей). Ранее игроки дорожно-строительного рынка уже высказывали dp.ru сомнения по поводу этого госзаказа. Неясно, на каком основании два района объединили в один конкурс. Критерием явно не был территориальный признак, ведь речь идет о центре города и о его окраине. В ФАС поступали жалобы на такое объединение. В них предполагалось, что цель объединения — передать крупному игроку более крупный заказ. Но эти жалобы в ФАС сочли безосновательными. Если бы их признали обоснованными, то конкурсы пришлось бы объявлять заново, а их результаты подвели бы уже осенью или зимой.
Также в один конкурс объединены и работы в Адмиралтейском и Василеостровском районах. На выполнение этих работ за 453 млн рублей претендуют ООО "Вега-2000" (снизили цену на 2 млн рублей), ЗАО "АБЗ-Дорстрой" (снизили цену на 3 млн рублей) и ООО "Инждорстрой" (снизили цену на 12 млн рублей).
Но если "АБЗ-Дорстрой" и "Буер" — компании, которые работают на рынке уже много лет, давно заняли лидирующие позиции и не нуждаются в представлениях, то об "Орион-плюс", "Вега-2000" и "Инждорстрой" этого не скажешь.
"Орион-плюс" пока ничем особым не отличился. Компания выполняла некоторые работы на петербургских дорогах. По данным СПАРК, ею владеет Алексей Вихарев. Также есть небольшой опыт и у "Вега-2000", но в основном на дорогах в Ленобласти. В 2012 году компания работала на подряде у ОАО "АБЗ №1", и в ее офисе проводились обыски по делу о хищении с ущербом на 7 млн рублей во время ремонтных работ. Владельцы компании, по данным СПАРК, Михаил Шевеленко и Алексей Каспаров. "Инждорстрой" (ИДС) до сих пор представлял на конкурсах холдинг "Акрос", утверждают участники рынка. По данным СПАРК, владелец компании — Андрей Тищенко. Формально он не связан с ЗАО "Акрос", но косвенно версию о связи подтверждает и то, что информация о победах ИДС публиковалась на сайте "Акроса".
В этих "сдвоенных" конкурсах победы предопределены, уверены участники дорожно-строительного рынка. Как сообщили dp.ru представители сразу нескольких компаний, контракт на работы в Центральном и Кировском районе, скорее всего, достанется СК "Орион-плюс", поскольку в других конкурсах компания не участвует. Но, как минимум, для работ в Кировском районе компания привлечет на субподряде все тот же "Буер". Тем более, рабочие компании уже были замечены на участках, которые нужно будет ремонтировать в Кировском районе, уверяют участники рынка. Победу в конкурсе на работы в Адмиралтейском и Василеостровском районе предрекают "АБЗ-Дорстрою".
По работам в остальных пяти районах проходят отдельные конкурсы. На контракт на 366 млн рублей в Московском районе претендуют ООО "А-проект" (не снижало цену работ), ЗАО "Леммикяйнен дор строй" (снизили цену на 4 млн рублей), ООО "Инждорстрой" (ИДС) (снизили цену на 9 млн рублей) и ООО "СК "Гермес" (внушительно снизили цену на 50 млн рублей).
Большинство этих претендентов — "дочки" или постоянные субподрядчики крупных компаний. "А-проект" в основном работал на дорогах в Ленобласти, а из крупных петербургских проектов фигурировал разве что в строительстве центрального участка ЗСД от набережной реки Екатерингофки, куда компанию привлекли на субподряде у итальяно-турецкой Astaldi-IC. Владельцы компании, по данным СПАРК, Юрий Рыженков и Елена Архангельская (через ООО "Стройинвест-СПб"). "Леммикяйнен дор строй", как нетрудно догадаться по названию, является "дочкой" финского девелопера "Лемминкяйнен Рус". Об ИДС речь уже шла выше. Также и "СК "Гермес" — дочерняя компания. Ее контролирует ЗАО "ПО "Возрождение" Игоря Букато. До этого "Гермес", в основном, работал в Ленобласти. Например, год назад компания освоила 113 млн рублей при ремонте трассы "Выборг-Светогорск" в качестве подрядчика комитета по дорожному хозяйству Ленобласти.  
Кто победит в этом конкурсе, с точностью предполагать сложно, считают участники рынка. Так, у "А-проекта" и ИДС есть административный ресурс, уверяют они, а у "Лемминкяйнен дор строй" — собственный завод и действительно достойный опыт работы. В то же время "Гермес" предложил внушительную скидку на свои работы.
Выборгский, Калининский, Красносельский и Пушкинский районы – не такие завидные контракты, но и на них нашлось немало претендентов. Так, работы в Выборгском районе за 275 млн рублей готовы провести ООО "СМУ "Северо-Запад", ЗАО "Трест", ЗАО "Ювенал",  ООО "Старп-строй" и ООО "СевЗапДор". Компании предложили снижения стоимости от 2 по 32 млн рублей. Работы в Калининском районе за 248 млн рублей готовы выполнить ООО "Инждорстрой" (ИДС), ООО "СМУ "Северо-Запад", ЗАО "Трест", ООО "СК "Гермес", ООО "Старп-строй" и ЗАО "Ювенал". Компании предложили снижение стоимости на суммы от 2 до 35 млн рублей. На работы в Красносельском районе за 246 млн рублей всего три претендента: ООО "А-проект", ЗАО "Лемминкяйнен дор строй" и  ООО "СМУ "Северо-Запад", и все они предлагают снизить стоимость работ лишь на 1-2 млн рублей.
Неожиданно популярным оказался самый дешевый госзаказ на ремонт дорог в Пушкинском районе за 201 млн рублей. На него претендуют ООО "Вега-2000", ЗАО "АБЗ-Дорстрой", ООО "Инждорстрой", ООО "СМУ "Северо-Запад" и ООО "Стройком". При этом есть варианты снижения стоимости работ еще на 12 млн рублей.
Среди претендентов на эти контракты появляются вообще неизвестные фирмы. Так, СМУ "Северо-Запад" не отличилось пока никакими ремонтными работами ни в Петербурге, ни в Ленобласти, ни где-либо еще. Игроки рынка утверждают, что компания аффелирована с ООО "СтройИнвест" и ООО "РСУ-3", хотя фактических подтверждений этого утвреждения нет. Аналогичная ситуация и со "Стройкомом": о компании ничего не известно. Не очень понятно, как эти компании прошли отбор и приняли участие в конкурсе. Ее владелец, по данным СПАРК, Владислав Пушкарь. Также и компания "Старп-строй" дорожными работами по госзаказу пока не отличилась, а только ремонтировала и строила дома. Аналогична ситуация и с"СевЗапДор", владельцы которой, по данным СПАРК, Арсений Цалков и Павел Сорока. Впрочем, можно предположить, что история этой компании — это история одноименных ликвидированных фирм, которые занимались строительством КАД и другими крупными проектами.
Более известны другие два претендента: "Трест", который в прошлом году уже проводил дорожные работы в Петербурге, и "Ювенал", аффелированный с ЗАО "Пилон", лидером мостового строительства и ремонта. В 2013 году "Ювенал" на подряде у "Пилона" участвовал в реконструкции Дворцового моста. Также год назад было заведено уголовное дело о хищении почти 3 млн рублей во время ремонта дороги к санаторию "Аврора" в Кронштадте, в отношении экс-гендиректора "Ювенала" Юрия Фролова. Однако вскоре прокуратура выяснила, что он умер еще в 2012 году, и дело закрыли.
Именно "Ювеналу" игроки рынка предрекают победы в конкурсах на ремонт в Выборгском и Калининском районах. В Красносельском районе за победу будут бороться "А-проект" и "Лемминкяйнен дор строй", уверены анонимные источники dp.ru в дорожно-строительной отрасли. А вот по поводу работ в Пушкинском районе они говорят, что победа "Вега-2000" — вопрос решенный. Действительно, еще две недели назад один из источников dp.ru связывался с редакций и уверял, что эта компания уже вышла на объекты текущего дорожного ремонта в Пушкинском районе, но в ГАТИ эту информацию не подтвердили. За самовольный выход на объект компании полагается штраф до 1 млн рублей.
Одно из основных условий всех этих конкурсов – провести работы до конца сентября. Таким образом, после подведения итогов на подготовку к работам, получения ордера в Государственной административно-технической инспекции (ГАТИ), на проведение ремонта и последующее благоустройство территории, а также на сдачу объекта всем ведомствам у компании будет около двух месяцев. Иногда полный цикл таких работ занимает два или три месяца, но более традиционный срок – полгода.
Так, как отмечает Кирилл Иванов, руководитель объединения "Дормост", порой компании приходится ожидать полгода только выдачи ордера ГАТИ. Так происходит, если на том же участке запланирована перекладка трубопровода или других коммуникаций. Тогда при планировании ГАТИ старается сначала пустить на объект энергетиков, а уже после них – рабочих с их текущим ремонтом.
Текущий ремонт дорог предполагает замену верхнего слоя асфальта, уточняют в ГАТИ. Фактически это тот вид работ, который нужно производить в последнюю очередь. Иначе все суммы, потраченные на него, снова понадобится выделять из бюджета на следующий год.
"Мы надеемся, что в следующем году закупка ремонтных работ на дорогах Петербурга пройдет вовремя и с минимальным беспокойством для горожан", — отмечают в петербургском комитете по госзаказу, который проводит все конкурсы.